Блог Форума Доноров >>

Попрошайничество или фандрайзинг

Очередной раз услышала от представителей бизнеса о том, что больше не могут и не хотят рассматривать обращения о помощи со стороны некоммерческих организаций. Вот только за последний месяц получил 30 писем от этих попрошаек, пожаловался уважаемый бизнесмен из города Н. Он не желал больше тратить свое время на разбор этих писем и вникание в проблемы, а имея некоторый негативный опыт произвел их всех скопом в попрошаек и тунеядцев.

Я, конечно, не видела этих писем, но уверена, что как минимум часть из них была построена на описании проблемы и методов их решения, на которые необходимы средства. Да, некоммерческой организации нужны ресурсы для выполнения тех задач, которые она перед собой ставит. Да, она обязана предлагать решения проблемы и в этом ее главная задача и цель существования. А предоставить ей возможности для реализации этой задачи, в том числе поддержать ресурсами, задача общества, включая уважаемого бизнесмена.

Как мы сможем добиться изменения отношения общества к самому себе, если фандрайзинг мы описываем как рассмотрение «хотелок» от «попрошаек», если молодая организация без опыта привлечения средств фактически не имеет шанса найти поддержку от незнакомых ей лично компаний или фондов, если друзья продолжают пугаться и отговаривать, если кто-то из них вдруг решает создать НКО или не дай Бог фонд.

Адресная рассылка писем – один из старейших известных в мире подходов к фандрайзингу. ДО сих пор каждый день сотни тысяч НКО по всему миру обращаются к своим потенциальным жертвователям, бумажно и электронно, предлагая поддержать их проект, их инициативу или их организацию. И никто не считает это попрошайничеством, а цивилизованным методом работы, хотя, в последнее время, и не самым эффективным.

Так что же мы? В Докладе ФД за 2012 год выявлена одна интересная тенденция: технологии и подходы, родившиеся в третьем секторе, адаптируются и перенимаются другими секторами. Так и фандрайзинг претерпел изменения. Многие частные и корпоративные фонды, созданные для того, чтобы использовать свои собственные ресурсы на решение определенных учредителями проблем, стали заниматься фандрайзингом на свои проекты, изменяя тем самым суть подобных организаций. Многие компании используют пожертвования своих сотрудников и клиентов в качестве собственной благо­твори­тель­ности, что приводит к полному непониманию гражданами н сути пожертвований, ни результатов своих действий.

Мне кажется, что главной задачей всех, заинтересованных в развитии благо­твори­тель­ности в нашей стране, остается задача ликбеза и просвещения. До тех пор, пока из каждого радио, газеты и с каждой доски объявлений в общественных местах не будут кричать примеры, принципы, ценности и простые понятия, связанные с благо­твори­тель­ностью, мы не продвинемся дальше попрошаек и благо­твори­тель­ности-милостыни, а благо­твори­тель­ность –творчество и благо­твори­тель­ность ресурс для общества так и останутся понятиями из чужой жизни.