Публикации: Аналитика

Корпоративная благо­твори­тель­ность 2008: накануне

Миниатюра

Благотворительность компаний до недавнего времени являлась главной надеждой для некоммерческого сектора в России. Именно со средствами и инициативой бизнеса связывали свои планы музеи и школы, больницы и амбициозные студенты. Число компаний, участвующих в благо­твори­тель­ности, росло, увеличивались объемы финансирования и сферы интересов, больше стали писать об этом средства массовой информации; появился и целый пласт экспертов и исследований данного феномена. Проект «Исследование корпоративной благо­твори­тель­ности 2008» подвел основные итоги этого докризисного этапа развития благо­твори­тель­ности бизнеса.

Главным результатом Исследования мы можем считать выявление тенденции к структурированию благо­твори­тель­ной деятельности у компаний. Если несколько лет назад даже крупный бизнес не мог похвастаться подобной роскошью, то сегодня формализованная политика или концепция развития благо­твори­тель­ной деятельности становится распространенной нормой у тех, кто серьезно и систематически занимается фи­лан­тропией – 27 из 40 участников проекта указали на это в своих заявках. Такой документ четко описывает направления работы, процедуру принятия решений по выделению средств и механизмы контроля и отчетности. Он или любой другой документ отсутствует лишь у 6 компаний-участников, а еще 7 компаний рассматривают благо­твори­тель­ность как часть общей деятельности по корпоративной социальной ответственности.

Другим показателем структуризации фи­лан­тропической деятельности является наличие у компании собственного корпоративного фонда. Так, 8 российских (ТМК, Лукойл, АБС Холдинг, М. Видео, АФК Система, ОГК-5, «Уралсиб», Русский стандарт) и 3 международные компании (P&G, Intel, Alcoa) специально указали, что осуществляют благо­твори­тель­ную деятельность через специально созданную организацию. В сравнении с тем, что до недавнего времени благо­твори­тель­ность являлась лишь частью обязанностей сотрудника компании, выделение ее либо в отдельное подразделение, либо в специализированную структуру можно считать значительным шагом в развитии понимания и серьезности подхода компаний в данной сфере.

Еще одно важное подтверждение системности благо­твори­тель­ной деятельности со стороны компаний — это планирование расходов. Безусловно, самое простое планирование – с учетом расходов прошлых лет на основе «хотелок» – присутствует фактически у всех компаний. Поэтому неудивительно, что 30 компаний-участников указали, что имеют фиксированный бюджет на благо­твори­тель­ность на год. Важно, что только 5 компаний до сих пор финансируют эту деятельность по остаточному принципу. При наличии специального бюджета компании могут сделать следующий шаг – планировать расходы не на один год, а хотя бы на два-три, а также определить принцип формирования бюджета — в виде ли процента от прибыли компании, либо на основе предполагаемых проектных расходов.

Достаточно новой тенденцией остается вовлечение в благо­твори­тель­ную деятельность сотрудников компаний. Однако уже 18 компаний из числа участников проекта поддерживают волонтерские проекты своих сотрудников или сами организуют подобную деятельность, и около 20 компаний ведут программы частных пожертвований или предоставляют свои услуги pro bonо. Так как данные Исследования охватывают 2008 год, можно ожидать увеличение подобных проектов в будущем году.

Учитывая описанные позитивные изменения, необходимо отметить, что многие вещи остаются у компаний лишь в форме документов и деклараций. Так, в 30 компаниях-участниках курирование благо­твори­тель­ной деятельности является лишь частью обязанностей сотрудника. Получается, что благо­твори­тель­ная деятельность инкорпорирована в отдельные департаменты, чаще всего, в отделы по связям с общественностью, внешнекорпоративным отношениям, работе с государственными органами, внешним коммуникациям, устойчивому развитию, рекламе и спонсорству и другим. Лишь в 7 случаях есть отдельный сотрудник, и лишь в 3 случаях сотрудники корпоративного фонда не имеют других обязанностей. Поэтому говорить о том, что благо­твори­тель­ностью в компаниях занимаются профессионалы, возможно далеко не всегда. И это уже задача контрагентов из гражданского общества — «зажечь» своих бизнес-партнеров и ввести их в некоммерческую сферу.

Вероятно, одним из следствий нехватки профессиональных знаний является и тот факт, что набор тем и методов работы у большинства компаний-участников конкурса является достаточно стандартным. Так, более половины компаний (26) продолжают проводить разовые акции и мероприятия (культурные, спортивные), выделять помощь по запросам, поддерживать такие группы населения как дети-сироты, пенсионеры, инвалиды, молодежь.

При этом сами компании очень хотят поделиться своим опытом в данной работе и получить экспертную оценку своих усилий. Поэтому приятно отметить, что число проектов, поданных на отдельные номинации в рамках Исследования, было максимальным за все годы проведения конкурса. Так, в среднем на номинацию было заявлено 18 проектов, хотя в прошлые годы их было 6-8.

Наряду с отсутствием достаточного разнообразия тем проектов корпоративной благо­твори­тель­ности и форм их поддержки, исследование показало, что компании при активном использовании слова эффективность часто не уделяют должного внимания оценке профинансированных проектов. В подавляющем большинстве случаев об оценке эффекта от проекта говорить не приходится, а оценка результатов сводится к количественным и удовлетворенности со стороны менеджмента компании. Вероятно, у компаний не хватает достаточных знаний и ресурсов для более профессионального подхода.

Если говорить о будущем, то хочется пожелать участникам конкурса ни в коем случае не сворачивать свою социальную и благо­твори­тель­ную деятельность. Продолжение проектов даже в меньшем объеме и более активное привлечение и поддержка инициативы сотрудников положительно скажутся как на имидже компании в обществе, так и на атмосфере внутри организации. Имея значительный опыт общения с сотрудниками, ответственными за благо­твори­тель­ность, могу точно сказать, что им не всегда хватает времени для получения необходимых знаний и навыков для ее ведения. А потому стоит поощрять повышение квалификации своих менеджеров, поддерживать их желание профессионального общения в рамках конференций и деловых практикумов, и давать возможность поделиться полученными знаниями со своими коллегами.

Коллегам из некоммерческого сектора, которые хотят сохранить отношения с бизнес-партнерам или найти новых, стоит задуматься о создании новых тем и форм работы, которые бы более соответствовали возможностям и желаниям компаний. Так, не каждая некоммерческая организация сегодня готова принять волонтеров или может в точности сформулировать свои нефинансовые материальные потребности, а также предложить интересный подход в сфере прав человека или экологии, который бы очень захотелось поддержать бизнесменам.

Кризис, безусловно, закончится, а те партнеры, которых мы сохраним и найдем, и инициативы, которые создадим и выполним вместе, останутся на страницах истории благо­твори­тель­ности

Материалы по теме