Проекты

Барометр кризиса

Февраль 2015

Представляем вашему вниманию результаты февральского опроса «Барометр кризиса». В этом месяце на нашу анкету откликнулось 30 компаний. Хочется отметить, что число участников опроса фактически не меняется из месяца в месяц. Причиной этому могут быть как нежелание компаний раскрывать происходящие изменения, так и отсутствие окончательно принятых решений. При этом учитывая заинтересованность в результатах опроса надеемся, что в будущем число ответивших увеличится, тем более что опрос анонимный и результаты представляются в обобщенном виде.

Один из важных вопросов анкеты – об изменениях благо­твори­тель­ного бюджета по отношению к прошлому году. Общая картина за два предыдущих месяца отражала намерение компаний сохранить объем социальных инвестиций на уровне 2014 года.

График 1 Динамика благо­твори­тель­ных бюджетов за три месяца
(Без учета компаний, в которых на момент опроса решение не было принято)

График 1

Однако отдельные компании показали как сокращение, так и рост бюджетов, поэтому в февральском опросе мы попросили респондентов уточнить, насколько данные изменения существенны. Кроме того, мы попросили указать причины, по которым было принято решение увеличивать или уменьшать расходы на корпоративную благо­твори­тель­ность.
Из 30 опрошенных компаний практически равное количество отметили положительную и отрицательную динамику изменений бюджета (шесть компаний сократили бюджеты, пять – увеличили). Разброс показателей по увеличению бюджета очень значительный: от 1-5%, который компании объясняют инфляцией, до >20%, что связано с развитием благо­твори­тель­ных программ. При этом сокращение бюджета в пяти случаях из шести весьма существенное – более чем на 20%, что во всех случаях компании объясняют нестабильной ситуацией на рынке и серьезным снижением прибыли.
Кроме того, ряд компаний отмечает остающуюся возможной вероятность пересмотра бюджета в течение года в зависимости от финансовых показателей.

График 2 Динамика благо­твори­тель­ных бюджетов компаний (%)

График 2

Партнерство
Январский опрос показал, что многие компании в качестве одного из возможных решений для сохранения собственных благо­твори­тель­ных программ рассматривают развитие партнерских отношений, в том числе с другими донорами.
О том, что компания реализует благо­твори­тель­ные проекты и программы в партнерстве, заявили 28 из 30 респондентов. При этом половина опрошенных ожидаемо указала в качестве ключевого партнера некоммерческие организации (в прошлом году более 60% участников проекта «Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности» отметили, что сотрудничают с крупными НКО). Вторым по популярности ответом стало партнерство с властью. Кроме того, 12 респондентов отметили, что партнерами их благо­твори­тель­ных программ являются другие компании.

График 4 Партнеры в рамках реализации благо­твори­тель­ных программ

График 3

Надо отметить, что тема партнерства, возникшая как антикризисная мера, представляет собой гораздо более серьезную задачу для благо­твори­тель­ного сектора в целом. Именно наличие разного рода партнерств показывает зрелость институциональной благо­твори­тель­ности, понимание правил ее развития и готовность максимально эффективно использовать все имеющиеся в наличие общества ресурсы.
В последнее время данная тема стала появляться на различных площадках как федеральных, так и региональных, как среди бизнеса, так и в других секторах. Надеемся, что следующим этапом будет переход от обсуждений о сложностях и условиях, при которых партнерство может развиваться, к реальной деятельности.

Подробная информация и дополнительные материалы:
Александра Болдырева
руководитель программ Форума Доноров
+7 (499) 978 59 93
corporateleader@donorsforum.ru