Проекты

Барометр кризиса

Май 2015

Барометр кризиса. Май 2015 г.

В этом месяце на нашу анкету откликнулись коллеги из 33 компаний, но мы надеемся, что в будущем число участников опроса будет расти и все больше представителей социально ответственного бизнеса поддержат нашу инициативу.

Бюджеты

Мониторинг финансовой политики в отношении социальных инвестиций бизнеса остается среди числа приоритетных задач проекта. Последние полгода подтверждают, что вопрос об изменении бюджета не снимается с повестки дня компаний. Из 33 ответивших 4 компании отметили актуальность темы и ее обсуждение в течение последних двух месяцев. Во время прошлого опроса 2 компании отмечали, что данный вопрос был на рассмотрении в течение предыдущего месяца, но в этот раз ни один из респондентов не отметил снижение, а 2 компании указали на увеличение суммы благо­твори­тель­ного бюджета по отношению к 2014 году.

В общей сложности 21 из 33 компаний отметили, что благо­твори­тель­ный бюджет изменился: 8 компаний увеличили, а 4 уменьшили бюджеты. При этом увеличение отмечено в пределах 20-30%, а уменьшение – на уровне 20%. Пять компаний не уточнили процент, на который были изменены бюджеты, в том числе 3 компании, указавшие увеличение финансирования социальной сферы.

График 1

Заметим, что в марте разброс в ответах был значительно выше: процент, на который был увеличен бюджет, достигал 125 %, а в феврале, напротив, цифры увеличения бюджета не достигали отметки 20%. Такая ситуация свидетельствует об обновлении состава респондентов. Напомним, что до мая к опросу приглашались компании-участники проекта «Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности».

Вместе с тем тенденция не изменилась: большинство компаний стремятся сохранить социальные проекты и программы. Большинство респондентов представляли компании финансового сектора, ТЭК, горнодобывающей промышленности и металлургии, ритейла, IT и телекоммуникаций. Определённой зависимости влияния экономической ситуации на поведение бизнеса той или иной отрасли в отношении благо­твори­тель­ной деятельности не выявлено.

Нефинансовая отчётность

В настоящее время мы видим, что экономическая ситуация приводит к росту ожиданий со стороны различных заинтересованных сторон в отношении прозрачности бизнеса. Подход к формированию нефинансовой отчетности компании, структура публикуемой информации и степень ее раскрытия, не только отражают условия для развития диалогов со стейкхолдерами, но и характеризуют глубину реализации принципов КСО в повседневной операционной деятельности бизнеса. Индикатором тенденций в деловой среде, равно как и в благо­твори­тель­ном секторе, является повышение качественного уровня информации, публикуемой о социальной деятельности организаций.

По этой причине в фокусе внимания майского Барометра оказались вопросы использования компаниями-респондентами инструментов нефинансовой отчётности.

28 из 33 компаний отметили, что публикуют регулярную нефинансовую отчётность. Из них 13 готовят единый отчёт, сочетающий финансовую и нефинансовую информацию, а 17 – отдельный нефинансовый отчёт. При этом две компании имеют оба вида отчётности.

Отсутствие нефинансовой отчётности указали 5 компаний, из которых 3 компании отметили, что планируют перейти к подготовке отчётов в ближайшем будущем. Оставшиеся респонденты прокомментировали отрицательный ответ тем, что являются дочерними структурами международных компаний, и за производство и публикацию нефинансовой отчётности отвечают зарубежные штаб-квартиры головных компаний.

График 2

По состоянию на 1 июня половина респондентов находятся в процессе подготовки нефинансовой отчётности за 2014 год. Одна компания сообщила, что не планирует формирование отчёта в этом году, так как готовит отчёт в области устойчивого развития раз в два года. 10 компаний отметили, что нефинансовая отчётность за прошлый год уже опубликована.

График 3

Ответы компаний на вопрос об используемых формах отчётности распределились следующим образом (см. График 4). Большинство компаний используют отчёт в свободной форме (12 компаний) и отчёт в области устойчивого развития (11 компаний), далее с большим отставанием идут формы социального (5 компаний), интегрированного (4 компании) и экологического (1 компания) отчётов. Пять компаний указали, что публикуют несколько отчётов. При этом с высокой степенью вероятности можно утверждать, что под отчетом в свободной форме, равно как и под единым отчётом, сочетающим финансовую и нефинансовую информацию, респонденты подразумевали стандартную годовую отчётность публичных компаний, которая в международной практике считается традиционным финансовым отчётом и не относится к формам нефинансовой отчётности. В целом наиболее комплексные и глубокие формы отчётности, такие как отчётность в области устойчивого развития и интегрированная отчётность пока не получили широкого распространения в российском бизнесе.

График 4

Подробная информация и дополнительные материалы:
Александра Болдырева
руководитель программ Форума Доноров
+7 (499) 978 59 93
corporateleader@donorsforum.ru