Проекты

ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность

Проект — 2018 // Медиапроект

Три правила осмысленной фотографии
Игорь Цыкунов

Фотография вовсе не копия действительности — она может менять мир. Обычный снимок меняет мир почти незаметно, а талантливый — радикально. Это взгляд из реальности другого человека, буквально иная точка зрения. И вот ты уже замираешь, пойманный фотовзглядом, несколько секунд: удивление, восторг, ужас, отвращение, сочувствие. Иногда только этого достаточно, чтобы изменить свое отношение к чему-либо. Просто магия светотени.

Форум Доноров проводит фотоконкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» без малого шесть лет. В конце 2017 года проект стал победителем конкурса субсидий для поддержки СО НКО Комитета общественных связей г. Москвы, что позволило значительно расширить форматы и выйти на новый уровень — «ОБЪЕКТИВную благо­твори­тель­ность 2.0».

К конкурсу с каждым годом растет интерес. Все больше участников и партнеров, и если раньше снимки выставлялись на щитах сада «Эрмитаж» и в холлах ежегодной конференции Форума Доноров, то сейчас они появляются на билбордах в центре Москвы, на площадках Санкт-Петербурга, Анадыря, Норильска, Новосибирска, Южно-Сахалинска. Конкурсные фотографии выставлялись на Российском инвестиционном форуме в Сочи и на Всемирном экономическом форуме в Давосе, благодаря участию фонда «Росконгесс». И везде встречались с интересом. Потому что велика сила фотографии, ей не нужны переводчики.

Основная задача конкурса «ОБЪЕКТИВНАЯ благо­твори­тель­ность» — научить благо­твори­тель­ные организации навыкам самопрезентации. И если когда-то это казалась чем-то не очень обязательным, вишенкой на торте, то сейчас ясно, что хорошо снимать свою работу и продвигать снимки — суровая рабочая необходимость. Именно поэтому в феврале мы в рамках проекта открыли Школу визуальных коммуникаций. Пригласили провести мастер-классы и консультации известных фотографов, дизайнеров, журналистов, психологов. Планируем публиковать материалы по теме в колонках Агентства социальной информации, партнера конкурса.

И первая наша тема — рождения кадра, ведь хороший снимок появляется не случайно. Многое зависит от подготовки. Если же подходить бездумно, то увидишь ряды протокольных фотографий. Это когда получаются постановочные снимки с застывшими и напряженными лицами, невнятными сценами, случайными предметами. Тот самый случай, когда фотография искажает реальность. Потому что за минуту до этого и после все разговаривали, играли, смеялись — жили. А тут вдруг мертвящая официозность. Правда — это когда показана суть и не одна деталь не лишняя. И вот тут нужно учитывать правила «живой» съемки.

Правило первое: снимать всегда.

Нет событий, которые мы не фотографируем. Вы же знаете, одна фотография заменяет тысячу слов, будит эмоции и завоевывает мгновенно. В прошлом веке эксперты по коммуникациям озаботились коварным вопросом: если во дворе упало дерево и его не засняли — оно действительно упало или нет? В XXI веке эта дилемма разрешена однозначно: если падающее дерево не засняли, то оно не падало! Мы получаем 80% информации с помощью зрения и живем в мире, где реальностью являются коммуникации: картинка и текст.
Да, все, что мы видим рядом, имеет форму, вкус, цвет и запах. Остальной мир для нас всего лишь картинка на экране телевизора, компьютера или смартфона. Картинка и текст сплетаются в известный нам мир. Снимать надо всегда, тем более что камера сейчас доступна — просто достать из кармана или сумки телефон. Вы создаете поток, а поток позволяет вычленить самое существенное.

Правило второе: снимать осмысленно.

Все пособия по коммуникациям опираются на формулу, разработанную политологом Гарольдом Лассуэллом: кто? (коммуникатор); что говорит? (сообщение); по какому каналу? (средство); кому? (получатель); с каким эффектом? (эффект воздействия). То есть в переводе на нашу ситуацию: кто снимает, что снимает, как знакомит со снимком, кого знакомит и с каким эффектом.

Снимать может сам благотворитель, опекаемый, случайный попутчик. И каждый раз это будут разные фотографии. Снимок ребенком взрослого со своего роста заставляет задуматься, что он видит все буквально с другой точки зрения. Фоторепортаж, сделанный смертельно больным человеком, показывает нам привычное, но в ином смысловом диапазоне. Случайный человек «схватывает» отношения помогающих с опекаемым, и мы наглядно представляем, что такое благо­твори­тель­ность со всеми эмоциями и позициями участников — красноречиво. И все это позволяет яснее и точнее отобразить событие. Три точки зрения создают смысловой объем.

Основа осмысленного снимка — понимание связки: что и кому мы желаем сказать. Этот снимок предназначен для прохожего, чтобы «захватить» его и «поймать», сделать сочувствующим и волонтером? Он нацелен на донора, оплатившего операцию или акцию? Он делается для благополучателей или членов команды как отпечаток мотивирующего воспоминания? Все эти вопросы надо себе задать, прежде чем в первый раз щелкнет затвор. Ответ повлияет на время и место съемки, выбор снимающихся и объектов, динамическую или статическую позицию и многое другое. Любой снимок, выражающий идею, удачный. Если, конечно, вы именно эту идею хотели выразить.

Правило третье: знать задачу.

В идеале у каждой фотографии должна быть своя задача. В теории коммуникаций их всего четыре: информировать, развлекать, убеждать и побуждать к действию. И все это разные в исполнении задачи.

Если важно проинформировать зрителя, то хороша фактологичность и четкая «читаемость» кадров. Скажем, информируем экологов о новой общественной акции — показываем снимки с широким общим планом, чтобы видна была численность и оснащенность участников. Дополняем кадрами, где заметны этапы акции: разметка территории, сбор мусора и его утилизация, а в конце результат — чистая опушка леса или берега реки.

Снимки могут убеждать, конечно же. Достаточно сфотографировать крупным планом человека, не спобного забраться на якобы удобный пандус и не надо говорить, что есть проблема — это очевидно. К тому же психологи давно знают, что сочувствие вызывает единичный человек, но почти никогда этого не сделает толпа.

Побудить к действию можно — снимком свалки, съедающей здоровый лес или кадром ребенка, которого никто не встретил. Многие пошли в благо­твори­тель­ность после того, как увидели что-то цепляющее до скрежета и почувствовали, что надо вмешаться.
Отдельно отметим функцию развлечения. Кажется, что это лишнее для социальных организаций — надо показывать проблему и боль. Но это не будет правдой, потому что во всем, что мы делаем помимо боли есть любовь, смех, игра. Это то, что объединяет нас и снимает барьеры. Изменить точку зрения «со стороны» проще так — дать возможность смеяться, а значит и сопереживать, участвовать. Люди искренне смеются только с равными, со своими.

Мы выбрали всего три правила осмысленной съемки, но они работают. Собственно, это то, чем любитель отличается от человека несведущего. Профессионалы же идут дальше. Участвуйте в Школе визуальных коммуникаций — как авторы, герои, участники, преподаватели.

Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Статья размещена на странице партнера.

Партнер медиапроекта:

https://www.asi.org.ru