Проекты

ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность

Проект — 2018 // Медиапроект

Как снимать вдохновляющие фотоистории?
 Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, художник-график, президент Клуба арт-директоров России (ADCR) Александр Алексеев поделился идеями о том, как делать «цепляющие» фотографии.

Самый эффективный способ заразить своей идеей — поделиться ей

Используйте все эффективные инструменты коммуникации между людьми, которые сегодня упрощены и заострены новыми технологиями. Увидьте перед собой вашего зрителя, из которого вы быстрее сможете сделать вашего горячего последователя. Типичная ошибка: обращаться ко всем. Все состоят из индивидуальностей, каждая из которых по-разному настроена к вашему посланию. Зрители думают: раз обращаются ко всем, значит, не ко мне. Найдите болевые точки у собеседника, донесите до него ваше послание.

Одно послание — одно сфокусированное сообщение

Что вы хотите от вашей аудитории? Типичная ошибка: сразу требовать многого — заметить ваше сообщение, понять и принять его, поступить так, как вы ожидаете (зарегистрироваться и внести пожертвование, например). Как и в ухаживании, нужно последовательное подогревание интереса к вашему предложению. Рекомендация: сформулировать последовательность сообщений в каждом из этапов вашей коммуникации, постепенно подогревая аудиторию, превращая холодных прохожих в горячих последователей.

Одно сообщение, одно образное решение

Изображение воспринимается быстрее чем текст, если изобразительный образ связывает воедино множество ассоциаций, направляя их на осознание вашего сообщения. Типичная ошибка: констатация факта вместо образа. Констатация факта не выделит вас в переполненном инфопространстве вашего адресата.

Все, что вам нужно — это превью

В самом малом формате вы должны добиться максимальной выразительности. Для создания впечатления требуется две секунды, за это время вы должны сделать из человека зрителя. Типичная ошибка: малоконтрастное, обесцвеченное и перегруженное деталями изображение. Рекомендации: соблюдайте законы восприятия. Быстрее воспринимается крупномасштабное и контрастное изображение. Дисбалансированная композиция привлекает внимание так же, как хорошо уравновешенная.

Заголовок вам в помощь

Вы можете пояснить изображение, побудить ответную реакцию и призвать к действию. Типичные ошибки: многословие и стремление пересказать изображение. По счастью, многие интернет-ресурсы ставят ограничение на количестве знаков. Человек незаинтересованный не будет вчитываться в ваш заголовок, поэтому краткость, глагольная форма обращения и открытый вопрос работают эффективнее других.

В результате вы можете создать емкое и компактное сообщение, которое сможет претендовать на перерождение в мем.

Всероссийский конкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность 2.0» собирает работы некоммерческих организаций (работы принимаются до 15 июля 2018 года). Данный материал — часть проекта Школы визуальных коммуникаций. Проект знакомит представителей НКО с известными фотографами, главными редакторами, дизайнерами и психологами.

Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Статья размещена на странице партнера.

Три правила осмысленной фотографии
Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Фотография вовсе не копия действительности — она может менять мир. Обычный снимок меняет мир почти незаметно, а талантливый — радикально. Это взгляд из реальности другого человека, буквально иная точка зрения. И вот ты уже замираешь, пойманный фотовзглядом, несколько секунд: удивление, восторг, ужас, отвращение, сочувствие. Иногда только этого достаточно, чтобы изменить свое отношение к чему-либо. Просто магия светотени.

Форум Доноров проводит фотоконкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» без малого шесть лет. В конце 2017 года проект стал победителем конкурса субсидий для поддержки СО НКО Комитета общественных связей г. Москвы, что позволило значительно расширить форматы и выйти на новый уровень — «ОБЪЕКТИВную благо­твори­тель­ность 2.0».

К конкурсу с каждым годом растет интерес. Все больше участников и партнеров, и если раньше снимки выставлялись на щитах сада «Эрмитаж» и в холлах ежегодной конференции Форума Доноров, то сейчас они появляются на билбордах в центре Москвы, на площадках Санкт-Петербурга, Анадыря, Норильска, Новосибирска, Южно-Сахалинска. Конкурсные фотографии выставлялись на Российском инвестиционном форуме в Сочи и на Всемирном экономическом форуме в Давосе, благодаря участию фонда «Росконгесс». И везде встречались с интересом. Потому что велика сила фотографии, ей не нужны переводчики.

Основная задача конкурса «ОБЪЕКТИВНАЯ благо­твори­тель­ность» — научить благо­твори­тель­ные организации навыкам самопрезентации. И если когда-то это казалась чем-то не очень обязательным, вишенкой на торте, то сейчас ясно, что хорошо снимать свою работу и продвигать снимки — суровая рабочая необходимость. Именно поэтому в феврале мы в рамках проекта открыли Школу визуальных коммуникаций. Пригласили провести мастер-классы и консультации известных фотографов, дизайнеров, журналистов, психологов. Планируем публиковать материалы по теме в колонках Агентства социальной информации, партнера конкурса.

И первая наша тема — рождения кадра, ведь хороший снимок появляется не случайно. Многое зависит от подготовки. Если же подходить бездумно, то увидишь ряды протокольных фотографий. Это когда получаются постановочные снимки с застывшими и напряженными лицами, невнятными сценами, случайными предметами. Тот самый случай, когда фотография искажает реальность. Потому что за минуту до этого и после все разговаривали, играли, смеялись — жили. А тут вдруг мертвящая официозность. Правда — это когда показана суть и не одна деталь не лишняя. И вот тут нужно учитывать правила «живой» съемки.

Правило первое: снимать всегда.

Нет событий, которые мы не фотографируем. Вы же знаете, одна фотография заменяет тысячу слов, будит эмоции и завоевывает мгновенно. В прошлом веке эксперты по коммуникациям озаботились коварным вопросом: если во дворе упало дерево и его не засняли — оно действительно упало или нет? В XXI веке эта дилемма разрешена однозначно: если падающее дерево не засняли, то оно не падало! Мы получаем 80% информации с помощью зрения и живем в мире, где реальностью являются коммуникации: картинка и текст.
Да, все, что мы видим рядом, имеет форму, вкус, цвет и запах. Остальной мир для нас всего лишь картинка на экране телевизора, компьютера или смартфона. Картинка и текст сплетаются в известный нам мир. Снимать надо всегда, тем более что камера сейчас доступна — просто достать из кармана или сумки телефон. Вы создаете поток, а поток позволяет вычленить самое существенное.

Правило второе: снимать осмысленно.

Все пособия по коммуникациям опираются на формулу, разработанную политологом Гарольдом Лассуэллом: кто? (коммуникатор); что говорит? (сообщение); по какому каналу? (средство); кому? (получатель); с каким эффектом? (эффект воздействия). То есть в переводе на нашу ситуацию: кто снимает, что снимает, как знакомит со снимком, кого знакомит и с каким эффектом.

Снимать может сам благотворитель, опекаемый, случайный попутчик. И каждый раз это будут разные фотографии. Снимок ребенком взрослого со своего роста заставляет задуматься, что он видит все буквально с другой точки зрения. Фоторепортаж, сделанный смертельно больным человеком, показывает нам привычное, но в ином смысловом диапазоне. Случайный человек «схватывает» отношения помогающих с опекаемым, и мы наглядно представляем, что такое благо­твори­тель­ность со всеми эмоциями и позициями участников — красноречиво. И все это позволяет яснее и точнее отобразить событие. Три точки зрения создают смысловой объем.

Основа осмысленного снимка — понимание связки: что и кому мы желаем сказать. Этот снимок предназначен для прохожего, чтобы «захватить» его и «поймать», сделать сочувствующим и волонтером? Он нацелен на донора, оплатившего операцию или акцию? Он делается для благополучателей или членов команды как отпечаток мотивирующего воспоминания? Все эти вопросы надо себе задать, прежде чем в первый раз щелкнет затвор. Ответ повлияет на время и место съемки, выбор снимающихся и объектов, динамическую или статическую позицию и многое другое. Любой снимок, выражающий идею, удачный. Если, конечно, вы именно эту идею хотели выразить.

Правило третье: знать задачу.

В идеале у каждой фотографии должна быть своя задача. В теории коммуникаций их всего четыре: информировать, развлекать, убеждать и побуждать к действию. И все это разные в исполнении задачи.

Если важно проинформировать зрителя, то хороша фактологичность и четкая «читаемость» кадров. Скажем, информируем экологов о новой общественной акции — показываем снимки с широким общим планом, чтобы видна была численность и оснащенность участников. Дополняем кадрами, где заметны этапы акции: разметка территории, сбор мусора и его утилизация, а в конце результат — чистая опушка леса или берега реки.

Снимки могут убеждать, конечно же. Достаточно сфотографировать крупным планом человека, не спобного забраться на якобы удобный пандус и не надо говорить, что есть проблема — это очевидно. К тому же психологи давно знают, что сочувствие вызывает единичный человек, но почти никогда этого не сделает толпа.

Побудить к действию можно — снимком свалки, съедающей здоровый лес или кадром ребенка, которого никто не встретил. Многие пошли в благо­твори­тель­ность после того, как увидели что-то цепляющее до скрежета и почувствовали, что надо вмешаться.
Отдельно отметим функцию развлечения. Кажется, что это лишнее для социальных организаций — надо показывать проблему и боль. Но это не будет правдой, потому что во всем, что мы делаем помимо боли есть любовь, смех, игра. Это то, что объединяет нас и снимает барьеры. Изменить точку зрения «со стороны» проще так — дать возможность смеяться, а значит и сопереживать, участвовать. Люди искренне смеются только с равными, со своими.

Мы выбрали всего три правила осмысленной съемки, но они работают. Собственно, это то, чем любитель отличается от человека несведущего. Профессионалы же идут дальше. Участвуйте в Школе визуальных коммуникаций — как авторы, герои, участники, преподаватели.

Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Статья размещена на странице партнера.


Партнер медиапроекта:
https://www.asi.org.ru