Проекты

ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность

Проект — 2018 // Медиапроект

Правовое регулирование и практические аспекты охраны изображения гражданина и фотографии как объекта авторских прав

Изображение гражданина находится на стыке различных сфер права, поэтому важно учитывать их требования. Право на охрану изображения гражданина тесно переплетается с нормами авторского права, так как, с одной стороны, у автора фотографии, видеозаписи или произведения изобразительного искусства возникают авторские права на указанные произведения, а с другой – они ограничены волей изображенного в них лица. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» изображение работника относится к биометрическим персональным данным, поскольку оно содержит сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (ч. 1 ст. 11). В области трудовых отношений использование персональных данных подробно регулируется Гл. 14 ТК РФ.

Справка подготовлена Ириной Кузнецовой, юристом Ассоциации «Юристы за гражданское общество»

Как написать текст к фотографии

Игорь Цыкунов

Игорь Цыкунов, руководитель направления спецпроектов Форума Доноров — о том, как находить правильные слова для подписей к фотографиям.

Самый талантливый, на мой взгляд, редактор сформулировал секрет своей профессиональной успешности: «Ненавижу слова». Именно так, не иначе. Что-то мне подсказывает, что многие коллеги с ним согласятся. Только надо дать пояснение непосвященным: «лишние слова». Как недавно оказалось, подписи к фотографии сейчас самый массовый жанр. Есть много других, но если быть честным, то из всех текстов современный читатель выбирает иллюстрации и текст их комментирующий. Всё.

Мы уже шесть лет проводим фотоконкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность». С каждым годом в Форум Доноров приходит всё больше фотографий, а выставка победителей захватывает городские публичные пространства, парки, вокзалы, международные конференции и даже добралась до Давоса. Отмечаем, что уровень фотографий растёт, но текст, похоже, кажется участникам второстепенным элементом.

Между тем, именно текст делает снимок: 200-400 знаков и малопонятная постороннему сцена «взрывается», обретает реальность, будоражит чувства, подсказывает смысл. Сразу скажу, что написать с таким эффектом совсем не просто. Профессионалы знают, что чем короче текст, тем сложнее его создать. Но всё будет проще, если соблюдать правила.

1. Знать цель текста: что он должен изменить

Перед тем, как писать – важно знать какую реакцию должна выполнить подпись. Что должен подумать или сделать человек, какие эмоции он испытает, какое решение примет? Держать в голове все время эту цель и оставлять в тексте только то, что ведёт к ней.

2. Знать задачи текста: информировать, убедить, развлечь, подвигнуть к действию

Есть всего четыре задачи, которые выполняет текст. Он либо информирует о событии, либо убеждает сменить точку зрения, либо удивляет и развлекает, либо заставляет действовать. И это разные задачи – невозможно добиться всех сразу. Сосредоточьтесь на чём-то одном.

3. Понимать аудиторию: кому предназначен текст

Дейл Карнеги стал известен своей фразой: «Я люблю клубнику со сливками, но когда иду ловить рыбу, беру с собой червей». Понимайте, к какой аудитории вы обращаетесь. И в зависимости от этого выбирайте слова, фразы, определения. В идеале – представляйте людей, когда пишите. Думайте даже о шрифте: пожилым людям сложно читать мелкие тексты.

4. Знать контекст: где будет размещен текст?

Текст со снимком в брошюре будет сильно проигрывать, если его разместят на билборде. В зависимости от носителя текст меняется в объеме и экспрессии. Чем больше пространства – тем текст меньше и эмоциональней. Плакат уже призывает, он не может полноценно информировать.

5. Выбрать жанр: репортаж, портрет, интервью, новость

Подпись под снимком имеет свой микрожанр и может быть оформлена как рассказ о событии (репортаж), описание человека (портрет), его мысли о важном (интервью), краткая информация (новость). Жанр должен быть один, из его рамок не стоит выпадать.

6. Выбрать стиль: научный, деловой, художественный, публицистический

Стиль зависит от аудитории. Но в благо­твори­тель­ности лучше обращаться к читателю живым языком. Напишите сначала текст как письмо к другу, а потом отрежьте обращение к нему. Вы же не общаетесь с ним слишком официально или выспренно? От канцеляризмов есть таблетка: glvrd.ru.

7. Выбрать тон: сухой, романтичный, трагичный, оптимистичный, отстраненный

Любой текст имеет тональность, а она зависит от цели, задачи, аудитории и эмоций, которые вы пожелаете вызвать у читателя. Обязательно читайте готовый текст в слух. Так помимо ошибок вы найдете и «передержки» в тональности.

8. Определить структуру текста: сюжет, вовлечение, композиция

Даже самый короткий текст может иметь свой сюжет: завязку, кульминацию, развязку. Он же может строиться по структуре: внимание, интерес, желание, действие, удовлетворение. Дайте ему композицию: закольцуйте начало и конец, задайте вопрос и ответьте на него или пишите загадку, ключом к которой служит фотоснимок.

9. Сесть и написать текст!

Мой совет – садитесь за дело, когда у вас хорошее настроение и творческое состояние. В погоне за ними – послушайте правильную музыку, прочтите хорошую книжку, желательно классиков. Читабельность текста можно проверить на ресурсе: Readability.io.

10. Отредактируйте текст

С этим всё просто – удалите всё лишнее: абзац, предложение, слово, звук. Сократите и упростите аббревиатуры, добивайтесь полного минимализма – чем короче, тем лучше. Избегайте писать тексты длиннее 4 500 знаков (как в этой колонке) и приходите учиться в Школу визуальных коммуникаций нашего проекта.

Материал является частью Школы визуальных коммуникаций проекта «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность. 2.0», победителя Конкурса субсидий для СО НКО, проводимого Комитетом общественных связей города Москвы.

Статья размещена на странице партнера

Как снимать вдохновляющие фотоистории?
 Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, художник-график, президент Клуба арт-директоров России (ADCR) Александр Алексеев поделился идеями о том, как делать «цепляющие» фотографии.

Самый эффективный способ заразить своей идеей — поделиться ей

Используйте все эффективные инструменты коммуникации между людьми, которые сегодня упрощены и заострены новыми технологиями. Увидьте перед собой вашего зрителя, из которого вы быстрее сможете сделать вашего горячего последователя. Типичная ошибка: обращаться ко всем. Все состоят из индивидуальностей, каждая из которых по-разному настроена к вашему посланию. Зрители думают: раз обращаются ко всем, значит, не ко мне. Найдите болевые точки у собеседника, донесите до него ваше послание.

Одно послание — одно сфокусированное сообщение

Что вы хотите от вашей аудитории? Типичная ошибка: сразу требовать многого — заметить ваше сообщение, понять и принять его, поступить так, как вы ожидаете (зарегистрироваться и внести пожертвование, например). Как и в ухаживании, нужно последовательное подогревание интереса к вашему предложению. Рекомендация: сформулировать последовательность сообщений в каждом из этапов вашей коммуникации, постепенно подогревая аудиторию, превращая холодных прохожих в горячих последователей.

Одно сообщение, одно образное решение

Изображение воспринимается быстрее чем текст, если изобразительный образ связывает воедино множество ассоциаций, направляя их на осознание вашего сообщения. Типичная ошибка: констатация факта вместо образа. Констатация факта не выделит вас в переполненном инфопространстве вашего адресата.

Все, что вам нужно — это превью

В самом малом формате вы должны добиться максимальной выразительности. Для создания впечатления требуется две секунды, за это время вы должны сделать из человека зрителя. Типичная ошибка: малоконтрастное, обесцвеченное и перегруженное деталями изображение. Рекомендации: соблюдайте законы восприятия. Быстрее воспринимается крупномасштабное и контрастное изображение. Дисбалансированная композиция привлекает внимание так же, как хорошо уравновешенная.

Заголовок вам в помощь

Вы можете пояснить изображение, побудить ответную реакцию и призвать к действию. Типичные ошибки: многословие и стремление пересказать изображение. По счастью, многие интернет-ресурсы ставят ограничение на количестве знаков. Человек незаинтересованный не будет вчитываться в ваш заголовок, поэтому краткость, глагольная форма обращения и открытый вопрос работают эффективнее других.

В результате вы можете создать емкое и компактное сообщение, которое сможет претендовать на перерождение в мем.

Всероссийский конкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность 2.0» собирает работы некоммерческих организаций (работы принимаются до 15 июля 2018 года). Данный материал — часть проекта Школы визуальных коммуникаций. Проект знакомит представителей НКО с известными фотографами, главными редакторами, дизайнерами и психологами.

Александр Алексеев, главный креативный директор MediaArts, генеральный директор агентства BE.MA., президент клуба арт-директоров России ADCR

Статья размещена на странице партнера.

Три правила осмысленной фотографии
Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Фотография вовсе не копия действительности — она может менять мир. Обычный снимок меняет мир почти незаметно, а талантливый — радикально. Это взгляд из реальности другого человека, буквально иная точка зрения. И вот ты уже замираешь, пойманный фотовзглядом, несколько секунд: удивление, восторг, ужас, отвращение, сочувствие. Иногда только этого достаточно, чтобы изменить свое отношение к чему-либо. Просто магия светотени.

Форум Доноров проводит фотоконкурс «ОБЪЕКТИВная благо­твори­тель­ность» без малого шесть лет. В конце 2017 года проект стал победителем конкурса субсидий для поддержки СО НКО Комитета общественных связей г. Москвы, что позволило значительно расширить форматы и выйти на новый уровень — «ОБЪЕКТИВную благо­твори­тель­ность 2.0».

К конкурсу с каждым годом растет интерес. Все больше участников и партнеров, и если раньше снимки выставлялись на щитах сада «Эрмитаж» и в холлах ежегодной конференции Форума Доноров, то сейчас они появляются на билбордах в центре Москвы, на площадках Санкт-Петербурга, Анадыря, Норильска, Новосибирска, Южно-Сахалинска. Конкурсные фотографии выставлялись на Российском инвестиционном форуме в Сочи и на Всемирном экономическом форуме в Давосе, благодаря участию фонда «Росконгесс». И везде встречались с интересом. Потому что велика сила фотографии, ей не нужны переводчики.

Основная задача конкурса «ОБЪЕКТИВНАЯ благо­твори­тель­ность» — научить благо­твори­тель­ные организации навыкам самопрезентации. И если когда-то это казалась чем-то не очень обязательным, вишенкой на торте, то сейчас ясно, что хорошо снимать свою работу и продвигать снимки — суровая рабочая необходимость. Именно поэтому в феврале мы в рамках проекта открыли Школу визуальных коммуникаций. Пригласили провести мастер-классы и консультации известных фотографов, дизайнеров, журналистов, психологов. Планируем публиковать материалы по теме в колонках Агентства социальной информации, партнера конкурса.

И первая наша тема — рождения кадра, ведь хороший снимок появляется не случайно. Многое зависит от подготовки. Если же подходить бездумно, то увидишь ряды протокольных фотографий. Это когда получаются постановочные снимки с застывшими и напряженными лицами, невнятными сценами, случайными предметами. Тот самый случай, когда фотография искажает реальность. Потому что за минуту до этого и после все разговаривали, играли, смеялись — жили. А тут вдруг мертвящая официозность. Правда — это когда показана суть и не одна деталь не лишняя. И вот тут нужно учитывать правила «живой» съемки.

Правило первое: снимать всегда.

Нет событий, которые мы не фотографируем. Вы же знаете, одна фотография заменяет тысячу слов, будит эмоции и завоевывает мгновенно. В прошлом веке эксперты по коммуникациям озаботились коварным вопросом: если во дворе упало дерево и его не засняли — оно действительно упало или нет? В XXI веке эта дилемма разрешена однозначно: если падающее дерево не засняли, то оно не падало! Мы получаем 80% информации с помощью зрения и живем в мире, где реальностью являются коммуникации: картинка и текст.
Да, все, что мы видим рядом, имеет форму, вкус, цвет и запах. Остальной мир для нас всего лишь картинка на экране телевизора, компьютера или смартфона. Картинка и текст сплетаются в известный нам мир. Снимать надо всегда, тем более что камера сейчас доступна — просто достать из кармана или сумки телефон. Вы создаете поток, а поток позволяет вычленить самое существенное.

Правило второе: снимать осмысленно.

Все пособия по коммуникациям опираются на формулу, разработанную политологом Гарольдом Лассуэллом: кто? (коммуникатор); что говорит? (сообщение); по какому каналу? (средство); кому? (получатель); с каким эффектом? (эффект воздействия). То есть в переводе на нашу ситуацию: кто снимает, что снимает, как знакомит со снимком, кого знакомит и с каким эффектом.

Снимать может сам благотворитель, опекаемый, случайный попутчик. И каждый раз это будут разные фотографии. Снимок ребенком взрослого со своего роста заставляет задуматься, что он видит все буквально с другой точки зрения. Фоторепортаж, сделанный смертельно больным человеком, показывает нам привычное, но в ином смысловом диапазоне. Случайный человек «схватывает» отношения помогающих с опекаемым, и мы наглядно представляем, что такое благо­твори­тель­ность со всеми эмоциями и позициями участников — красноречиво. И все это позволяет яснее и точнее отобразить событие. Три точки зрения создают смысловой объем.

Основа осмысленного снимка — понимание связки: что и кому мы желаем сказать. Этот снимок предназначен для прохожего, чтобы «захватить» его и «поймать», сделать сочувствующим и волонтером? Он нацелен на донора, оплатившего операцию или акцию? Он делается для благополучателей или членов команды как отпечаток мотивирующего воспоминания? Все эти вопросы надо себе задать, прежде чем в первый раз щелкнет затвор. Ответ повлияет на время и место съемки, выбор снимающихся и объектов, динамическую или статическую позицию и многое другое. Любой снимок, выражающий идею, удачный. Если, конечно, вы именно эту идею хотели выразить.

Правило третье: знать задачу.

В идеале у каждой фотографии должна быть своя задача. В теории коммуникаций их всего четыре: информировать, развлекать, убеждать и побуждать к действию. И все это разные в исполнении задачи.

Если важно проинформировать зрителя, то хороша фактологичность и четкая «читаемость» кадров. Скажем, информируем экологов о новой общественной акции — показываем снимки с широким общим планом, чтобы видна была численность и оснащенность участников. Дополняем кадрами, где заметны этапы акции: разметка территории, сбор мусора и его утилизация, а в конце результат — чистая опушка леса или берега реки.

Снимки могут убеждать, конечно же. Достаточно сфотографировать крупным планом человека, не спобного забраться на якобы удобный пандус и не надо говорить, что есть проблема — это очевидно. К тому же психологи давно знают, что сочувствие вызывает единичный человек, но почти никогда этого не сделает толпа.

Побудить к действию можно — снимком свалки, съедающей здоровый лес или кадром ребенка, которого никто не встретил. Многие пошли в благо­твори­тель­ность после того, как увидели что-то цепляющее до скрежета и почувствовали, что надо вмешаться.
Отдельно отметим функцию развлечения. Кажется, что это лишнее для социальных организаций — надо показывать проблему и боль. Но это не будет правдой, потому что во всем, что мы делаем помимо боли есть любовь, смех, игра. Это то, что объединяет нас и снимает барьеры. Изменить точку зрения «со стороны» проще так — дать возможность смеяться, а значит и сопереживать, участвовать. Люди искренне смеются только с равными, со своими.

Мы выбрали всего три правила осмысленной съемки, но они работают. Собственно, это то, чем любитель отличается от человека несведущего. Профессионалы же идут дальше. Участвуйте в Школе визуальных коммуникаций — как авторы, герои, участники, преподаватели.

Игорь Цыкунов,
Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров.

Статья размещена на странице партнера.


Партнер медиапроекта:
https://www.asi.org.ru