Новости: Новости Форума

9 признаков идеальной корпоративной благо­твори­тель­ности

Центральной темой конференции газеты Ведомости по благо­твори­тель­ности, проведенной при поддержке компании «НорНикель» и Фонда «Пери», стала оценка.

Последнее широкое обсуждение этой тематики прошло уже более двух лет назад: 2015-й с подачи Форума Доноров прошел для донорского сообщества под знаком года оценки. С тех пор изменилось многое, но не базовые категории и принципы. Так, под оценкой по-прежнему понимается «непрерывный процесс получения новых знаний о реализуемых программах и проектах и возможность для улучшения благо­твори­тель­ной деятельности», — напомнила участникам один из хедлайнеров конференции Ирина Ефремова-Гарт (IBM, Форум Доноров, АСОПП).
Тем не менее, актуализация была проведена: эксперты сформировали лист факторов, на которые обращают внимание те или иные институты при оценке проектов:
1) Валентина Широкова (Счетная палата РФ) уверена, что повышению эффективности использования бюджетных средств способствует открытость организаций, в т.ч. во взаимодействии с государственными и муниципальными органами при определении «проблемных» зон в социальной сфере;
2) Игорь Соболев (Фонд Президентских грантов) отметил ценность трехступенчатой системы оценки: оценка на входе—>мониторинг мероприятий и финансовых операций—>оценка результативности. Игорь анонсировал создание сопоставимой базы данных оценки стоимости мероприятий (по группам), направленных на решение определенных проблем. Кроме того, по словам представителя ФПГ, сейчас рассматривается возможность введения обязательного требования по проведению внешней оценки отдельных крупных проектов;
3) Александра Александрова (Комитет общественных связей г.Москвы) подчеркнула важность толерантного отношения среди НКО к процедуре оценки и рассказала о том, как Правительство Москвы формирует эту культуру. Так, в ближайшее время КОС намерен запустить пилотное исследование эффективности программ по т.н. «средним нормативам». Организации, готовые представить свои кейсы на оценку, смогут получить дополнительные преимущества при следующем конкурсе субсидий;
4) Артем Шадрин (Минэкономразвития России) выступил против искусственного повышения эффективности за счет снижения издержек (в т.ч. конкурентной оплаты труда). Вместо этого он предлагает опираться на продуманный дизайн проекта и бенчмаркинг (сравнение методик, применимых в схожих кейсах и отраслях). Последний механизм уже успешно применяется и в самом министерстве: к середине года оно намерено опубликовать методические рекомендации для субъектов РФ по внедрению оценочных механизмов в работу некоммерческого сектора.

Сохраняя последовательность и логику дискуссий — от ретроспективы к форсайт-прогнозам — участники конференции сконструировали также идеальный образ корпоративной благо­твори­тель­ности будущего.

«Когда в благо­твори­тель­ность в компании вовлечен топ-менеджмент, когда социальная ответственность свойственна каждому сотруднику, тогда корпоративная благо­твори­тель­ность будет устойчивой и успешной», — поделилась собственными паттернами «идеала» посол благо­твори­тель­ности в 2018 году (по итогам конкурса Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности-2017″) Наталья Поппель (Северсталь).
Подобного взгляда придерживается и Наталья Гончар (Сахалин Энерджи): «Ни одно инженерное решение на предприятии не должно приниматься без социальной и экологической экспертизы. И не потому, что завтра ожидается проверка, а потому что такая ответственность заложена в культуру КСО». Отдельно остановилась эксперт на контроле цепочки поставок: «В идеальном мире компании отвечают не только за себя, но и за своих контрагентов».

По мнению Ирины Ефремовой-Гарт, идеальная система корпоративной благо­твори­тель­ности обладает следующими признаками:
1. Переход от формата адресной помощи к формату социальных инвестиций;
2. Сонастроенность стратегий социальных инвестиций с бизнес стратегиями компаний;
3. Ориентация программ социальных инвестиций на реальные потребности местных сообществ и включённость представителей целевых групп в процесс создания дизайна программ;
4. Использование оценки в качестве инструмента управления программами;
5. Изменение качества данных и использование новых технологий для управления программами социнвестиций;
6. Наличие серьезной экспертной поддержки и опора на результаты исследований в социальной сфере;
7. Рост профессионализма менеджеров, занимающихся социальным инвестированием;
8. Партнёрство, не ограничивающееся исключительно софинансированием;
9. Осознание полной ценности социальных инвестиций.

Несмотря на усилия крупнейших игроков сектора по развитию культуры оценки, последняя пока во многих организациях воспринимается как потенциальная угроза стабильности: кто является внешним оценщиком и какова его квалификация? как повлияют результаты оценки на дальнейшее финансирование наших проектов? Снизить этот скепсис помогут совместные усилия государства, бизнеса, НКО и СМИ: профессионализация в сфере оценки — для проектных менеджеров, стимулирование инвестиций в социальные исследования и оценку, развитие культуры заинтересованности в результатах — у всех доноров, привлечение широкого круга заинтересованных лиц при разработке «нормативов» и процедур в оценочной деятельности.

И пока НКО имеют возможность выбирать, как им реагировать на экспансию культуры и механизмов оценки, бизнес давно осознал социальные, имиджевые и финансовые преимущества ее применения. Как заметил Игорь Сухотин («НорНикель»), «корпоративная благо­твори­тель­ность как футбол. Если вы хотите быть в высшей лиге, быть среди компаний-лидеров, то вы обязаны играть по установленным правилам, в т.ч. быть готовыми оценить эффективность своих программ».

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.