В исследовании проанализированы расходы на благотворительность 50 крупнейших российских банков за 2014 год.
В 2015 г. CAF Россия провел второе исследование благотворительной деятельности крупнейших российских банков. Первый обзор благотворительности банковского сектора был осуществлен в 2012 году. Тогда исследовались объемы благотворительности ведущих банков России, тенденции их благотворительной деятельности, особенности благотворительной политики, форматы программ, подходы к выбору партнеров и оценке эффективности благотворительности, а также и отношение к репутационному эффекту и возможностям мобилизации персонала (PR, GR и HR эффекты) и т.п.
В 2015 году была проделана только количественная часть исследования. Авторов интересовала динамика банковской благотворительности. В исследовании дан анализ финансовой отчетности 50 банков за 2014 год в сопоставлении с цифрами 2011 года. Объемы трат на благотворительность рассматривались по данным Центробанка.
Основной вывод исследования: экономический кризис в 2014 году еще не сказался на благотворительных расходах ведущих банков — объемы их благотворительности выросли, несмотря на снижение прибыли. Однако реалистично ожидать, что далее объемы средств, выделяемых на благотворительность, будут заметно снижаться.
В 2014 году 50 банками, входящими в рейтинговый список лучших, на благотворительность суммарно было потрачено 12 118 492 тыс. рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2011 году – тогда расходы составляли 6 801 009 тыс. рублей.
При этом суммарная прибыль уменьшилась: в 2014 году она составила 578 949 170 тыс. рублей (в 2011 году — 581 155 317 тыс. рублей). Соответственно, процент благотворительных трат в отношении к прибыли заметно вырос и в среднем составил 2,09% по сравнению с 1,17 % в 2011 году.
По абсолютным величинам благотворительных расходов лидируют банки, тратящие на благотворительность миллиарды рублей: Банк Москвы – 4 497 840 тыс. рублей (42 373 тыс. рублей в 2011 году), Сбербанк России – 2 447 124 тыс. рублей (1 831 724 тыс. рублей), Газпромбанк – 1 161 506 тыс. рублей (681 760 тыс. рублей) и ВТБ – 1 138 877 тыс. рублей (1 491 340 тыс. рублей).
В Банке Москвы дали следующий комментарий рекордно большой цифры благотворительных расходов, представленной в отчетности Центробанку: «Средства, потраченные банком на благотворительность, изменились незначительно. Расходы в 2014 году составили 947 млн руб. Прочие расходы данной статьи — финансовая помощь дочерним структурам и не является благотворительностью», — сказала Ольга Анищенко, управляющий директор департамента внешних коммуникаций Банка Москвы. Однако и цифра, названная представителем банка, — почти млрд руб. существенно больше трат на благотворительность в 2011 году и составляет 76,17% от прибыли.
По показателю процентного соотношения благотворительных затрат и прибыли картина несколько иная: абсолютный лидер – Банк Москвы, со значением 361,79% (этот результат прокомментирован выше). Однако еще два банка – Промсвязьбанк и Русский Стандарт также показали довольно высокие проценты: 59,47% и 31,31% соответственно.
В 2014 году процент от прибыли, направляемой на благотворительность, существенно вырос у 15 банков. Кроме того, целый ряд банков, а именно – 7, оказались в ситуации, когда вообще невозможно посчитать процент благотворительных трат от прибыли, поскольку прибыль в 2014 году у них была нулевая, а у некоторых, к тому же, фиксировался минусовой баланс. То, что благотворительные траты при этом существовали, и даже были весьма существенны, можно трактовать следующим образом: у многих банков благотворительный бюджет на следующий год формируется, исходя из бюджета прошлого года, а также – с опорой на запасы неизрасходованной прибыли нескольких прошлых лет. Вот как прокомментировал подобные случаи Игорь Соболев, председатель Комитета по КСО Ассоциации менеджеров России: «Можно предположить, что это связано с большой в прошлом благотворительной программой, которую не стали сильно резать, несмотря на снижение прибыли. В целом же ситуация по 50 банкам выглядит так: больше, чем у половины произошло сокращение прибыли в 2014 году к 2011-му, и почти у половины сократились благотворительные расходы».
Полный текст исследования по ссылке: http://www.cafrussia.ru/news/view/125
Дополнительную информацию
можно получить у Лидии Тихонович,
специалиста по связям с общественностью CAF Россия
T: +7(495)792 5929
М: +7(903)625 2237
E: ltikhonovich@cafrussia.ru