Новости: Новости Форума

Годовой отчет НКО: как сделать его интересным

Миниатюра

16 мая в медиаклубе центра «Благосфера» прошла встреча, посвящённая годовым отчётам НКО. Каким должен быть отчёт, чтобы он работал на репутацию компании, чтобы его можно было использовать с пользой, обсуждали Эльвира Алейниченко (руководитель программы «Точка отсчёта» Форума Доноров), Екатерина Пожидаева (эксперт аудиторско-консалтинговой компании EY (ранее Ernst & Young) и Дарья Алексеева (основатель благо­твори­тель­ного магазина Charity Shop, руководитель фонда «Второе дыхание»).

16 мая, Благосфера

НКО любят находить причины, по которым они откладывают написание годового отчёта либо вовсе отказываются от него:
— нет времени;
— нет человеческого ресурса;
— никто не умеет сделать красиво, а некрасиво никому не нужно;
— непонятно, как структурировать;
— трудно вспомнить, что случилось за год;
— и вообще, это дорого.

Эксперты медиаклуба уверены, что такие отговорки идут организации во вред. Ведь по-настоящему годовой отчёт — не просто красивая книжка, а прежде всего способ коммуникации. И решать, каким он будет, должна сама НКО исходя из своих собственных целей и целевой аудитории, до которой она хочет донести ту или иную информацию. Именно поэтому отчёты донорской и фандрайзинговой организации будут отличаться друг от друга.
«Годовой отчёт — это инструмент коммуникации с целевыми группами, — уверена Эльвира Алейниченко. — Но кроме того, это мощный инструмент саморефлексии и возможность увидеть организации целиком, что особенно важно сотрудникам».

Дарья Алексеева отметила, что любой отчёт должен иметь следующую структуру:
1. Что мы сделали по факту? (Например, создали 60 точек сбора одежды для переработки)
2. Что благодаря этому случилось? (Собрали определённое количество килограммов одежды)
3. Какие изменения произошли в результате (На переработку было отдано такое-то количество тонн одежды, чем внесли вклад в сохранение экологии, поскольку если бы эта одежда осталась гнить на свалке, это бы загрязняло природу).

Екатерина Пожидаева рассказала о стандартах, которые применяет их компания в составлении годовых отчётов для различных НКО. Но независимо от них главное, на что ориентируются в EY — цели, с которыми пишется отчёт.

На интересный отчёт всегда найдётся свой читатель: власть, общество, СМИ, волонтёры, сотрудники, местное сообщество. Любопытно, что по статистике в Англии отчёты читают чаще всего социальные СМИ.

На самом деле, писать отчёт не так уж сложно, уверены эксперты. Главное — самодисциплина, системность и структура. Нужно назначить ответственного, распределить обязанности, возможно, попросить помощи pro bono. Также очень помогает привычка записывать всё, что происходит в организации в течение года, складывать фотографии в отдельную папочку. Как советуют эксперты, если вы выбрали какую-либо методику, то лучше придерживаться её из года в год — так будет проще сравнить свои результаты.
Отлично работают и личные истории — не только подопечных и благополучателей, но и самих сотрудников и волонтёров.

Как вспоминает Лидия Тихонович (заместитель главного редактора Агентства социальной информации, эксперт конкурса «Точка отсчёта» в 2013 году), как-то раз высшей оценки в конкурсе «Точка отсчёта» получил отчёт небольшой сельской НКО, который был свёрстан в обычной программе Word. Выбиться в лидеры им помогла степень искренности, с которой был написан отчёт, а также чёткая структура и понимание, для чего это делается.

Но, безусловно, творческий подход в оформлении и составлении публичного годового отчёта поможет привлечь дополнительное внимание. Эльвира Алейниченко представила презентацию, где рассказала о необычных форматах, к которым прибегают разные организации, чтобы рассказать о результатах своей работы: послания в бутылке, пластиковые пакеты, комиксы, подкасты, видеоролики, отдельные сайты и многое другое.


Ну и кроме того. На волне отказа от бумажных версий отчётов не стоит забывать, что в 2012 году Уоррен Баффет купил акции IBM на сумму $ 10,7 млрд. (5,4%) после того, как прочёл присланный ему домой бумажный отчёта.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.