Новости: Новости Форума

Интервью с руководителем программы «Разговор о правильном питании» «Нестле Россия» Александрой Макеевой

Миниатюра

Интервью
с руководителем программы «Разговор о правильном питании» «Нестле Россия»
Александрой Макеевой

Образовательная программа в области питания «Разговор о правильном питании» – лауреат номинации Российского союза промышленников и предпринимателей «Лучшая программа корпоративной благо­твори­тель­ности в стратегии развития компании», 2 место.

Расскажите, как образовательная программа «Разговор о правильном питании» связана с общей стратегией компании.
Наша концепция КСО получила название «Создание общих ценностей». Одно из ведущих направлений в рамках этой концепции – продвижение идей здорового образа жизни и правильного питания. У нас есть глобальная программа «Здоровые дети», которая была запущена «Нестле» в 2009 году, т.е. спустя 10 лет после начала нашей программы «Разговор о правильном питании». Она тоже учит детей уделять внимание правильному питанию и здоровому образу жизни. Но российская программа была первой и она доказала нужность и необходимость этого подхода для здоровья детей. Цель ее – формирование основ культуры правильного питания как составляющей общей культуры здоровья у детей и подростков.

Почему, решив делать программу, за разработкой ее содержания обратились в Институт возрастной физиологии Российской академии образования?
Институт возрастной физиологии Российской Академии Образования является одним из ведущих экспертов в области сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в его составе есть специалисты как в области физиологии, так и педагогики. Последнее немаловажно, так как для успешной реализации образовательной программы важно верно выбрать методику и формы. А сделать это может только опытный педагог.

Вы пишете в заявке: «В рамках реализации программы создана система подготовки педагогов, включающая методические семинары, круглые столы, региональные конференции, ежегодно проводимые с участием сотрудников Института возрастной физиологии РАО». Как вы привлекаете учителей, как распространяете созданные учебно-методические материалы?
Распространение учебно-методических материалов происходит через региональные департаменты образования. Они – наши партнеры в реализации проекта. С каждым из департаментов образования у нас заключен меморандум о сотрудничестве, согласно которому департамент определяет круг школ, в которых будет реализована программа, а также участвует в проведении методических семинаров, круглых столов и т.д., на которых обобщается опыт работы проекта.
Обычно именно департаменты образования обращаются к нам с предложением включить их регион в работу нашего проекта. Но сегодня нередко именно отдельные учителя, а не организации, инициируют осуществление проекта в их регионе. Они узнают о программе из интернет-ресурсов, статей в педагогической прессе и т.д., обращаются в свои структуры управления образованием и «подталкивают» руководство управления или департамента к тому, чтобы присоединиться к проекту.

Расскажите про лагерь для подростков 9-11 лет: кто и как его организует? Как именно происходит работа с подростками – ясно, что она должна существенно отличаться от работы с маленькими детьми.
«Две недели в лагере здоровья» — учебно-методический комплект нашей программы, рассчитанный на детей 9-11 лет. По сюжету, который используется в рабочей тетради, дети из всех регионов России, в которых проходит программа «Разговор о правильном питании», собираются в лагере и в течение смены изучают законы здорового образа жизни. Придумывая название для комплекта, мы не рассчитывали специально создавать какой-то особый лагерь. Но к нашему удивлению, участники проекта взяли идею рабочей тетради на вооружение. Во многих регионах изучение второй части программы проходит летом в летних лагерях отдыха. И эти смены так и называются: «Две недели в лагере здоровья».
В содержании комплекта, рассчитанного на младших подростков, больше заданий, которые ориентированы на самостоятельную, творческую активность ребят. Ученики выступают в роли исследователей, которые на основе имеющихся у них фактов должны сделать вывод о роли того или иного питательного вещества, сбалансированности рациона, оценить режим питания и т.д.
Да и сами понятия: «правильное питание», «культура питания», — рассматривается здесь более глубоко и комплексно. Ребята знакомятся не только с правилами составления рациона, режимом питания, свойствами различных продуктов и блюд, но и узнают о кулинарных традициях в разных уголках своей страны. И тут, на наш взгляд, мы уже решаем не только задачи обучения основам здорового образа жизни, но и формируем интерес к традициям и обычаям, — как своего народа, так и других народов.

Что представляет собой модуль «Формула правильного питания» для подростков 12-14 лет?
При изучении учебно-методического комплекта «Формула правильного питания» дети продолжают знакомиться с основами рационального питания. Но здесь есть и темы, посвященные формированию основ потребительской культуры — мы рассказываем о том, как читать упаковку товара, какие правила гигиены нужно соблюдать при покупке продуктов, какие права есть у покупателей. Несколько тем посвящены истории кулинарии — ребята узнают о том, как питались люди в разные исторические эпохи, знакомятся с кулинарной историей России. Ребята совершают кулинарное путешествие по разным странам и континентам, анализируют особенности меню, знакомятся с факторами, которые влияют на традиционное питание. Им предлагается познакомиться с произведениями живописи, музыки, литературы, в которых отражена тема кулинарии.
Все это, на наш взгляд, помогает сформировать у школьника понимание важности и значения правильного питания, его связи с различными сторонами жизни, пробуждает интерес к здоровому образу жизни.

Кто разработал мультимедийную игру для учащихся 12-14 лет?
Мультимедийная игра была разработана в содружестве с Институтом возрастной физиологии. Она – часть учебно-методического комплекта «Формула правильного питания» и предназначена для самостоятельной работы учащихся дома. Выполняя интересные задания, подростки смогут закрепить знания, полученные на уроках по правильному питанию и проверить себя. Сама игра состоит из 10 разделов. Вместе с героями игры – Петей и Катей, ученики оказываются в магазине, в парке, школьной столовой, спортивном зале, музее, библиотеке и т.д., где выполняют различные задания, связанные с правильным питанием и здоровым образом жизни. За выполнение каждого задания ученики получают «съедобные» оценки – «яблоко», «апельсин» или «перчик» (если с заданием подросток не смог справиться). Каждая оценка имеет бальное выражение. После того как все задания выполнены и все темы пройдены, ученик может распечатать свой диплом «Знатока правильного питания», где будет указано общее количество набранных им баллов.
Мы стремились к тому, чтобы задания мультимедийной игры побуждали ребят выйти из-за компьютера — обратиться с вопросом к родителям, покопаться в книжном шкафу, полистать книги и т.д.
Сегодня наша игра очень популярна среди участников — она помогла повысить интерес к занятиям по правильному питанию. Многие подростки говорят о том, что задания игры они выполняют всей семьей, и не потому, что они – сложные, а потому что это интересно и взрослым, и детям. Ролик про игру — http://prav-pit.ru/video/1/view.aspx

Сотрудники компании как-то участвуют в программе?
Я, будучи руководителем программы «Разговор о правильном питании», одновременно являюсь и одним из ее авторов, разработчиком диска.
Ежегодно мы привлекаем сотрудников компании к оценке работ конкурса семейной фотографии. Они выступают в роли общественного жюри.
Так как все наши сотрудники — родители, и для каждого из них задача обучения детей правильному питанию также актуальна, мы регулярно в офисе проводим образовательные игры – где взрослые и дети вместе знакомятся с содержанием нашей программы.

Партнеры программы – представители органов власти, научных и административных учреждений. Планируете ли вы привлекать в качестве партнеров также представителей НКО и бизнеса?
Мы планируем развивать сотрудничество с НКО, привлекая их к участию как на федеральном, так и на региональном уровне в мероприятиях программы — конференциях, конкурсах.

Что было самым сложным в этом проекте, а что, наоборот, удалось легко?
Пожалуй, самым сложным был первый этап запуска программы 14 лет назад. Надо было убедить и Министерство образования, и родителей, и учителей в том, что обучение правильному питанию действительно может позитивно изменить поведение детей. Нередко взрослые говорили нам — «что может сделать ваша программа, если в семьях нередко просто не хватает денег на то, чтобы питаться правильно». Но уже через полгода после запуска программы стало понятно, что она реально влияет на поведение детей и помогает семье в организации питания.
Сегодня же доказывать актуальность программы совсем не нужно. У нас постоянно растет число желающих, которые хотели бы включиться в работу программы. Вообще, программа легко находит себе единомышленников повсюду — и среди учителей, и среди родителей. Я думаю, это важное доказательство ее реальной эффективности и социальной значимости.

Что бы вы посоветовали компаниям, решившим сделать что-то подобное?
Прежде всего — определить действительно важную, значимую для общества проблему, в решение которой компания действительно способна внести существенный вклад. Программа только тогда будет успешной, когда она будет востребована, полезна для людей.
И второе – проект не может реализовываться компанией в одиночку. Обязательно нужно создавать команду единомышленников, объединенных общей задачей, искать партнеров в разных структурах.

Как вы видите дальнейшее развитие?
Число участников проекта будет увеличиваться — в 2014 году в программе будет принимать участие уже 51 регион. На сайте программы появится детская страничка. В 2013-2014 году мы запускаем новый интернет-конкурс для детей. Мы также планируем развивать международное сотрудничество в рамках нашей программы. В ближайших планах – детский конкурс между российскими и белорусскими школьниками. Мы верим в то, что кулинарные темы, темы, связанные с питанием, помогут детям из разных стран научиться лучше понимать друг друга. А значит, когда они вырастут, им будет проще найти друг с другом общий язык.

Автор: Лидия Тихонович.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.