Новости: Новости участников

«Университетам пора учиться говорить и вести себя как бизнес»

В Москве открылась международная Конференция по наставничеству — тема в текущих экономических и демографических условиях чрезвычайно актуальная, с обширным потенциалом: наставничество как инструмент способно сформировать компетенции студентов, проявлять их таланты, помогать осознавать потенциал и ресурсы, создавать условия для личной и профессиональной реализации.

Одним из наиболее востребованных элементов деловой программы стала Кейс-сессия «Наставничество в сфере среднего профессионального образования». В центре внимания спикеров (ОТУСколково, Политехнический университет, Академия WorldSkills Russia, Департамент образования г.Москвы и др.) — переход к большей практической направленности образовательного процесса, к дальнейшему применению полученных знаний; а также те возможности, которые способно дать на этом пути наставничество в самых разнообразных формах.

«В советское время наставничество как система передачи навыков и знаний, как практика, была очень популярна. За последние 10-15 лет, несмотря на некоторое повышение инетереса к этой теме, серьезного, системного вовлечения со стороны производственных компаний не наблюдается. Я думаю, образовательные площадки должны объединиться и понять, что поможет привлечь внимание партнеров к этому важному инструменту. Например, мы (БФ «РЕНОВА» — прим.ред.) как благо­твори­тель­ный фонд крупной корпорации понимаем, всю актуальность института наставничества. К 2035 году, как обещают прогнозы социологов, мы будем иметь столько же трудоспособного населения, как в 2000 году. Его сокращение будет усугубляться, в т.ч. неготовностью рынка труда к новым профессиям. Наставничество же в первую очередь связано с инновационными подходами, с практическими, применимыми в современных реалиях навыками, и этим оно отражает и весьма обширный тренд, и глобальный запрос рынка», — отмечает модератор, ведущий кейс-сессии Ольга Башкирова (директор Благотворительного фонда «РЕНОВА»). Мы все чаще слышим критику в адрес вузов: 25% выпускников не работают по специальности; корпорации, в свою очередь уверены, что почти 80% высшего образования чрезмерно теоретизировано и избыточно; мы видим расширяющуюся сеть центров научно-практической деятельности — все это, по мнению модератора, говорит о необходимости развивать практику наставнического сопровождения и в учебных заведениях, и на предприятиях.

Большое количество представителей региональных образовательных институций ощущалось и в ходе открытой дискуссии: участники из числа слушателей рекомендовали определиться с предметом-объектом деятельности и конкретизировать терминологию для лучшего взаимопонимания. Так, к оплачиваемым услугам необходимо относить консалтинг и коучинг, а под менторингом понимать неоплачиваемую, волонтерскую практику.

Среди острейших проблем при внедрении менторских программ в вузах: объем студентов, дефицит проектного мышления и проектных команд в сфере профессионального образования, низкий уровень компетенций и мотивации педагогов-наставников. Но, несмотря на все сложности ментально-экономического перехода, сопряженные с введением наставнических программ в нашей стране, «пионеры движения» разрабатывают новые проекты: Сколково для охвата всех желающих запускает онлайн-курс по обучению наставников, в т.ч. для подготовки кадров, не имеющих педагогического стажа; Политех активно занимается «хедхантингом» коучей в инфраструктурных компаниях и учит своих преподавателей понимать язык и запросы как заказчиков, так и студентов-участников проектных команд; столичный департамент образования создает «Наставника +» — профессиональное сообщество педагогов-наставников, объединяемых с целью обучения и обмена успешными практиками, представления своих soft-skills; и абсолютно все разрабатывают новые способы привлечения и стимулирования наставников.

Бизнес на эти поиски реагирует с позиции силы: «Относиться к наставничеству как к благо­твори­тель­ности, волонтерству, можно только тогда, когда у вас нет недостатка средств. Кроме того, вузы могут и готовы давать талантливых людей в профессии, и они имеют полное право просить за это процент, компенсацию. Университетам пора учиться говорить и вести себя как бизнес», — заявил один из слушателей из числа представителей коммерческих структур.
Участники дискуссии пришли к выводу, что наставничество может стать новым драйвером для средне-специального образования, повысить уровень подготовки и ответить на вызовы современной ситуации в экономической и трудовой сферах.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.