Пресс-центр

Десятый ежегодный исследовательский проект завершился 13 декабря: торжественной церемонией награждения победителей конкурса и экспертной дискуссией о месте российского бизнеса в достижении целей устойчивого развития ООН.

Юбилейные «Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности » принесли много неожиданных результатов: это и рекордные благо­твори­тель­ные бюджеты, и высокое внимание к вопросам оценки программ, но главное, по словам жюри, ¬— это «сближение» оценок первой тридцатки и несколько параллельных победителей в номинациях.

Инициаторы проекта (Форум Доноров, газета «Ведомости», PwC) постоянно совершенствуют методологию, но качество благо­твори­тель­ных и социальных программ компаний, уровень конкуренции растут такими темпами, что зачастую не удается выделить безусловного «лидера». Так, анкета 2009 года содержала 33 вопроса, а анкета 2017 года — уже 50 вопросов, структурированных в рамках шести последовательных разделов: общая информация о компании, концепция и стратегия, финансовые показатели, управление и процессы, результаты и перспективы, информационная политика. Изменения в анкете обусловили появление в этом году 2 специальных призов и 2 дополнительных номинаций. В состав жюри конкурса входят признанные эксперты, представители от бизнеса, академического сообщества, а в рамках экологической номинации в этом году был создан специальный экспертный совет, который выбирал из заявок самые перспективные, с артикулированной экологической составляющей.

  • В исследовании 2017 г. приняли участие 52 компании, которые предоставили данные о благо­твори­тель­ной деятельности за 2016 г. Наиболее широко были представлены добывающие и металлургические компании, химическая и нефтехимическая промышленность, компании розничной торговли, производители товаров повседневного спроса, а также компании, работающие в области информационных технологий, телекоммуникаций и связи. Участники исследования в совокупности поддерживают более 1,2 млн рабочих мест.
  • Практически все компании-респонденты (94%) отмечают необходимость решения выбранных ими социальных проблем (данную цель можно проследить даже через перечисление набора программ). Более половины компаний (58%) считают важным повышение устойчивости бизнеса за счет развития регионов присутствия. Они отмечают значимость «благоприятного климата» в регионах операционной деятельности, «интеграции компании в локальное окружение», а также «перехода от дарения к социальным инвестициям» в регионы.
  • Более 80% компаний-респондентов отметили важность таких стейкхолдеров как акционеры, сотрудники, благополучатели, местные сообщества и некоммерческие организации. Три из пяти наиболее популярных групп заинтересованных сторон были также выбраны в качестве ключевых — акционеры, благополучатели и местные сообщества. Некоммерческие организации, в свою очередь, выделяются компаниями за «уникальный опыт и профессионализм», «понимание актуальных проблем социально незащищенных групп», «поддержку на местах».
  • Бюджет на благо­твори­тель­ную деятельность большинством компаний-респондентов определяется в рамках фиксированной суммы на год (85%). Помимо фиксированного бюджета, около трети компаний предполагает возможность выделения дополнительных средств под конкретные запросы или в случае чрезвычайных ситуаций (в частности, стихийных бедствий, необходимости срочного лечения).
  • При этом расходы на благо­твори­тель­ность почти всегда производятся в денежной форме (91% компаний-респондентов), в меньшей степени — в натуральной (60%) и только в четверти случаев (25%) — в формате предоставления услуг компании или времени сотрудников.
  • Совокупный объем расходов компаний, участвующих в проекте, на благо­твори­тель­ную деятельность увеличился более чем в два раза. Таким образом, 46 компаний в 2016 году инвестировали почти 43,9 млрд рублей. Максимальный объем финансирования в исследовании 2016 г. был заявлен компанией ПАО «ГМК «Норильский никель» и составил 7 млрд руб., что на тот момент являлось наивысшим показателем за все годы проведения опроса. В этом году сразу две компании превысили эти показатели: АЛРОСА вложила в «социалку»11 млрд руб., а «Норильский никель» – 10,9 млрд руб.
По итогам работы экспертного жюри был определен рэнкинг компаний — ТОП-3:
  1. ПАО «Северсталь»
  2. Компания «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»
  3. ОК РУСАЛ

«Самый главный итог десяти лет существования проекта в том, что благодаря ему компании стали более осмысленно подходить к устойчивому развитию, их программы КСО стали более эффективными, решающими проблемы вполне конкретных людей», — отмечает Глеб Прозоров, издатель газеты «Ведомости».

Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности работают по мировым стандартам публичной отчетности, имеют тесные международные партнерства, с легкостью включаются в достижение целей устойчивого развития, обозначенных ООН. О роли российского бизнеса в глобальной повестке эксперты поговорили в преддверии торжественной церемонии. PwC проанализировали более 400 отчетов компаний в области устойчивого развития и нашли, что уже в 60% из них находит отражение концепция целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН). Среди российских компаний эта цифра пока не превышает 30%. Елена Феоктистова (РСПП) так видит эту цифру: «20% — это ядро российского бизнеса, лидеры. Еще 10% — это близко подходящий к ним резерв, который при определенных усилиях войдет в топ. А дальше мы, к сожалению, фиксируем очень большой разрыв. Таким образом, мы хорошо начали, но мы еще в самом начале пути».

Представитель компании-победителя прошлого года Наталья Гончар (Сахалин Энерджи) успокоила присутствующих: никто не ожидает исполнения от отдельной компании всех 17 целей — это вопрос приоритета ее деятельности. Но облегчающие этот процесс механизмы уже созданы: «компас» ЦУР — с конкретными шагами и рекомендациями; платформа глобального договора и другие площадки. Самое главное, что общественный запрос, по мнению Ирины Жуковой (Филипп Моррис), уже есть: «Потенциальные кандидаты стали спрашивать нас о том, что делает наша компания в области устойчивого развития территорий. Таким образом, актуализировавшаяся дискуссия вокруг ЦУР ООН отражает не какой-то внешний тренд, а четкий общественный запрос на необходимость осуществления программ в области устойчивого развития».

И компании активно следуют повестке: в «Северстали», по словам Натальи Поппель, уже второй месяц ведутся непрерывные брейнсторминги о том, как включить 169 пунктов из ЦУР ООН в стратегию и тактику организации. Кто-то, не тратя время на глубокую оценку рисков, действует инновационно и решительно: Ольга Башкирова (БФ «РЕНОВА») рассказала участникам о практике одной из компаний-партеров, которая автоматизировала анализ достижения ЦУР и через электронную платформу учитывает вклад каждого сотрудника-волонтера в достижение заявленных целей устойчивого развития. «Из советского прошлого нам досталось социально ответственное государство, но перед планетой в целом стоят огромные вызовы и колоссальные гуманитарные проблемы, и бизнес способен оказать ощутимую помощь в их решении», — резюмировала Наталья Поппель, посол в благо­твори­тель­ности в 2017 году.

По словам Председателя Совета «Форума Доноров» Дмитрия Поликанова, в следующем году «Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности» впервые пройдут в регионах России: в качестве пилотных округов для тиражирования модели развития культуры корпоративной благо­твори­тель­ности выбраны Сибирь, Урал и Северо-Запад. Прием заявок от компаний начнется уже весной.

Итоги Лидеров-2017
Рэнкинг «Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности»-2017

1. ПАО «Северсталь»
2. Компания «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»
3. ОК РУСАЛ
4. АФК «Система»
5. ПАО «Ростелеком»
6. ПАО «Газпром нефть»
7. JTI
8. Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России
9. ПАО «МТС»
10. ПАО «ГМК «Норильский никель»
11. ПАО «Трубная металлургическая компания»
12. PepsiCo Россия
13. АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»
14. «Эксон Нефтегаз Лимитед»
15. АО ОМК
16. Банковская группа ЗЕНИТ
17. ПАО «МегаФон»
18. СИБУР
19. МХК «ЕвроХим»
20. ПАО «ФосАгро»
21. Samsung Electronics Russia
22. Арконик Россия
23. MAYKOR
24. Группа компаний «Детский мир»
25. Компания HEINEKEN в России
26. Unilever
27. АО ЮниКредит Банк
28. ООО «Амвэй»
29. Efes Rus
30. Mail.Ru Group
31. Русская медная компания
32. Ситибанк
33. ООО «АШАН»
34. Sodexo
35. ПАО «СинТЗ»
36. KPMG
37. АЛРОСА
38. Группа компаний «ДИКСИ»
39. ПАО «ПРОТЕК»
40. ИКЕА
41. ЕВРАЗ
42. «Русский стандарт»
43. «Группа компаний «Титан»
44. LG Electronics Rus
45. Mars
46. АО «ОХК «УРАЛХИМ»
47. АО «ВТЗ»
48. Компания Mary Kay®, Россия
49. P&G
50. АО «Орский машиностроительный завод»
50. ПАО «ТАГМЕТ»
50. ООО РПК «ПрессКорп»

Фотоотчет по итогам церемонии награждения доступен по ссылке https://cloud.mail.ru/public/3mSS/ustfdVHxj

СМИ о нас >>