Одним из главных драйверов развития человеческого капитала в регионах Дальнего Востока являются компании и их социальная и кадровая политика — к такому выводу пришли участники дискуссии на Социальной платформе Фонда Росконгресс в рамках ВЭФ.
При этом привлекательные для инвестиций регионы часто сталкиваются с двумя вызовами: отсутствие профильных кадров и высокие профессиональные требования для соискателей в новых компаниях, приходящих на территории.
Например, алмазная огранка — новая отрасль для Дальнего Востока. Спрос на огранщиков повысился всего пару лет назад, после того, как интерес к разработке проявила одна индийская инвестиционная компания. Если в регион зайдет еще 2-3 инвестора, Агентство по развитию человеческого капитала совместно с администрацией края и московскими вузами будут инициировать открытие отдельного направления подготовки в ДВФУ.
Аналогичным образом будут готовиться кадры для ракетно-космической, нефтеперерабатывающей, химической отраслей в Амурской области — потребность в этих специалистах сформировали Газпромнефть, СИБУР и другие корпорации.
Ключевой фактор успеха «Эксон нефтегаз лимитед» (ЭНЛ), по словам Маргариты Цой, — качественная рабочая сила, сотрудники, которых компания смогла аккумулировать.
Сахалин оторван от центра развития компетенций и, следовательно, центров реализации возможностей, поэтому еще некоторое время назад выпускникам областных вузов и ссузов было очень сложно соответствовать требованиям лидерских компаний.
В этой связи соцполитика компании формировалась в соответствии с потребностью обеспечения равного доступа к сервисам и услугам для жителей отдаленных территорий.
«Нынешняя система образования, подготовки кадров зачастую не может предложить тот уровень профессионализма, которого требует производство и высокотехнологичное оборудование (конкурс на технические специальности 15 человек на место) нашей компании», — рассказывает Маргарита. Поэтому в начале 2000-х в рамках партнёрства с СахГУ компания ЭНЛ создала базу инженерного образования (обновление оборудования, повышение квалификации преподавателей и др. — всего на сумму около 20 млн. долл.). Через несколько лет к партнерству подключился РГУ нефти и газа — его преподаватели теперь приезжают на Сахалин читать профильные курсы, и студенты области получают уникальную возможность осваивать новые востребованные знания, не уезжая в Москву.
Дмитрий Шарков, управляющий по корпоративным вопросам в Сибири и на Дальнем Востоке ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» рассказал о практике крупной иностранной компании: «Говоря о вкладе «Филип Моррис Интернэшнл» в развитие человеческого капитала в России, прежде всего, важно отметить создание около 4000 высококвалифицированных рабочих мест в 100 городах страны и применение в управлении персоналом передовых практик, которые позволяют нашей компании на протяжении пяти последних лет признаваться одним из лучших работодателей в России по оценке Института лучших работодателей. Кроме этого, в регионах России в партнерстве с авторитетными некоммерческими организациями мы реализуем благотворительные программы, которые нацелены на обучение дополнительным профессиональным навыкам женщин в декрете и с детьми до 14 лет, а также обучение представителей малого бизнеса по программе Executive MBA и получение ими профессиональных консультаций по разработке бизнес-планов. Эти программы так же получили высокую общественную признательность».
«Инвестиции в образование — одни из самых непопулярных, и чаще всего эта ноша ложится на государство. В среднем срок окупаемости таких вложений — 25 лет, и то, что корпорации разделяют этот объем, — огромный вклад со стороны бизнеса в развитие человеческого капитала страны», — подытожила Екатерина Куманина (Российская венчурная компания).
При этом проблема оттока и удержания человеческого капитала не решится повышением зарплаты. По данным исследования ЭНЛ, чаще всего уезжающие с Сахалина компетентные специалисты отвечают, что хотят более качественного здравоохранения, образования для своих детей, возможности для развития бизнеса. «Можно платить сколько угодно, но куда человек потратит эти деньги?», — акцентирует внимание на необходимости инвестирования в образование, здоровье, жилье, культуру и прочие категории, связанные с обеспечением качества жизни человека.
Свой пример трансформации бизнеса через выстраивание экосистемы представил Игорь Корытько (ТМК): «Мы больше не продаем трубы, мы продаем целые технологические решения, которые зачастую не имеют аналогов. Такой сложный продукт уже невозможно изготовить по старой линейной системе «купил сделал продал». В этот процесс теперь необходимо вовлекать большое количество компетенций, развить которые внутри одной организации невозможно или просто нецелесообразно». Крупный бизнес, уверен Корытько, должен стать тем ядром, которое собирает вокруг себя все необходимые компетенции и формирует предложение на рынок.