Блог Форума Доноров >>

ESG в России: методики, практики и эффективность

Как компании относятся к идее устойчивого развития? Готовы ли они помогать городам, в которых находится производство? Как именно они оценивают эффективность своих затрат на экологические и социальные проекты? И какое будущее ждет ESG? На эти вопросы отвечали спикеры VI Форума по устойчивому развитию, прошедшего 15 мая на площадке «Ведомости — Конференции» при поддержке Форума Доноров.

Мероприятие было посвящено профессиональному обсуждению стратегических подходов и актуальных решений бизнеса, государства и гражданского общества в области достижения целей устойчивого развития (ЦУР), которые были приняты всеми государствами — членами ООН в 2015 году.

Пленарная сессия была посвящена национальной повестке устойчивого развития, дискуссионная сессия — управлению климатическими рисками, практическая сессия — ESG-стратегиям российского бизнеса. Кроме того, на Форуме прошла стратегическая сессия, посвящённая ESG-инфраструктуре — развитию территорий и местных сообществ. Именно в рамках этой сессии говорили о проектах крупного бизнеса: реализуемых и перспективных. Спикеры отметили, что примерно до 2022 года большее внимание уделялось экологии и климатическим проектам — сейчас же развитие получают и социальные проекты.

Как работать с городом и сообществом?

Максим Ремчуков, директор по устойчивому развитию СИБУРа, поделился моделью, которой придерживается холдинг: социальная часть деятельности рассматривается в двух разрезах — внешнем и внутреннем. Внешний — это работа в городах присутствия СИБУРа, работа по созданию условий: «Что происходит с человеком, когда он выходит за пределы предприятия? Всё начинается с банальных вещей: ходит ли автобус, достаточно ли в городе детских садов, школ и кружков». Спикер также отметил, что работа должна вестись комплексно, вместе с властями и муниципалитетами, области или республики. Кроме того, должен быть четкий план на годы вперед. У СИБУРа была программа 2020, и уже сейчас компания разрабатывает программу 2030, где будут прописаны социальные проекты — при этом важно ориентироваться и на власти, и на другие компании, и на мнение местных сообществ: «Инфраструктура точно базируется на инициативных людях, которые живут в регионах и которые выходят к компании со своими предложениями».

Что касается внутренней части социальной деятельности СИБУРа, то здесь речь идт о борьбе за таланты, за то, чтобы люди присоединялись к команде, к большой компании. Здесь также есть сложности: у сотрудников и руководства могут отличаться представления о том, как работает крупный бизнес: «У вас должен быть четкий план, как попасть в их ожидания, как развивать их профессионализм — и как их поддерживать».

Александра Семиз, руководитель социальных проектов транспортной группы FESCO, отметила, что борьба за таланты — это ещё и предотвращение оттока людей из региона. Основной актив FESCO находится во Владивостоке, и компания борется за то, чтобы жители оставались и развивались в Приморском крае — именно на этот регион направлены социальные проекты транспортной группы. «Мы делаем достаточно много внешних социальных проектов для жителей Владивостока: у нас есть проекты грантового конкурса «Море возможностей», который идёт уже пятый год. Например, проекты для детей «Fesco детям» — это очень масштабная программа помощи детям с ОВЗ и детям в трудной жизненной ситуации, летние креативные детские лагеря; очень активно развивается наше волонтёрское сообщество».

Александра Семиз также отметила необходимость работы с другим бизнесом, о которой упомянул Максим Ремчуков. Так, в прошлом году FESCO возглавила Национальный центр корпоративного волонтёрства в Приморском крае и поддерживает эту площадку как форум, где компании могут обмениваться практиками и синхронизировать свои повестки.

Уходит ли климатическая повестка?

Проекты в области экологии по-прежнему важны: глобальное потепление заставляет компании следить за выбросами и проектировать новое оборудование, которое потребляет меньше ресурсов.

Антон Бутманов, директор по устойчивому развитию РУСАЛа, напомнил, что потепление даже на 1,5°С приведет к большому ущербу для планеты и ее жителей. При этом в Сибири уже сейчас фиксируется потепление на 2°С. Именно в этом регионе расположены гидроэлектростанции РУСАЛа, а мировой гидрологический цикл, как известно, напрямую зависит от климата. Выработка электроэнергии же зависит от рек.
Для измерения рисков РУСАЛ привлек Институт глобального климата и экологии им. Ю.А. Израэля и Институт водных проблем РАН — вместе с ними компания запустила большое исследование сценарного анализа изменения климата Байкальских территорий и части Монголии. Специалисты использовали несколько международных сценариев, которые помогли им проанализировать изменения, связанные с климатом: потепления, пожары, осадки зимой и летом, баланс засушливости и так далее. Эти данные рассматривались в перспективе до 2030, 2050 и 2100 годов. «В связи с этим мы реализуем несколько программ, — рассказала Антон Бутманов. — Мы модернизируем все наше оборудование — это программа, которая позволяет нам с тем же объемом воды вырабатывать больше электроэнергии. Кроме этого, мы начали разрабатывать меры по сохранению воды; сейчас мы находимся в научной проработке этого вопроса. Мы взаимодействуем с Монголией, потому что часть водосборного бассейна находится на их территории. Эти данные переданы и правительству Иркутской области, чтобы в их адаптационных программах использовались и наши данные».

Спикер также отметил работу с другим бизнесом: «На мой взгляд, это должно быть интересно и банковскому сектору, потому что это напрямую влияет на устойчивость бизнеса в регионе».

Чтобы темой экологии заинтересовалось как можно большее количество людей, компании запускают и волонтерские программы. Так, сеть ресторанов «Вкусно — и точка» уже пятый год ведет проект #МойЭкоДень. В прошлом году компания решила привлекать в регионах мелкий и средний бизнес, который в своей работе учитывает экологическую повестку. «Мы привлекли 17 предпринимателей, — рассказывает Ирина Коршунова, старший директор по устойчивому развитию компании «Вкусно — и точка». — Им мы предложили присоединиться к проекту в тех форматах, которые им удобны, например, в формате блоггинга или в формате субботника» Компания оказала предпринимателям информационную поддержку, которую мелкий и средний бизнес обычно не может себе позволить. Так об экологической повестке этого бизнеса узнали многие.

Кроме того, «Вкусно — и точка» запустила внутренний конкурс на 62 000 сотрудников #МоеЭкоДело. Победителям вручили шопперы и поясные сумки, которые были созданы из переработанных баннеров самой же компании, — продукцию создал один из предпринимателей Санкт-Петербурга: «Мы поддержали бизнес в том числе закупкой его товаров».

Как измерять эффективность?

Один из главных вопросов, с которым сталкиваются компании, решившие запускать ESG-проекты, — оценка эффективности. На сегодня разработано немало инструментов и методик, но «по большому счету все сводится к оценке результативности и рамках отдельных проектов», — отметила Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров. Это действительно сложная работа, и часто компании привлекают и внутренних, и внешних экспертов, но даже в таких случаях бывает, что решения принимаются узким кругом: «Часто встречаются ошибки в гипотезах, когда деятельность, предполагающая один результат, в итоге приводит к другим результатам и мы видим, что та метрика, которую используют компании, просто не подходят».

Тем не менее, сегодня бизнес использует опросы внутри местных сообществ, фокус-группы, большое широкое взаимодействие с жителями, а главное, «гигиенической нормой становится мониторинг, без регулярного мониторинга ни один из процессов нельзя зафиксировать».

Будущее ESG-повестки в России

Последним блоком стратегической сессии стало обсуждение будущего социальных и экологических проектов, разрабатываемых крупными компаниями. Спикеры отметили, что иногда требуется больше уверенности в себе, так как вопросов о смысле ESG — и внутренних, и внешних — очень много. Специалисты, занимающиеся темой устойчивого развития, — новаторы, и дискуссии о том, нужна ли вообще эта повестка, подрывают энергию и драйв и приводят к выгоранию. Кроме того, хотелось бы, чтобы с ESG ушел флер романтизации, и проекты стали бы обычной бизнес-функцией, как, например, финансовый контроль. Необходимо находить общий язык с местными сообществами, с властями, с малым и средним бизнесом и с НКО: «Вместе мы можем больше», — подытожили участники сессии.

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.