Лидеры корпоративной благотворительности
Проект 2018 // Победители рэнкинга
По мнению экспертов исследования, компаниями, в наибольшей степени соответствующими критериям конкурса и продемонстрировавшими лучшие практики в благотворительной деятельности в 2017 году, стали:
1. ПАО АФК «Система»
1. АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»
2. «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»
3. ПАО «Ростелеком»
Каждая из этих четырех компаний уже неоднократно входила в ТОП-10 «Лидеров корпоративной благотворительности», представляла на конкурс программы корпоративной филантропии, которые высоко оценивались экспертами и становились победителями и лауреатами специальных номинаций. В 2017 году последовательность и системность в социальной политике, приверженность высоким стандартам социальной ответственности бизнеса, а также применение инновационных подходов к улучшению социального климата в регионах присутствия позволили им стать победителями рэнкинга.
ПАО АФК «Система»
I. Подход к благотворительной деятельности компании
Запустив первые разовые благотворительные программы в 1997 г., АФК «Система» уже к 2004 г. осознала необходимость систематизации и централизации управления благотворительной деятельностью, для чего был создан Благотворительный Фонд «Система» (БФ «Система»). Бизнес-задачи компании оказывали непосредственное влияние на формулирование стратегии корпоративного фонда, в то время как благотворительная деятельность и концепция «социального инвестирования» составляет стратегический интерес устойчивого развития АФК «Система».
Среди целей благотворительной деятельности компании — содействие развитию интеллектуального потенциала страны, формирование гармоничного общества и поддержка незащищенных слоев населения, сохранение и популяризация культурного наследия России. В связи с принятием новой концепции развития Корпорации как инвестиционной компании в 2017 г. была обновлена и стратегия БФ «Система», в рамках которой с 2018 г. реализовывается новая «технологическая» благотворительная программа.
Помимо стратегии благотворительной деятельности, текст которой не находится в открытом доступе, социальная политика компании регулируется политикой «О корпоративной социальной ответственности», политикой «Благотворительная деятельность АФК «Система» и Уставом БФ «Система» (последние три документа находятся в открытом доступе на сайте компании и Фонда).
Для достижения целей благотворительной деятельности компании в качестве основных направлений работы выступают поддержка образования, науки, культуры и здравоохранения. С 2016 г. БФ «Система» реализовывает благотворительные проекты в рамках трех стратегических направлений:
• Программа «Лифт в будущее — таланты для наукоемких отраслей», являющаяся флагманской социальной программой компании, нацелена на развитие системы современного инженерного образования через профориентацию и поддержку инновационной деятельности талантливой молодежи.
• Программа «Социальная среда и волонтерство» включает широкий спектр проектов, социальную поддержку граждан, адресную поддержку ветеранов, инициативы корпоративного волонтерского центра и проведение региональных партнерских благотворительных фестивалей.
• В рамках программы «Культура и искусство: новые технологии для просвещения» компания поддерживает современные технологические решения в сфере культуры и искусства. Среди поддержанных компанией инициатив проект «Русский музей: виртуальный филиал» в партнерстве с Государственным Русским музеем, а также новая
просветительская акция «Культурный выходной» в музеях России.
В качестве приоритета компании — собственные программы, реализуемые через БФ «Система» на принципах социального партнерства с привлечением волонтеров компании, а также внешних экспертов, НКО, органов власти разного уровня и местных сообществ. Для достижения максимального эффекта благотворительных программ компания также прибегает и другим инструментам реализации социальной политики: гранты, целевые пожертвования, pro bono.
Важным ресурсом реализации благотворительной деятельности АФК «Система» считает широкое распространение корпоративного волонтерства благодаря созданию корпоративного волонтерского центра на базе БФ «Система», в котором состоит около 700 сотрудников компании.
II. Управление и процессы
В то время как стратегия в области корпоративной социальной ответственности и благотворительности рассматривается Советом директоров АФК «Система», управление благотворительной деятельностью компании осуществляется Попечительским Советом и Правлением БФ «Система». Планирование и реализация благотворительных и волонтерских программ осуществляет Фонд во взаимодействии с подразделениями АФК «Система» в области корпоративных коммуникаций (пресс-служба), управления персоналом и активами Группы через соответствующие подразделения и уполномоченных сотрудников, отвечающих за координацию КСО и благотворительной деятельности в портфельных компаниях.
Профессионально благотворительной деятельностью в компании занимаются12 человек, в том числе 11 сотрудников в корпоративном фонде.
При отборе программ для финансирования Фонд отдает предпочтение инфраструктурным проектам, целью которых является достижение долгосрочного социального эффекта, а также проектам, соответствующим бизнес-стратегии компании.
На всех этапах реализации благотворительных проектов от разработки до оценки эффективности Фонд стремится к максимальному вовлечению заинтересованных сторон. В качестве инструментов выступает постоянная работа с благополучателями по системе обратной связи, участие в работе профессиональных объединений, подписание партнерских соглашений с НКО, администрациями, университетами.
Свидетельством эффективного включения стейкхолдеров в реализацию благотворительных проектов является победа АФК «Система» в номинации «За развитие межсекторного партнерства в решении социальных проблем территорий» в рамках конкурса РСПП «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность».
III. Оценка и результаты
АФК «Система» на ежегодной основе осуществляет мониторинг результатов благотворительной деятельности. Этот процесс регулируется политикой в сфере КСО и благотворительности компании, а также приказом президента компании о подготовке консолидированный годовой нефинансовой отчетности.
В 2017 г. компания не привлекала внешних экспертов для оценки результатов программ.
В качестве общекорпоративных показателей эффективности в сфере корпоративной социальной ответственности Советом директоров АФК «Система» были утверждены следующие показатели:
• доля от общей численности волонтеров компаний Группы, вовлеченных в общекорпоративные программы;
• средневзвешенный (с учетом масштаба мероприятий) коэффициент участия компаний Группы в интегрированных программах и проектах;
• количество активных участников флагманской программы «Лифт в будущее»;
• доля упоминаний о социальных и благотворительных проектах в СМИ от общего количества публикаций.
Компания стремится к внедрению принципов венчурной филантропии, оценивая возврат на социальные инвестиции по каждой из стратегических благотворительных программ, разрабатывая индивидуальные показатели эффективности для каждой программы.
IV. Информационная политика
Следуя лучшим мировым стандартам, АФК «Система» ежегодно публикует консолидированный отчет об устойчивом развитии в соответствии со стандартом GRI, а также годовой отчет БФ «Система» с использованием стандарта GRI для НКО.
АФК «Система» осуществляет системное PR-продвижение корпоративной благотворительной деятельности, используя в качестве внешних каналов публичный корпоративный сайт и сайт Фонда, социальные сети, традиционные и корпоративные СМИ, в частности корпоративный журнал «Система» и электронную газету БФ «Система» «Вестник благотворительности».
В 2017 г. благотворительная деятельность АФК «Система» была отмечена рядом премий. АФК «Система» одержала победу в номинации «Комплексный проект» в рамках Всероссийского конкурса проектов в сфере корпоративного волонтерства «Чемпионы добрых дел». Компания была также отмечена за высокий уровень отчетности, одержав победу в конкурсе РСПП в номинации «За высокое качество отчетности в области устойчивого развития», став лидером в рейтинге РСПП в сфере устойчивого развития «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития», а также по результатам исследования «Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний — 2017», проведенного Российской Региональной Сетью по интегрированной отчетности.
АФК «Система» ежегодно осуществляет замеры влияния результатов благотворительной деятельности на информационное поле компании. В рамках этой оценки компания измеряет удельный вес публикаций в СМИ, посвященных социальной деятельности. Кроме того, по итогам проведения отдельных масштабных акций учитывается количество упоминаний в СМИ и охват аудитории социальных медиа.
Позиционирование АФК «Система» как социально ответственной компании становится возможным благодаря значительному увеличению доли публикаций, посвященных КСО и благотворительным проектам Корпорации.
АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания»
I. Подход к благотворительной деятельности компании
Благотворительная деятельность СУЭК берет свое начало с момента создания компании в 2001 г., когда наряду с экономическими и производственными вызовами остро стояла необходимость повышения социальной стабильности, борьба с иждивенческими настроениями по отношению к градообразующему предприятию, предотвращение оттока населения из моногородов. В 2006 г. была создана Некоммерческая организация «Фонд социально-экономической поддержки регионов «СУЭК — РЕГИОНАМ», задачей которой является разрешение социальных проблем в регионах присутствия путем активизации партнерских отношений с властями различного уровня и местными НКО.
В качестве стратегической цели социальной деятельности СУЭК выступает «всестороннее развитие регионов присутствия компании, улучшение качества жизни сотрудников, членов их семей и местных жителей». Устойчивая модель благотворительной деятельности СУЭК полагается на такие приоритеты, как активизация местных сообществ, внедрение инновационных технологий в социальную сферу, расширение возможностей для самореализации и занятости населения, привлечение молодежи в угольную отрасль и создание благоприятного социального климата. CУЭК подчеркивает взаимосвязь бизнес-стратегии компании с ее социальной политикой, в рамках которой благотворительная деятельность компании позволяет ей обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность.
Основным документом, определяющим подходы и принципы СУЭК в управлении социальными инвестициями и взаимоотношениях со стейкхолдерами, является Корпоративная социальная политика, принятая в 2007 г. и опубликованная на сайте компании.
В связи с тем, что целью благотворительной деятельности компании является повышение качества жизни, СУЭК реализует программы по большому спектру направлений и поддерживают различные группы благополучателей.
Собственная благотворительная политика реализуется Фондом «СУЭК — РЕГИОНАМ», в частности за счет проведения грантовых конкурсов с 2011 г. При этом большинство социальных программ становятся возможными благодаря партнерству с различными организациями — международными организациями, местными администрациями, благотворительными фондами, учебными заведениями и др.
Система образовательных проектов СУЭК охватывает проекты, нацеленные на все группы учащихся дошкольного и общего образования. Программа по развитию новых образовательных технологий и пробуждению интереса к техническим специальностям с дошкольного возраста привлекла 17 учреждений общего и дошкольного образования. Более 150 учеников обучаются в «Классах СУЭК» в рамках подготовки кадров для угольной отрасли при участии преподавателей Сибирского федерального университета и сотрудников компании СУЭК.
Портфель благотворительных программ СУЭК включает партнерские программы с благотворительными фондами — «Русфонд», «Подари жизнь», «Сбор», фондом помощи хосписам «Вера» и др. СУЭК также поддерживает НКО «Лыжи мечты» по реабилитации и социализации с помощью занятий горнолыжным спортом людей с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и зрения.
СУЭК также одной из первых российских компаний начала поддерживать социальное предпринимательство, признавая его важную роль в развитии регионов и монотерриторий. Одним из ключевых проектов является «Школа социального предпринимательства», в рамках которой в 2017 г. было поддержано 30 проектов в шести регионах присутствия.
В 2017 г. компания привлекла более 3000 человек в качестве корпоративных волонтеров.
II. Управление и процессы
Утверждение стратегически важных программ социальной политики компании и контроль эффективности реализации благотворительной деятельности осуществляется Советом Директоров СУЭК. Общую координацию деятельности в реализации социальной политики, а также руководство Фондом СУЭК — РЕГИОНАМ осуществляет Блок по внешним отношениям и коммуникациям головного офиса СУЭК. В свою очередь, за реализацию благотворительных программ Фонда отвечают службы по связям с общественностью и работе со СМИ региональных производственных объединений (РПО). Общее число сотрудников, профессионально занятых благотворительной деятельностью компании, составляет 19 человек, в т.ч. 5 — в Фонде СУЭК — РЕГИОНАМ.
При отборе программ и проектов для финансирования компания анализирует результаты мониторинга социальной ситуации, результаты оценки эффективности реализованных проектов, «обратную связь», данные региональных и местных бюджетов, а также федеральные и региональные целевые программы и возможность привлечения бюджетных средств.
Активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами для разработки, реализации и оценки благотворительных программ компании является ключевым принципом социальной деятельности СУЭК. Так, одним из приоритетных направлений сотрудничества является разработка комплексных инвестиционных планов (КИП) моногородов с местными администрациями для преодоления монозависимости экономики городов и поселков от угледобычи.
III. Оценка результатов и перспективы
В рамках планирования и реализации социальной политики СУЭК уделяет большое внимание оценке эффекта социальных инвестиций компании, которая осуществляется как комплексно, так и в рамках регулярной оценки отдельных программ и проектов. Процесс мониторинга и оценки корпоративной деятельности регламентируется внутренними распорядительными документами — решениями Совета Директоров и Правления.
В качестве главного инструмента выступает проведение комплексных социологических исследований один раз каждые 2–3 года во всех регионах присутствия компании. Результаты последнего опроса в 2017 г. продемонстрировали, что СУЭК воспринимается как высококлассный ответственный работодатель, а также как «важный фактор поддержания экономической и социальной стабильности в регионах». Благодаря деятельности компании социальных программ СУЭК вырос уровень удовлетворенности чистотой и ухоженностью улиц и дворов, возможностями для отдыха и занятий спортом, качеством образования.
На регулярной основе проводится оценка отдельных благотворительных программ путем проведения встреч проектных экспертных групп, фокус-групп с представителями администраций и НКО, экспертных опросов, анализа опросов участников мероприятий и обсуждения результатов программ со всеми стейкхолдерами.
СУЭК также привлекал и внешних экспертов для оценки результатов проектов, в частности для оценки образовательных программ — специалистов Российской академии образования и Московского института развития образования.
IV. Информационная политика
Для информирования стейкхолдеров о своей социальной деятельности СУЭК использует большее количество каналов. В первую очередь, СУЭК публикует публичную нефинансовую отчетность: Отчет об устойчивом развитии, высокое качество которого подтверждается ежегодным включением в индекс отчетности РСПП «Ответственность и открытость» в 2015–2017 гг. и индекс «Вектор устойчивого развития» в 2014–2017 гг.
СУЭК придерживается лучших мировых практик, выстраивая свою отчетность на основе системы GRI, вариант «Базовый» (Core) — используя стандарты по показателям результативности серии 200 (экономические аспекты деятельности), 300 (экологические аспекты деятельности) и 400 (социальные аспекты деятельности).
Отчетность СУЭК также соответствует международному стандарту AA1000SES(2011) — AA1000 Stakeholder Engagement Standard 2011 для идентификации всех заинтересованных сторон в реализации социальной политики.
Отчетность компании прошла оценку внутреннего и внешнего аудитора и доступна на сайте компании на русском и английском языках.
Другим инструментом информирования о благотворительной деятельности компании выступает PR-сопровождение социальных программ в рамках общей PR-стратегии компании, которая основывается на принципах, изложенных в Информационной политике компании. СУЭК использует самый широкий спектр каналов распространения информации о своей благотворительной деятельности: корпоративный сайт и сайт Фонда, социальные сети, традиционные
СМИ, а также корпоративная ежемесячная газета тиражом 6 тыс. экземпляров.
Исследование PR-эффекта производится путем ежедневного мониторинга СМИ с еженедельным замером показателей количества и тональности упоминаний в СМИ, используя в качестве баз данных «Медиалогию» и «Интегрум».
В 2017 г. СУЭК стала победителем и призером значительного числа конкурсов в сфере корпоративной благотворительности и социальных инвестиций, в частности победив в номинации «За вклад в социальное развитие территорий» в рамках конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность» РСПП. Эффективная информационная политика компании была отмечена на всероссийской премии «МедиаТЭК», где СУЭК одержала победу в номинации «За реализацию проектов, связанных с социальной и экологической деятельностью
компаний ТЭК, и эффективное освещение их в СМИ». Экологическая политика СУЭК была также отмечена в рамках конкурсов Экологической палаты России, премией ERAECO при поддержке UNIDO и Минприроды РФ, а также международной выставкой-форумом «ЭКОТЕХ-2017».
«Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»
I. Подход к благотворительной деятельности компании
С момента своего создания в 1994 году компания уделяет большое внимание корпоративной социальной ответственности, включая реализацию на территории Сахалина программ социальных инвестиций.
КСО с самого начала деятельности «Сахалин Энерджи» направлена на реализацию корпоративной стратегии укрепления общественного положения и имиджа компании и осуществления ее хозяйственной деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития и высокими этическими нормами ведения бизнеса.
Основные положения Политики устойчивого развития компании:
— «Сахалин Энерджи» ведет хозяйственную деятельность с максимальной ответственностью и эффективностью, обеспечивая максимальные выгоды Российской Федерации, Сахалинской области и акционерам компании.
— «Сахалин Энерджи» вносит вклад в решение существующих сегодня и в предупреждение возможных в будущем социальных проблем Сахалина, сохраняя баланс между экономическим развитием, охраной окружающей среды и социальной ответственностью и учитывая культурное многообразие.
— «Сахалин Энерджи» сотрудничает со всеми заинтересованными сторонами в процессе поиска путей содействия полноценному и долгосрочному экономическому, экологическому и социальному развитию Сахалинской области.
Еще одним фактором развития «Сахалин Энерджи» в качестве социально ответственной компании с самого момента ее основания стали условия получения кредитного финансирования от международных банков, которые предъявляют высокие требования к деятельности компании в сфере экологической защиты, социальной
ответственности, а также прозрачности ведения бизнеса на всех стадиях проекта «Сахалин-2».
Компания строит свою деятельность в соответствии с лучшими международными стандартами в области КСО.
Среди международных стандартов, применяемых «Сахалин Энерджи», основными являются:
— стандарты ISO (экологический менеджмент, управление качеством, охрана труда и здоровья, социальная ответственность);
— стандарты и директивы Европейского союза и Организации Объединенных Наций;
— стандарты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации;
— стандарты GRI и AA1000SES (нефинансовая отчетность, взаимодействие с заинтересованными
сторонами).
В 2009 году «Сахалин Энерджи» присоединилась к Глобальному договору ООН — всемирной инициативе по утверждению ответственной гражданской практики и социальной ответственности корпораций. «Сахалин Энерджи» стала первой (и на 1 января 2018 года единственной) российской компанией, выбранной ООН для участия в платформе устойчивого корпоративного лидерства — Global Compact LEAD — в рамках Глобального договора ООН. Global Compact LEAD объединяет более 50 компаний — признанных лидеров в области корпоративной социальной
ответственности.
Миссия компании заключается в следующем: «Сахалин Энерджи» стремится быть ведущим производителем энергоресурсов. Компания строит свою деятельность на основе эффективного, надежного и безопасного производства, ответственного отношения к социальным и экологическим проблемам. С момента создания и начала деятельности «Сахалин Энерджи» претворяет в жизнь политику устойчивого развития, внедряя соответствующие принципы в стратегию хозяйственной деятельности, планы и процессы компании.
Для реализации вышеупомянутых принципов «Сахалин Энерджи» приняла на себя следующие обязательства по устойчивому развитию (УР):
• включать принципы устойчивого развития во все нормативные документы и стандарты компании;
• обеспечивать непрерывное соблюдение обязательств в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности;
• обеспечивать полное информирование заинтересованных сторон и взаимодействовать с ними в вопросах устойчивого развития и организации обратной связи;
• непрерывно разрабатывать и реализовывать программы социальных инвестиций и устойчивого развития, согласующиеся со стратегией компании, применять четкие меры контроля;
• развивать стратегические партнерские отношения с заинтересованными сторонами для максимально эффективной реализации общественно значимых программ;
• вести нефинансовую отчетность в соответствии со стандартами и принципами Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (GRI);
• соблюдать и популяризировать принципы Глобального договора ООН (ГД ООН);
• участвовать в программе Global Compact LEAD в рамках Глобального договора ООН, демонстрируя стремление к лидерству в области устойчивого развития.
Основная цель программы социальных инвестиций «Сахалин Энерджи» — содействие устойчивому развитию Сахалина путем реализации проектов,которые:
• разработаны на основе консультаций с общественностью и соответствуют выявленным потребностям сообществ, затронутых деятельностью компании;
• относятся к вопросам, влияющим на репутацию компании;
II. Управление и процессы
Общую координацию деятельности в реализации социальной политики осуществляет Отдел социальной деятельности. Отдел состоит из одиннадцати человек, включая начальника отдела, а также трех специалистов, занимающихся общими благотворительными программами компании, двух специалистов по работе с коренными малочисленными народами Севера Сахалина, трех специалистов по оценке социального воздействия в рамках реализации проекта «Сахалин-2» и двух специалистов, курирующих вопросы социальной деятельности в рамках проектов развития деятельности компании.
Функциональными обязанностями отдела среди прочих являются: обеспечение реализации политики компании в области социальных инвестиций/устойчивого развития, разработка и внедрение перспективных и текущих планов, отдельных мероприятий и их комплекса в рамках корпоративных программ социальных инвестиций,
координация корпоративных социальных программ и проектов, взаимодействие с заинтересованными сторонами, контроль эффективности реализации корпоративных программ/проектов устойчивого развития, а также мониторинг текущих программ с целью обеспечения их соответствия корпоративным политикам.
Поддержка местных инициатив (проекты местных некоммерческих организаций и учреждений) осуществляется Компанией в рамках грантовых программ, проводимых на основе Положений о конкурсе.
В компании действуют три грантовые программы, у каждой из которых есть собственный сайт, на котором публикуется вся информация о конкурсе, включая положения о конкурсах:
1. План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области,
2. Фонд социальных инициатив «Энергия» — конкурсная программа грантов для поддержки общественно значимых проектов на территории острова Сахалин,
3. Корсаковское партнерство — специальная конкурсная программа грантов для поддержки инициатив в Корсаковском районе, где расположен один из крупнейших производственных объектов «Сахалин Энерджи» — производственный комплекс «Пригородное».
Все заявки проверяются: первичная оценка осуществляется специалистами компании. В случае формального соответствия заявка выносится на рассмотрение соответствующего управляющего органа. Для каждой программы сформированы управляющие органы (экспертный совет — в рамках фонда социальных инициатив «Энергия», Корсаковский партнерский совет по устойчивому развитию (КПСУР) — в рамках Корсаковского партнерства). Деятельность этих органов регламентируется отдельными документами.
Предоставление финансирования в рамках содействия развитию КМНС производится Комитетами двух программ — Программы поддержки традиционной экономической деятельности и Фонда социального развития, состоящими каждый из семи представителей КМНС. Каждый комитет сформирован на основании избрания представителей КМНС от семи муниципальных образований, мест традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности КМНС Сахалинской области. Предварительно все заявки оцениваются Экспертными группами, в состав которых входят представители компании, правительства Сахалинской области и Регионального совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, а также районными комитетами,
которые избраны в каждом из семи районов компактного проживания КМНС на территории Сахалинской области. Общие критерии, применяемые компанией «Сахалин Энерджи» при принятии решения о поддержке определенных специальных проектов, включают в себя: устойчивость инвестиций, дополнительные возможности и участие в проекте местного населения и власти/максимальное использование существующих ресурсов, прозрачность/контролируемость инвестиций, управление ожиданиями, видимые изменения в жизни местного населения.
Заявки, поступившие в рамках конкурсных программ, оцениваются согласно следующим критериям отбора заявок: наличие четко сформулированной проблемы; актуальность и общественная значимость проекта; оптимальность выбранной стратегии для достижения целей проекта: последовательность и целесообразность планируемых мероприятий; конкретность, значимость и достижимость результатов проекта для данного сообщества; привлечение широких слоев общественности к реализации проекта на основе добровольного безвозмездного
труда; опыт и квалификация организации и основных исполнителей проекта; реалистичность и обоснованность представленной сметы проекта; эффективность (соотношение затрат и планируемого результата) проекта; возможность позитивных изменений по результатам реализации проекта, а также перспективность его
развития после завершения финансирования.
Также при подведении итогов конкурса проекты рассматриваются по следующим дополнительным критериям: наличие позитивного опыта реализации проектов у заявителя; инновационные пути решения проблемы, оригинальность и уникальность проектной идеи; дополнительное финансирование или иные виды помощи из других источников; возможность тиражирования проекта.
III. Оценка результатов и перспективы
Социальные программы рассматриваются как неотъемлемая часть производственной деятельности компании. Согласно стратегии компания «Сахалин Энерджи» проводит внутренний мониторинг (текущий) и выполняет независимую внешнюю оценку (один раз в два года) проектов социальных инвестиций в
соответствии с требованиями по контролю социальной деятельности, а также требованиями компании в отношении внутреннего аудита.
Оцениваются результаты стратегических партнерских программ и отдельных краткосрочных проектов, которые были профинансированы компанией, а также эффективность процессов и подходов в сфере реализации программ
социальных инвестиций. Регулярно проводится мониторинг проектов и программ, который осуществляется специалистами отдела социальной деятельности совместно с партнерами. Кроме этого, оценку программ, в том числе бюджетной эффективности, а также оценку соответствия программ политикам и процедурам компании проводят специалисты отдела внутреннего контроля компании.
Внешняя оценка проводится профессиональными экспертами, кредиторами и их консультантами посредством взаимодействия с заинтересованными сторонами в различных формах.
Ключевые задачи внешней оценки: оценить соответствие реализуемых социальных программ основным документам компании; оценить эффективность системы управления и мониторинга программ; выявить наиболее значимые результаты программ, определить и рекомендовать приоритеты и потенциал развития/расширения
программ на будущее.
Фокус оценки направлен на исследование четырех компонентов: место и роль программ в структуре деятельности компании (значимость социальных программ для реализации социальных обязательств компании), успешность социальных корпоративных программ; практики и модели профинансированных проектов; система управления и мониторинга программами, потенциал для дальнейшего развития/расширения программ.
В рамках внешней оценки, проведенной в 2017 году, также была проведена оценка потенциала общественного сектора Сахалина (ключевые партнеры и стратегические грантополучатели компании).
«План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» предусматривает периодические проверки его реализации, чтобы обеспечить его корректировки в соответствии с меняющимися социальными и программными условиями.
Внутренний мониторинг «Плана содействия» проводится ежегодно группой мониторинга и включает в себя посещение благополучателей и анализ отчетов, в том числе финансовой документации. Каждый отчет по мониторингу предоставляется Правлению и независимому наблюдателю. В группу мониторинга входят по меньшей мере по одному представителю от каждого из трех партнеров Плана.
Также приглашаются члены комитетов Фонда социального развития и Программы поддержки традиционной экономической деятельности, районных комитетов, специалисты по коренным народам Севера из муниципальных администраций и др. для необходимого обеспечения сбора соответствующих данных и обмена информацией.
Для проведения внешнего мониторинга, который проводится ежегодно, привлекаются независимый наблюдатель и социолог.
В рамках реализации Плана содействия (2016–2020 гг.) проводятся две официальные оценки: промежуточная оценка в середине третьего года реализации «Плана содействия» (планируется в 2018 году) и финальная оценка Плана в середине заключительного, пятого, года.
Для оценки эффективности информирования широкого круга заинтересованных сторон о социальных программах компании и определения видимости и узнаваемости их среди населения независимой социологической лабораторией проводится ежегодный опрос общественного мнения.
По результатам опроса 2017 года «заметно возросло число положительных оценок воздействия компании на развитие отдельных населенных пунктов — 43,6% (в 2016 г. — 34%, в 2015 г. — 32,9%) и на социальную инфраструктуру в 2017 г. — 47,1% респондентов (2016 г. — 40,6%,1 и 2015 г. — 39%). Количество тех, кто хорошо знаком с конкретными благотворительными программами компании, составляет до 1/3 участвующих в опросе. По всем проектам получено более 80% положительных оценок деятельности.
Наиболее важные критерии, которых придерживается компания при оценке благотворительной деятельности, следующие:
• Количественные: Объем социальных инвестиций (исполнение бюджета); Количество проектов, реализованных при поддержке компании; Объем привлеченных средств; Количество районов/населенных пунктов, в которых
были поддержаны проекты в рамках конкурсных программ; Количество сотрудников, участвующих в различных благотворительных и волонтерских акциях/ инициативах/проектах; Количество собственных благотворительных инициатив, реализованных сотрудниками; Количество человеко-часов, отработанных волонтерами из числа сотрудников во время волонтерских акций и кампаний; Количество упоминаний в СМИ.
• Качественные: Видимость и узнаваемость среди населения социальных программ компании (по результатам социологического опроса, проводимого на ежегодной основе).
Результаты социальной деятельности, характеризующие вклад компании в решение социальных проблем территории:
• В 2017 г. общий объем инвестиций компании в реализацию различных внешних социальных программ на территории Сахалинской области составил более 64 млн рублей.
• Количество инициатив местных некоммерческих организаций, реализованных при поддержке и с участием компании, превысило 150 проектов. Проектами компании охвачены более 70 населенных пунктов острова. Эти инициативы осуществлялись в 15 муниципалитетах о. Сахалин с привлечением местных ресурсов.
• Объем привлеченных средств достиг 50% от суммы, инвестированной компанией. Количество сотрудников, участвующих в различных благотворительных и волонтерских акциях/ инициативах/проектах, — 30% от общего числа сотрудников.
IV. Информационная политика
Компания систематически анализирует отечественные тенденции и новые требования в области нефинансовой отчетности. В мае 2017 года распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены Концепция развития публичной нефинансовой отчетности (ПНО) и План мероприятий по реализации Концепции ПНО. Компания активно участвовала в обсуждении этой концепции в рамках расширенного заседания Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике по теме «Ответственная деловая
практика и публичная нефинансовая отчетность: ориентиры на Цели устойчивого развития».
Компания следит за мировыми тенденциями и прогрессом в области нефинансовой отчетности. При подготовке отчета за 2017 год компания в процессе работы ориентировалась на рекомендации Европейской Комиссии по нефинансовой отчетности.
Начиная с 2016 года «Сахалин Энерджи» включает в отчет об устойчивом развитии информацию о вкладе компании в достижение Целей в области устойчивого развития (ЦУР).
В течение последних трех лет отчеты об устойчивом развитии «Сахалин Энерджи» носят тематический характер. Отчет за 2017 год посвящен правам человека. В отчете отражены подходы и практики компании в различных сферах ее деятельности в отношении прав человека.
Что касается системного PR сопровождения стратегических проектов, то для них разрабатывались отдельные коммуникационные стратегии и планы. Компания активно работала со СМИ и размещала информацию на публичном корпоративном и программных сайтах. Исследования PR-эффекта проводились с помощью «Медиалогии», опроса общественного мнения, фокус-группы с определенными группами стейкхолдеров, тематического мониторинга СМИ ресурсами сотрудников компании.
ПАО «Ростелеком»
I. Подход к благотворительной деятельности компании
«Ростелеком» традиционно относится к благотворительной деятельности как к важному инструменту стратегического управления развитием. Социальная
политика также позволяет компании структурировать вклад в решение социально-экономического развития во всех регионах присутствия и последовательно укреплять собственную репутацию как эффективного партнера государства и общества.
С учетом рекомендаций специализированного учреждения Организации Объединенных Наций — Международного союза электросвязи компания разработала цели социальной политики, среди которых содействие деятельности в сфере образования, науки и искусства, содействие развитию научно-технического и художественного творчества детей, социальная поддержка граждан и др. В качестве задач благотворительной деятельности «Ростелеком» выделяет, в частности, обеспечение доступа к современным телекоммуникационным технологиям, а также повышение уровня образования в области телекоммуникаций.
Принципы реализации корпоративной благотворительности компании изложены в таких документах, как Внешняя социальная политика ПАО «Ростелеком» (находится в открытом доступе), Положение о Комитете по благотворительности Правления ПАО «Ростелеком», Положение о порядке оказания пожертвований и благотворительной помощи в ПАО «Ростелеком», а также Положение о Комиссии по благотворительности в макрорегиональных филиалах ПАО «Ростелеком».
Основной формой корпоративной благотворительности «Ростелеком» является реализация собственных социальных программ, которые разрабатываются силами компании с возможным участием партнеров, а также партнерские программы при сотрудничестве с НКО, государственными учреждениями и другими компаниями. Исходя из оценки эффективности реализации мероприятий предыдущих периодов, компания реализовывает грантовые конкурсы с помощью внешних операторов. Компания также увеличивает количество волонтерских акций, программ и мероприятий — в настоящее время в них на постоянной основе принимают участие сотрудники компании из 55 городов России.
Одна из ключевых программ «Ростелекома» в 2017 г. — «Цифровая экономика», которая была разработана совместными усилиями государства, бизнеса и экспертного сообщества. В рамках программы запланирована реализация проектов по пяти направлениям: «Информационная инфраструктура»; «Информационная безопасность»; «Формирование исследовательских компетенций и технических заделов»; «Кадры и образование» и «Нормативное регулирование». Масштабность инициативы может быть продемонстрирована целеполаганием, в частности, направления «Информационная инфраструктура» — обеспечение подключения к Интернету граждан и устройств Интернета вещей на всей территории страны.
Планируется, что к 2024 г. широкополосный доступ к сети Интернет будут иметь 97% домашних хозяйств.
Другим партнерским проектом является программа «Цифровое равенство», которая с 2014 г. реализуется совместно с Пенсионным фондом России (ПФР).
Основной целью проекта является обучение старшего поколения компьютерной грамотности на базе библиотек, образовательных центров Пенсионного фонда России с участием волонтеров — сотрудников «Ростелеком». За 2017 год 65 тысяч пенсионеров из всех регионов России прошли обучение по программе «Азбука Интернета» и 105 тысяч человек посетили портал.
II. Управление и процессы
Для управления благотворительной деятельностью в компании создан специальный отдел, осуществляющий общую координацию реализуемых программ и проектов: Отдел социальной политики и специальных проектов, находящийся в подчинении Департамента внешних коммуникаций. При этом для рассмотрения обращений лиц об оказании благотворительной помощи действует Комитет по благотворительности Правления ПАО «Ростелеком», который принимает коллегиальное решение о расходовании средств на благотворительную помощь.
На макрорегиональном уровне решения об оказании благотворительной помощи принимают Комиссии по благотворительности в рамках ежегодно устанавливаемого Комитетом по благотворительности Правления ПАО «Ростелеком» ежеквартального бюджета на благотворительность и правил его расходования.
За общее планирование и реализацию собственных программ на уровне регионов отвечают специалисты по внешним коммуникациям и специальным проектам В общей сложности 120 сотрудников «Ростелеком» профессионально заняты реализацией благотворительной деятельности.
Комитет по благотворительности не реже одного раза в месяц проводит отбор проектов для финансирования, исходя из следующих принципов: интегрированность с бизнесом компании, географический охват и масштабируемость, системность и долгосрочный характер, приоритет технологий и услуг, а также соответствие
стратегии компании.
«Ростелеком» стремится к максимальному вовлечению всех стейкхолдеров в ареал своей благотворительной деятельности либо в качестве участников, либо благополучателей.
III. Оценка и результаты
«Ростелеком» на регулярной основе проводит комплексную оценку благотворительной деятельности компании. В соответствии с временным регламентом о мониторинге и оценке социальных программ и проектов оценка эффективности социальных программ осуществляется с помощью следующих инструментов:
• Системы мониторинга и оценки эффективности реализации программ и проектов на основе группы количественных и качественных показателей;
• Модульной системы мониторинга и оценки эффективности на основе элементов системы сбалансированных показателей (этап внедрения);
• Комплексной системы управления реализацией социальных программ и проектов;
• Мониторинга и оценки социальной деятельности профессиональными экспертами (два раза в год);
• Опросов групп заинтересованных сторон по отдельным программам и проектам (на постоянной основе);
• Замеров информационного поля по частоте и контексту упоминания компании в контексте социальной и благотворительной деятельности (на постоянной основе).
В 2017 г. компания включила этот инструментарий в Систему управления реализацией социальных программ и проектов, который был разработан с участием экспертов в сфере корпоративной благотворительности и устойчивого развития, а также международных экспертов в сфере проектного управления. Помимо этого, для оценки собственных проектов компания привлекала внешних экспертов, таких как CAF Россия, РСПП, ТПП РФ, АМР, АСИ, Международный союз электросвязи и др. «Ростелеком» закладывает в бюджет расходы на мониторинг и оценку благотворительной деятельности и раскрывает эту информацию: в 2017 г. расходы на оценку социальных программ составили 1 200 000 руб.
IV. Информационная политика
«Ростелеком» следует международным стандартам при подготовке отчетности по благотворительной деятельности, таким как GRI, а также рекомендациям Международного союза электросвязи. Помимо этого, компания в свободной форме применяет стандарты таким систем отчетности, как АА1000SES, GPM P5, UN GC,
IQnetSR10, SDG. PR-сопровождение социальных программ осуществляется в рамках общей PRстратегии компании с использованием таких каналов, как корпоративный сайт, социальные сети, традиционные и корпоративные СМИ (ежемесячная газета «Вестник «Ростелеком» с тиражом 15 600 экз.).
Компания регулярно проводит исследование PR-эффекта своей деятельности как собственными силами, так и с использованием медиа-аналитических систем, в том числе системы «Медиалогия». Согласно исследованию экспертов «Медиалогии», «Ростелеком» ежегодно занимает первое место в ТОП–20 компаний по широкому освещению мероприятий в СМИ в контексте корпоративной социальной ответственности.
Помимо рейтинга «Медиалогии», в 2017 г. «Ростелеком» неоднократно получал признание за реализацию эффективной благотворительной деятельности. «Ростелеком» стал победителем программы «Лучшие социальные проекты России» в номинации «Развитие межнационального сотрудничества». Кроме того, на VI международном форуме «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество» компания заняла второе место в номинации «Компетентное волонтерство. Pro bono». Помимо головного офиса, региональные филиалы в Оренбургской области, Республике Удмуртия, Пермском крае также становились победителями и призерами различных конкурсов в сфере корпоративной благотворительной деятельности.