А можно ли равнодушных превратить в неравнодушных?: на фестивале в Выксе прошла лаборатория проекта «Музеи и меценаты»

Миниатюра
Участники лаборатории "Музеи и меценаты" в Выксе

Форум Доноров совместно с благо­твори­тель­ным фондом «ОМК-Участие» на «Выкса-фестивале» в Нижегородской области провели лабораторию «А можно ли равнодушных превратить в неравнодушных?» в рамках проекта «Музеи и меценаты: вместе с партнерами к устойчивости и инновациям», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Арт-фестиваль в Выксе проходит с 2011 года, и сегодня он представляет собой фестиваль-перфоманс новой культуры, который проводят благо­твори­тель­ный фонд «ОМК-Участие» и Объединенная металлургическая компания с местными жителями в соавторстве с известными художниками, музыкантами, актерами, режиссерами, фотографами.
Модератором лаборатории выступила Светлана Саркисова, директор по развитию Форума Доноров. Светлана предложила участникам порассуждать на тему вовлеченности людей в культурные проекты, создаваемые музеями, арт-пространствами и другими культурными институциями .
Открыла встречу Юлия Мишина, генеральный директор благо­твори­тель­ного фонда «ОМК–Участие»: «В нашем представлении одно из мерил качества жизни — это желание участвовать в чем-то, быть неравнодушными, вовлечёнными в городские активности. И я очень рада, что наша лаборатория проходит в рамках фестиваля, который меняет город к лучшему. Последнее, кстати, отмечают 95% жителей».
Одним из вопросов, который предложила обсудить Светлана Саркисова, — вопрос о том, какие проявления равнодушия можно встретить у людей.
Анна Макарчук, директор Еврейского музея и центра толерантности и психолог, отметила, что человек может проявлять равнодушие в случае, когда тема его очень цепляет, но чтобы не стать уязвимым, он наращивает «скорлупу»; человек может быть равнодушным и в случае, если он выгорел и какое-то время не может быть деятельным; бывает и такое, когда человеку просто неинтересно — и в этом случае институции вряд ли могут «превратить» человека в неравнодушного. «Это большая трагедия, — сказала Анна Макарчук. — Но если мы зайдем со слова «вовлечь», то появляется шанс, и становится не так страшно. Человек не может быть равнодушным к тому, частью чего он стал».
Юлия Мишина поделилась социологическим исследованием, которое регулярно проводит «ОМК-Участие». Оно показывают, что в Выксе можно выделить четыре аудитории: лояльных выксунцев, людей с запросом на круглогодичную программу, колеблющихся, равнодушных. В первую очередь работа ведется с группой колеблющихся, а после их вовлечения фестиваль планирует взаимодействовать и с равнодушными.
Динара Халикова, директор АНО по реализации социокультурных инициатив «Лаборатория культурных практик» начала с того, что само определение целевой аудитории — это сложный процесс, и необходимо понимать, какие интересы и потребности есть у тех аудиторий, с которыми институция планирует работу. Бывает так, что сотрудники музеев не всегда знают, какими характеристиками обозначать новую группу и, соответственно, как на нее выходить. Здесь тоже помогут исследования. Кроме того, стоит помнить, что один человек может быть частью разных целевых аудиторий, его семья и друзья тоже могут вовлекаться в музейные проекты.

DSC00662к

Николай Троцкий, заместитель директора благо­твори­тель­ного фонда «Искусство, наука и спорт», рассказал об исследованиях компании «Металлоинвест», которые показали, что культурные события влияют не только на вовлечение в изменение городской среды, но даже на профессиональные треки участников программ. Например, горожане начинают развиваться как специалисты в нише социокультурных проектов.
Елена Шарова, директор по развитию и сооснователь АНО по реализации социокультурных инициатив «Лаборатория культурных практик», отметила: «Главное — чтобы было интересно». Если работа ведется с подростками и студентами, важно ее делать еще и не высокомерно. Любая культурная активность показывает, что мир разнообразный и любопытный — и программы вовлечения с таким посылом работают очень хорошо.
Участники встречи обсуждали также инклюзивные проекты в музеях. По словам Евгении Хилькевич, руководителя направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ (ФРЦ МГППУ), за последние десять лет ситуация значительно улучшилась, проекты появились не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других регионах. Выкса делает очень много в этом направлении, у города амбициозные проекты, в которых могут участвовать люди с самыми разными особенностями. Евгения также озвучила вопрос о цели привлечения аудиторий в музеи, кроме очевидных — человекоцентричного подхода, гуманистических ценностей и инклюзии. Для людей с РАС остается проблемным вопрос того, как будут жить взрослые с аутизмом. Здесь также могут помочь музеи. Например, Царицыно дает возможность для будущей работы озеленителями: он предлагает детям программы, которые дают первичные навыки — с ними подростки могут поступать в колледжи, а потом возвращаться в Царицыно и другие музеи уже с профессией.
Юлия Мишина согласилась, сказав, что музей и другие культурные институции — это надстройка, а не удовлетворение базовых потребностей. Внутри инклюзивных проектов очень высок запрос на трудоустройство. И здесь вновь лучшая практика — это исследование аудитории, выявление ее потребностей и работа с ними.
Спикеры выделили семь важнейших практик для работы музеев:
коллаборации;
мультидоступность;
регулярность, а не разовые акции;
практики соучастия;
исследования;
личные истории посетителей.
В конце встречи Николай Троцкий еще раз отметил необходимость человекоцентричности, которая, как прививка, должна быть у всех культурных институций на всех этапах взаимодействия с аудиторией.
#МузеиМеценаты #ПФКИ

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.