В день открытия форума «Музейный гид»будут представлены итоги первого масштабного регионального «Исследования аудитории современного искусства в крупных городах России», которое проводилось в 2017–2018 годах в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Норильске, Перми, Томске, Тюмени и Челябинске при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Организатор исследования — Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» в партнерстве с Уральским филиалом ГЦСИ-РОСИЗО, Екатеринбургской академией современного искусства (ЕАСИ) и Фондом «Социум».
Исследователи впервые системно подошли к изучению зрителей современного искусства в разных городах России. До этого попытки проанализировать ситуацию в регионах носили разрозненный, случайный характер. Междисциплинарная команда использовала широкий и разнообразный набор методик и инструментов для изучения реальных и потенциальных посетителей музеев, галерей, художественных пространств, а также проанализировала, как видят аудиторию агенты региональных культурных институций: руководители, кураторы, медиаторы, инвесторы и т. д.
Оксана ОРАЧЕВА, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина (Москва):
Без понимания ожиданий аудитории трудно понять, что необходимо сегодня в сфере современного искусства, каковы планы общества в отношении этого канала коммуникации, удается ли с его помощью достигать значимых целей. Практические результаты исследования будут востребованы и фондом, и широким сообществом — всеми, кто занимается современным искусством и поддерживает его. Поэтому так важно, чтобы результаты были открыты и широкодоступны. Это позволит всем нам лучше понимать ту аудиторию, с которой и для которой мы работаем.
Алиса ПРУДНИКОВА, директор по региональному развитию ГЦСИ-РОСИЗО, комиссар Уральской индустриальной биеннале:
У существующих институций уже есть запрос на понимание своей аудитории; у тех, кто планирует развернуть свою деятельность, есть запрос на методологию привлечения зрителя. Данный проект по исследованию аудитории представляет собой важный шаг для стратегической программы работы в региональной ситуации. Это возможность работы с российской территорией с позиций культурного программирования, подбор важного ключа к диалогу с аудиторией.
По итогам исследования всю аудиторию художественных институций, представляющих современное искусство, можно разделить на ядерную, то есть людей, которые практически каждый месяц посещают разные площадки современного искусства (25%); периферийную — тех, кто посещает площадки несколько раз в год (54%); перспективную — тех, кто бывает на площадках реже, чем один раз в год (21%).
Основные посетители площадок современного искусства — молодые женщины 18–34 лет (50%). Они лидируют во всех сегментах (ядро, периферия, перспектива). Группа молодых зрителей-мужчин тоже велика, но уступает вдвое и составляет 24% аудитории. Напротив, посетителей старше 55 лет (как мужчин, так и женщин) немного — всего 6%.
Научно-прикладным результатом исследования станет книга «“Что-то новое и необычное”: аудитория современного искусства в крупных городах России», которая выйдет из печати в июле 2018 года. Она объединит в себе социологические данные о лояльных и потенциальных зрителях современного искусства и методические рекомендации по изучению и организации работы с ними, а также познакомит с реальным опытом художественных институций по привлечению аудитории.
Заказать книгу можно на сайте исследования artauditoria.ru
Презентация итогов исследования состоится 1 июня 2018 с 10.30 до 12.00 по адресу: Москва, ВДНХ, Павильон № 75, зал 215, 2 этаж.
Подробнее: http://museumguide.ru/novosti/2018-05-25/41848905