В исследовании проанализированы расходы на благотворительность 50 крупнейших российских банков за 2015 год. В 2016 г. CAF Россия провел третье исследование благотворительной деятельности крупнейших российских банков. Первый обзор благотворительности банковского сектора был осуществлен в 2012 году, второй — в 2015 г.
В исследовании 2016 г., как и в предыдущем году, отслеживается динамика благотворительности банков, дан анализ финансовой отчетности 50 банков за 2015 г. в сопоставлении с цифрами 2014 и 2011 гг. Объемы трат на благотворительность рассматривались по данным Центробанка.
Основной вывод исследования: анализ расходов банков на благотворительность, основанный на динамике показателей за 2 года, свидетельствует о снижении их реального уровня, несмотря на зафиксированный рост благотворительных трат в отчетности банков за 2015 г.
В 2015 г. 50 банками, входящими в рейтинговый список лучших, по отчетности, представленной ЦБ, на благотворительность суммарно было потрачено 27 338 865 000 рублей. Это более чем в 2 раза больше, чем в 2014 г., и более чем в 4 раза больше, чем в 2011 г.
Однако, как выяснилось, у некоторых банков в отчетности ЦБ в статью «благотворительность» вошли расходы, не имеющие прямого отношения к их благотворительности в 2015 году.
Например, у абсолютного рекордсмена по тратам на благотворительность – банка ВТБ (17 283 454 000 рублей) в отчетность попали благотворительные траты всей Группы ВТБ, причем за 2014 год. «Отраженная в отчетности по РСБУ сумма на благотворительность за 2015 г. включает все расходы Группы ВТБ за 2014 г. Эта сумма технически учитывается в российской отчетности еще с I квартала 2015 г. – именно тогда произошло фактическое списание средств», — прокомментировали в пресс-службе ВТБ. Сколько было потрачено на благотворительность именно банком ВТБ в 2015 г. в пресс-службе не сообщили.
Таким образом, если принять во внимание техническое списание в группе ВТБ, картина роста благотворительных расходов банков в 2015 г. будет совсем иной. Если проанализировать динамику трат на благотворительность у 45 банков, принимающих участие в исследовании 2 года подряд, не учитывая расходы Группы ВТБ, динамика благотворительных расходов будет отрицательной: по суммарным показателям их стало меньше, чем в прошлом году.
Еще один результат, требующий комментария, у Росбанка, потратившего на благотворительность 3922,4 % от прибыли. У банка в 2015 г. произошло значительное снижение прибыли и, одновременно, — рост благотворительных трат. Однако, как пояснили в банке, этот рост не настолько велик: «Существенно увеличившиеся расходы на благотворительность, связаны с технической корректировкой. Порядка 100 миллионов рублей, отраженные в этой статье расходов, представляют собой суммы, связанные с внутригрупповыми операциями, которые нивелируются доходами в том же размере, представленными в другой статье, – в итоге нет влияния на результат банка. Такое отражение вызвано требованиями текущего плана счетов».
Вообще же прибыль сократилась у 25 из 45 банков, принимающих участие в исследовании два года подряд. Развивающийся экономический кризис привел к тому, что 20 банков завершили 2015 год с убытками (в 2014 г. – 7 банков). Но 19 из них, тем не менее, сохраняли расходы на благотворительность.
О том, как это возможно, рассказал Роман Кенигсберг, руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Grant Thornton: «То, что у банков есть расходы на благотворительность при отсутствии прибыли, может быть объяснимо наличием у них комплексных продуктов, предусматривающих отчисления в зависимости от оборота. Кроме того, на благотворительность могут относиться расходы, связанные с имиджем банка, содержание спортивных команд или социальной инфраструктуры. Данные расходы могут отражаться как расходы на благотворительность в связи с заключением договора о пожертвовании».
«Преимущества публичной прозрачной отчетности, которые отличали банковский сектор, утрачиваются. Отражение расходов на благотворительность в их отчетности становится столь же запутанной, как, например, у сырьевых и энергетических компаний, и требует всё более тщательной и детальной интерпретации. В ситуации, когда от банков проблематично получить внятные комментарии, мы можем только предполагать, какая именно часть указанных в отчетах трат реально имеет отношение к благотворительности», — прокомментировала Мария Черток, директор CAF Россия.
Дополнительную информацию
можно получить у Лидии Тихонович,
специалиста по связям с общественностью CAF Россия
T: +7(495)792 5929
М: +7(903)625 2237
E: ltikhonovich@cafrussia.ru