ДОБРО НАПРЯМУЮ

Миниатюра

Крупные фи­лан­тропы все чаще хотят видеть, как их взносы помогают делать мир лучше. Чем это вызвано?
Издание «Ведомости» подготовило материал о благо­твори­тель­ности и социальной ответственности бизнеса при участии ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров».
В последние годы в благо­твори­тель­ности неизменно участвует 50 млн россиян – то есть больше трети населения страны, составляющего, по оценкам Росстата, чуть больше 146 млн человек.
При этом 35% благотворителей за последние два года так или иначе изменили свое отношение к этой деятельности, показало совместное исследование «Профессиональная благо­твори­тель­ность в России 2023», проведенное консалтинговой компанией Frank RG и Sber Private Banking. Его респондентами стали крупнейшие российские благо­твори­тель­ные профессиональные НКО, состоятельные фи­лан­тропы и другие частные жертвователи.
Как выяснили аналитики, большинство фондов адаптировались к новой реальности, оправившись от шока 2022 года, вызванного уходом иностранных доноров и разрушением многих механизмов сбора средств. Они диверсифицировали источники пожертвований, подключили новые сервисы для сбора массовых взносов, начали больше работать с грантами и крупными фи­лан­тропами. В прошлом году частные жертвователи принесли фондам 55% средств, юрлица – 30%, остальное пришлось на гранты, программы кешбэка с банками и т. д.
Изменения в настроении благотворителей тоже показывают положительную для сектора динамику: 56% доноров теперь жертвуют больше, чем раньше, и только 22% – меньше. Объем пожертвований в 2023 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 12% до 405–436 млрд рублей. До 120 млрд рублей из этого пришлось на средства частных лиц, в том числе около 30 млрд рублей составили дотации благотворителей с состоянием от $1 млн (так называемых HNWI).
В среднем состоятельные клиенты переводят фондам по 600 000 руб­лей в год, а другие жертвователи – до 29 000 рублей. И уже около четверти поступлений от частных доноров может приходить за счет программ по округлению стоимости покупок и перечислению кешбэка: в среднем это по 3000 рублей от обычных жертвователей и до 28 000 рублей – от состоятельных россиян, указано в исследовании.
Есть деньги — нет проблемы
Около 13% доноров – участников исследования сообщили, что теперь их деньги пойдут на другие цели. Кого же сейчас считают нужным поддерживать россияне и как?
Самым популярным направлением пожертвований по-прежнему остается поддержка социально уязвимых групп населения – им помогают 60% фондов и фи­лан­тропов. Чаще всего их средства идут на лечение больных детей.
Но среди HNWI-фи­лан­тропов почти в два раза выросла доля поддерживающих образование, науку и/или культуру и искусство.
Большинство фондов отметили, что крупным донорам стали интересны новые, ранее не самые популярные направления благо­твори­тель­ности. Ощутимо выросло число тех, кто жертвует на восстановление территорий после чрезвычайных ситуаций: среди обычных граждан с 8,2 до 21,2%, а среди фи­лан­тропов – с 15 до 23%. Все категории доноров стали чаще перечислять деньги на проекты, напрямую или косвенно связанные со СВО, отмечают авторы исследователя.
Еще ближе к культуре
Сейчас всем жертвователям еще больше, чем раньше, хочется, чтобы их средства шли на решение конкретных социально значимых проблем, и желательно адресно.
Этот тренд изменил и вывел сотрудничество фи­лан­тропов с организациями из сферы культуры на новый уровень. В 1990-е их партнерство, как правило, сводилось к финансовой поддержке, покупке или возвращению экспонатов, произведений искусства на Родину, реставрации, напоминает Саша Болдырева, исполнительный директор ассоциации грантодающих организаций «Форум доноров». Сегодня деятельность фи­лан­тропов больше направлена на поддержку культуры внутри страны, развитие территорий, институциональную и профессиональную помощь музеям, причем доноры готовы поддерживать не только крупные и известные культурные учреждения, продолжает она.
Но из-за возникших международных барьеров и санкций крупные фи­лан­тропы все чаще действуют анонимно, отмечает Болдырева. «К сожалению, наш клиент под международными санкциями, при этом у него много иностранных активов и живет он за рубежом, поэтому сейчас он опасается упоминать о своих инвестициях в Россию, пусть даже в самые правильные и нужные проекты», – объясняет юрист одного из российских миллиардеров.
Сам же музей как институция за последние годы тоже сильно трансформировался: из классического хранилища произведений искусства и древностей он превратился в сложное культурное пространство с задачами и потребностями развлекать и образовывать аудиторию, продолжает Болдырева.
Меценаты, частные благо­твори­тель­ные фонды и корпорации финансируют разработку и внедрение образовательных программ для сотрудников музеев, обучают новым технологиям и поддерживают проекты по цифровизации, организуют обмен опытом, делают музеи более доступными для посетителей и инклюзивными.
35% благотворителей изменили отношение к своей деятельности за последние два года
Например, фонд «Доброта Севера» при поддержке Северстали реализует в музеях Севера программу подготовки наставников для обмена опытом и передачи знаний в музейном деле. «ОМК-Участие», фонд «Объединенной металлургической компании», финансирует создание на базе музея истории Выксунского металлургического завода в городе Выкса Нижегородской области ресурсного центра по социокультурной инклюзии.
Центр сделал музей доступным для людей с ограниченными возможностями, проводит для них инклюзивные занятия, разработал спецмаршруты как по своим экспозициям, так и по городским достопримечательностям и даже по производству ОМК и адаптировал для них ежегодный социокультурный «Выкса-фестиваль».
Задачи по развитию территорий вместе с музеями решают и девелоперы. Например, компания «Прайм Лайф», возводящая ЖК в Нагатинской пойме, поддержала разработку гида-путеводителя по району Нагатино-Садовники при участии Музея Москвы.
«Создание путеводителя – часть проекта «Москва без окраин», цель которого – показать многообразие города, ведь все больше людей стремятся исследовать район, в котором они живут или работают», – объясняет директор Музея Москвы Анна Трапкова. Такой подход способствуют развитию территорий и росту внутреннего туризма, уверен научный сотрудник музея Антон Кальгаев.

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.