Эксперты обсудили, как некоммерческим организациям оценивать эффект от своих проектов и зачем это нужно.
На площадке XXVII Петербургского международного экономического форума прошла сессия «Калькулятор эффективности для НКО». Эксперты поговорили о том, как определять лучшие организации по эффективности, из чего складывается хорошая практика и кому тиражировать масштабирования в секторе.
Цифры сектора
Первой на конференции выступила Елена Тополева-Солдунова — гендиректор БФ «Доброта Севера», председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО Общественной палаты РФ и директор АСИ. По ее словам, главным признаком зрелости некоммерческой организации является наличие профессионального сообщества.
«Общественная палата старается держать руку на пульсе: следит за тем, насколько сектор становится активным, подотчетным и прозрачным.
Рейтинг ”Регион-НКО”, который мы делаем совместно с агентством RAEX уже четвертый год, показывает, что сектор действительно улучшается — и не столько количественно, сколько качественно», — заявила Тополева.
Несколько цифр из рейтинга благотворительных организаций агентства RAEX:
1. Удельный вес благотворительных организаций, опубликовавших за последний завершившийся отчетный год нефинансовую отчетность и хотя бы одну форму финансовой отчетности, вырос с 23% до 37%
2. Доля фандрайзинговых благотворительных некоммерческих организаций, которые до сих пор вообще не публикуют никаких форм отчетности, снизилась с 14% до 8%
Тополева добавила, что на сегодняшний день сложно представить себе даже маленькую организацию, которая, реализуя свои проекты, не думает, как она будет оценивать их эффективность.
Разнообразие подходов в оценке
Результаты проекта можно разделить на посредственные — сразу понятные и легко проверяемые — и отдаленные, для которых требуется некоторый горизонт событий, объяснил Артем Шадрин, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций.
«Существуют сложные модели оценки возврата на инвестиции — это когда стараются в денежном выражении оценить тот или иной проект. С этой точки зрения интересно рассматривать проекты социального воздействия.
Инвестор, готовый профинансировать такие проекты, получит свои средства назад только в том случае, если результаты проекта достигнуты», — уточнил Шадрин.
Далеко не все НКО придерживаются такой модели оценки, но, по мнению Шадрина, важно переводить все в формат оценки возврата на инвестиции. Бенчмарк позволит точно оценить эффективность предложенной методики и обеспечить рост продуктивности услуг.
Реестр доказательных практик
«Если показатели позволяют НКО осмысленно подходить к своей деятельности, тогда они полезны. А если нет, то они не нужны», — заявила Ольга Евдокимова, исполнительный директор Автономной некоммерческой организации поддержки и развития инноваций в социальной сфере «Эволюция и филантропия».
Международная практика показывает, что некоторые организации стандартизируют не показатели социального эффекта, а процессы, которые стоят за ними. Это дает НКО возможность управлять этими процессами, а донорам предлагает доверие и прозрачность.
Россия, по словам Евдокимовой, идет по этому пути — пути повышения качества процессов. В секторе сферы детства сформировался стандарт доказательности социальных практик, который рейтингует разный уровень достижений социальных результатов. Специально для этого даже создан отдельный реестр доказательных практик, куда входят различные НКО.
«Это была попытка определять организации со схожими социальными результатами. Таким образом эти самые НКО могут видеть своих партнеров и их результаты, учась друг у друга», — уточняет Евдокимова.
Качественная оценка — это сложно
Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, считает, что некоммерческие организации — это главные партнеры столичного правительства.
«Государство предоставляет большой пласт социальных услуг, но они стандартизированы и масштабны, однотипны. В отличие от нас, некоммерческие организации предоставляют услуги, нацеленные на индивидуальную проблему», — объяснила Александрова.
Оценки правительства обычно количественные, например: «Сколько пенсионеров включены в программу “Московское долголетие”?» Для того чтобы измерить прогресс, чиновники смотрят на проект в динамике: пять лет назад в программу входили 200 тысяч человек, а сейчас — 500 тысяч.
«Оценивать качество и эффективность, конечно, гораздо сложнее. Расскажу историю. У нас было 50 помещений. Мы отдали их на три года НКО. Через три года они пришли и спросили: “А продлевать будем?” Вместе с ними пришли другие организации, которые сказали, что тоже хотят помещения. Тогда мы начали мерить эффективность проектов всех организаций, чтобы понять, кому передать помещения. Пришли эксперты и спросили: “Мерили проходимость у каждой НКО?” А сделать это невероятно сложно — как оказаться в НКО ровно в момент предоставления услуги? То есть мы наметили определенные бенчмарки в разных сферах, например, в трудоустройстве, но везде сделать это очень сложно», — объяснила Александрова.