Ирина Жукова,
директор по коммуникациям и связям с общественностью
ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»
1. Какие из прошедших событий в секторе вас удивили, вдохновили, подали пример в последнее время? Следите ли вы за работой ваших коллег?
Безусловно, мы интересуемся тем, что происходит в некоммерческом секторе и российской благотворительности. Особенно внимательно смотрим на сферу корпоративной филантропии. За последние год-два значительно увеличилось количество площадок, где можно обмениваться лучшими практиками в этой области и делиться опытом. Это и тематические, специализированные события, и отдельные сессии в рамках мероприятий, посвящённых более общим темам. Нередко разговор о добрых делах затрагивает региональные инициативы, не ограничиваясь происходящим только в крупных городах. То, что благотворительность занимает все более значительное место в публичном пространстве, безусловно, вдохновляет.
Одно из событий, которое наглядно демонстрирует основные векторы развития современной российской филантропии, – конкурс «Лидеры корпоративной благотворительности», где мы участвуем уже три года подряд.
Хочется отметить, что в последнее время расширяются не только географические, но и тематические рамки благотворительной деятельности. Например, на протяжении многих лет мы поддерживали НКО, оказывающие помощь пожилым людям; до недавнего времени, компаний и организаций, работающих в этой сфере, было немного. Однако в последние годы ситуация меняется. Так, группа по поддержке пожилых, недавно созданная в рамках Форума Доноров, убедительно демонстрирует, что это направление растет и развивается благодаря объединенным усилиям бизнеса и некоммерческого сектора.
2. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об «Укреплении потенциала оценки программ развития на страновом уровне». Форум Доноров подключился к этой теме, выбрав оценку темой года. Как вы считаете, насколько развита в нашей сфере культура оценки работы благотворительной организации, и какую роль ей придаёте лично вы в вашей организации?
Мы большая международная компания, и все наши благотворительные проекты проходят обязательную оценку как на уровне конкретной страны, так и глобально. Проекты оцениваются на всех этапах, начиная с потребностей целевой аудитории и исходной ситуации в том или ином регионе. Анализируя результаты на промежуточном и заключительном этапах, мы обязательно смотрим не только на количественные, но и на качественные показатели. Нам важно, чтобы наши программы могли существенно улучшить качество жизни тех, кто в этом нуждается, в долгосрочной перспективе. При этом мы основываемся на данных, собранных из отчетов НКО и в ходе мониторинговых визитов, отзывах непосредственных благополучателей, представителей местного сообщества и СМИ.
Стоит сказать, что инструментом внешней экспертной оценки для нас также служат профессиональные конкурсы и рейтинги. Например, наша федеральная программа «Статус: Онлайн» была удостоена первого места в номинации «Лучшая программа, способствующая развитию образования в РФ» на конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности — 2014».
В целом же культура оценки благотворительных проектов в стране продолжает развиваться.
3. Что сегодня происходит в вашем фонде/компании? Что вас радует, какие мероприятия вы с нетерпением ждёте?
Мы с нашим партнёром – Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» — готовимся к началу очередного, уже четвёртого этапа программы компьютерной грамотности для пожилых «Статус: Онлайн». В 2015-2016 годах она будет реализована уже в 15 регионах (мы начинали с 7). К базовому курсу обучения добавятся часы, посвящённые финансовой и юридической грамотности, а также составлению резюме и поиску работы онлайн. Опрос выпускников программы 2013 – 2014 годов показал, что сохранение рабочего места или поиск новой занятости очень важны для пожилых людей и взрослых инвалидов.
Мне приятно, что сотрудники нашей компании неравнодушны к добрым делам. В прошлом году в нашем новогоднем волонтёрском проекте приняли активное участие уже шесть регионов, хотя три года назад всё начиналось с московской штаб-квартиры. А весной, накануне 70-летия Победы, во многих городах, где живут и работают наши сотрудники, прошли субботники и другие акции, направленные на помощь ветеранам. Надеюсь, что подобные инициативы будут и дальше развиваться в компании.