Новости: Новости участников

Итоги бенчмаркинг-сессии по поддержке культуры: от театральных гастролей до обучения музейных работников

Миниатюра

Несмотря на роль, которую играют культурные учреждения в создании креативной экономики, обеспечении более качественной, интересной жизни населения, сектору сегодня приходится нелегко: заинтересовать современного потребителя все труднее, издержки на содержание музейных помещений особенно в малых городах высоки, а с 2015 года большинство организаций культуры и вовсе должны были перейти на самоокупаемость. Как частные, корпоративные благо­твори­тель­ные фонды и компании помогают сохранить многовековое наследие и формируют фундамент культурного облика для будущих поколений, обсудили эксперты в ходе встречи Ассоциации крупнейших в России грантодающих и благо­твори­тель­ных организаций «Форум Доноров».

Доноры культуры могут поддерживать административную или экспозиционную деятельность музеев, галерей, театров, их отдельные программы, направлять средства на профессиональное развитие сотрудников культурной индустрии или вовсе создавать проекты «с нуля».
Проект БФ Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» «Арт-окно» изначально был простым городским фестивалем (2017-2018 гг.), но после активного диалога с местными жителями он стал полноценной культурной платформой. Сейчас фонд формирует культурную повестку в городах за счет грантовых конкурсов социокультурных проектов, а также плотной образовательной программы и для профессионалов в сфере культуры и искусства, и для всех делающих. В результате на местах возникают сообщества лидеров городских культурных изменений, которые инициируют в своих локациях пленэры, культурные инсталляции, художественные галереи.
Но и первые два года работы тоже не прошли даром: по итогам театральных гастролей, выставок в регионах удалось создать новый культурный пласт. Говоря о поддержке культуры и искусства, фонд подразумевает два вектора: один фокус работы ориентирован на государственную и профессиональную деятельность в сфере культуры, другой – на образ жизни людей. В ближайшее время фонд намерен соединять эти два понятия, сделать многоуровневые стыки, разработать систему инструментов, мер стимулирующего характера, которые позволят достичь долгосрочного устойчивого развития малых городов.
Peri Digital Heritage — одна из главных программ БФ Зиявудина Магомедова «Пери». Она реализуется преимущественно в Дагестане и подразумевает 1) сохранение объектов культурного наследия, находящихся в труднодоступных местах или под угрозой исчезновения; 2) создание цифровых архивов уникальных объектов письменности; 3) разработка глобальных инициатив с международным экспертным сообществом. Так, одно из первых мусульманских поселений в нашей стране — Кала-Корейш в Республике Дагестан — будет сохранено для будущих поколений благодаря программе фонда, включившей обучение местных молодых фотографов, их двухмесячную экспедицию, 3Д-оцифровку, создание моделей древней территории и экспозиции работы в Эрмитаже и Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Программа работает не только на сохранение объектов культуры и искусства, но и на популяризацию их среди молодежи.
Цель программы «Музеи русского Севера» компании «Северсталь» — помочь музеям не выживать, а развиваться, превращаясь в многопрофильные культурные центры. А кроме этого — развивать культурных туризм в России. Для этого в программу включены тревел-гранты для сотрудников музеев, грантовый конкурс проектов и проектные лаборатории с образовательным блоком («Международное музейное проектирование», «Информационные технологии в музее», «Музейный бизнес и фандрайзинг»). Особенную поддержку компания оказывает «Череповецкому музейному объединению» и Этнографическому музею-заповеднику «Семенково»: при содействии финансовых, партнерских и интеллектуальных ресурсов «Северстали» проводятся выставочные и реставрационные проекты, фестивали, театрализованные экскурсии и др.
Сегодня программа реализуется в 12 регионах России (что примечательно, лишь в 4 из этих 12 субъектов компания ведет свою непосредственную экономическую деятельность), и организаторы наблюдают заметный рост музейной активности, инициированной участниками программы МРС.
Фонд «ОМК-Участие» задумал Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг» 8 лет назад для того, чтобы работники Выксунского металлургического завода (46% рабочих мест в городе — 15 000 чел.) ощущали себя причастными к тем культурным ценностям, которые доступны другим россиянам. А сегодня на ВМЗ — крупнейшем предприятии ОМК в Выксе (действующее производство, за заводской «проходной»!) уже проходят перформансы, создаются граффити, дворы города перестраиваются вместе с жителями, в парках расположены 85 объектов искусства и целая АРТ-резиденция. На «Арт-Овраг» ежегодно приезжают известные художники, архитекторы, дизайнеры (более 270 экспертов со всего мира за 7 лет), которые вместе с местными жителями преобразуют город, создают уникальные арт-объекты и дают новые возможности развития.
Формирование программы фестиваля начинается со стратегической сессии с участием горожан и городских исследований. Таким образом, каждый год «Арт-Овраг» ориентируется на актуальные запросы горожан и потребности города.
Красноярская ярмарка книжной культуры — флагманский проект Фонда Прохорова. Масштабный культурный фестиваль вырос из маленькой издательской выставки. Постепенно она стала обрастать образовательной и культурной, дискуссионной, выставочной, детской, театральной, синематической программой. Динамика соответствующая: если на этапе запуска участниками КРЯКК были около 5 000 человек, то последняя ярмарка привлекла 55 000 гостей (300 из них — участники программы из Азии, Европы и США). В течение пяти дней проведения КРЯКК в Красноярск съезжаются яркие российские и иностранные спикеры, жители соседних регионов самых разных возрастов. Каждый год избирается ключевая тема ярмарки: четвертая индустриальная революция, локальная история и др. Кроме того, с каждой ярмарки в библиотеки красноярского края закупаются книги на сумму в 15 млн.рублей.
«Культурный выходной» БФ Система был впервые стихийно возник в 2017 году, после чего перерос в комплексный проект с целью в популяризации музейной среды — чтобы как можно больше людей прикоснулись к истории родного края. Его смысл в том, что фонд на 1-2 дня открывает двери интереснейших площадок города для бесплатного входа, а также организует в стенах музеев образовательные лекции. К участию уже были привлечены Государственный исторический музей, Русский музей в Санкт-Петербурге, Ростовский музей краеведения, Екатеринбургский музей ИЗО, Радищевский музей в Саратове, Национальный музей Карелии, Национальный музей Республики Алтай и др.
Еще одна новая форма работы фонда — культурные фестивали в регионах: на протяжении нескольких дней в регионе реализуются лучшие благо­твори­тель­ные, социально-волонтерские и культурно-просветительские программы для жителей региона с фокусом на многодетные и малообеспеченные семьи (мобильные театры и выставки репродукций, игровые комнаты в детских больницах, передача благо­твори­тель­ной помощи мед- и образовательным учреждениям).
В РОСБАНК и Societe Generale приоритетными являются поддержка современного искусства и классической музыки. Компания поддерживает «Музыкальную бессонницу» в Хабаровской краевой филармонии, Международный фестиваль классической и джазовой музыки «Сердце Евразии», Джазовый фестиваль во Владивостоке, Ночь музеев в Нижегородском художественном музее, Художественную галерею «Год живописи» в Красноярске, Выставку «Архив в работе» в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) и др. Кроме того, компания особенные усилия прикладывает к повышению доступности музеев (видеокурс для глухих и слабослышащих посетителей), промопроектам, флешмобам и нестандартной pr-деятельности по продвижению коллекций ГМИИ им. Пушкина (кампания «К импрессионистам нужно прийти», мультимедийная выставка «Завтрак на траве» в ТЦ Метрополис и др.)
В Великобритании ситуация была похожей с российской: в определенный момент организации оказались перед необходимостью фандрайзинга, разработки новых финансовых и маркетинговых моделей. Сегодня среди британских культурных учреждений отмечается укрупнение, консолидация музеев, организаций, работающих по схожим тематикам. При этом для крупных объектов культуры сохраняется финансирование со стороны государства, компаний и частных фондов.
В 1957 году семейство Ротшильдов передало свой фамильный замок в пользу британского национального трастововго фонда. Сегодня фонд занимается управлением и поддержкой культурного наследия династии Ротшильдов, ряда других культурных институций, а также реализацией социокультурных программ. Среди основных направлений поддержки фонда: искусство, культурное наследие, защита окружающей среды и социальное благополучие. 10 млн.фунтов выделяет фонд ежегодно: половина из них — на содержание поместья, вторая — на другие грантовые программы.
Семья банкиров также задается вопросом об эффективности вложенных социальных инвестиций, и в 2017 году Фонд Ротшильдов пересмотрел стратегию работы и выделил в отдельное приоритетное направление грантовую поддержку местных сообществ (гранты до 150 тыс.фунтов на три года). Помимо собственной финансовой поддержки музеям Фонд Ротшильдов ведет диалог с Правительством о необходимости сохранения финансирования небольших локальных культурных программ, а также занимается привлечением квалифицированного менеджмента в культурные учреждения.
Не менее важная задача фонда — предоставить возможность жителям малых городов посетить объекты культуры. Для этого фонд не только работает с местными сообществами, финансирует работу местных советов, занимающихся вопросами культуры и искусства на мечтах, но и привлекает крупные организации для проведения открытых культурных мероприятий, курсов, выставок, разработки приложений по направлениям искусства. Несмотря на широкие собственные возможности, фонд уверен, что секрет успеха — в партнерстве и коллаборациях.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.