Новости: Новости Форума

Итоги Форума меценатов в Царицыно

Миниатюра

4 сентября, в преддверии международного дня благо­твори­тель­ности в Москве состоялся открытый диалог меценатов, арт-менеджеров и специалистов культурных учреждений. Форум Доноров при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и ГМЗ «Царицыно» провел Форум меценатов, собрав 120 участников. Они сонастраивали взаимные ожидания и имеющиеся возможности фи­лан­тропов и культурных институций, формировали образ и мотивы современного мецената, искали модели внебюджетного финансирования работы культурных учреждений, обсуждали подходы к оценке проектов в сфере культуры и искусства и др. Представляем ключевые тезисы дискуссий Форума меценатов.

  1. Открывающая форум пленарная дискуссия «Творцы и меценаты. Ценности и взаимные ожидания» была сосредоточена на образе мецената: какова его мотивация, как она влияет на его восприятие партнерами, что может развить практику меценатства в культуре? Участие в ней приняли Игорь Соболев (ПФКИ), Алексей Никитин (Театр Вахтангова), Елизавета Фокина (ГМЗ «Царицыно»), Николай Троцкий (Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»), Михаил Фаустов (Ассоциация книжных фестивалей — проект «Читающая Россия») и Александра Болдырева (Форум Доноров).

Площадка выбрана неслучайно. У Царицыно есть большая партнерская сеть, собственная фандрайзинговая стратегия. «Мы являемся методическим центром для многих других организаций, которые занимаются разработкой партнерских проектов. Кроме того, для нас очень актуален вопрос, почему те или иные меценаты поддерживают культурные институции и проекты», — рассказала, открывая дискуссию, Елизавета Фокина

«Представление о меценатстве серьезно трансформировалось. Для нас оно пока скорее традиционное — из 19 века, когда фи­лан­тропы не ожидали возврата на свои инвестиции. Но сегодня мы наблюдаем большое количество частных меценатов, коллекционеров, да и сами музеи создают все новые возможности для того, чтобы меценаты могли не только финансировать научную деятельность, пополнение фондов, реализацию проектов, но и участвовать в жизни учреждения и определения векторов развития культуры. Например, попечительские Советы могут становиться социальным лифтом для меценатов, предоставляя управленческие и GR-возможности».

Николай Троцкий остановился на общем и частном между законом о меценатстве и позицией конкретного фи­лан­тропа. Так, поддержка и накопление культурного наследия страны, прописанная в законе и  повышение доступности культуры и искусства — в основе миссии Фонда, сформулированной Алишером Усмановым. Он также отметил, важность того, что общество ценит вклад меценатов и их поддержку. 

Государство при этом не только признает, но и рассчитывает на это участие фи­лан­тропов. Как рассказал Игорь Соболев, ПФКИ за 2 года работы поддержал более 6 тыс. проектов, и анализ проектов показал, что на каждый рубль, вложенный государством, авторы проектов привлекают еще один — из внешних средств.

Алексей Никитин отметил, что меценаты прошлого любили русскую культуру и хотели ее сохранять. «А как называть современных партнеров культурных учреждений? Меценатами? Я скорее считаю их благотворителями. Называть их спонсорами точно нельзя. Любое пожертвование бизнеса понимается им как сделка, и это нормально. За рубежом в ряде стран спонсоры получают дополнительную поддержку от государства. Хотелось бы, чтобы закон о спонсорстве был принят и в нашей стране, стимулируя участие бизнеса в стимулировании культуры». Инна Прилежаева (Ассоциация менеджеров культуры) добавила еще два пункта в перечень мотивов доноров, которые культурным менеджерам стоит принимать во внимание при разработке маркетинговых стратегий: меценатство как хобби фи­лан­тропов, а также удовлетворение от личного участия в создании значимых изменений. 

C Елизаветой и Алексеем согласен первый заместитель генерального директора Президентского фонда культурных инициатив Игорь Соболев. «Меценат делает выбор сердцем: что нравится, то и поддерживает. А государственные, корпоративные институции выбирают «головой»: беря во внимание документы, принципы, правила, политику.  Важно, чтобы в проекты, которые получили поддержку от государства, были вовлечены люди, они были интересны широкому кругу заинтересованной публики или помогали решать конкретную социокультурную задачу. Если вы хотите делать что-то, что интересно только вам, ищите средства где-то еще: продавайте билеты, собирайте через краудфандинг или ищите мецената, который этим заинтересуется. Но даже меценат, действуя по велению сердца, рано или поздно начнет интересоваться результатами своей поддержки и эффективностью проекта, деятельности, автора или организации, в которые вложены средства».

Позицию грантополучателя представил Михаил Фаустов. По его мнению, большую значимость играет не только мотивация донора, но и его отношения с исполнителем. Так, работа с государственными донорами в культуре может осложняться обширной отчетностью, с корпоративными донорами — все еще непаритетными отношениями. 

Николай Троцкий обозначил ключевое ожидание Фонда от работы с грантополучателями — «чтобы участники понимали наши приоритеты: были знакомы с целями фонда и основными направлениями работы, читали положение о грантовом конкурсе, устав и другую ключевую документацию».

Что же может помочь создать лучшие условия для деятельности меценатов в культуре? Участники среди факторов назвали стабильность (как важнейшая ценность для бизнеса), развитие культуры благо­твори­тель­ности и индивидуальной фи­лан­тропии (с самого раннего возраста), расширение числа платформ и площадок для презентации новых идей и проектов — и у институциональных, и у частных меценатов, а также компетенции команд (в т.ч. «умение презентовать свой проект, заинтересовать им», «умение создавать партнерства с участием и государственных, и корпоративных денег»). «У людей большая потребность быть вовлеченными в социальные и культурные проекты — финансово и нефинансово. Важно не упустить это желание и дать им широкий набор возможностей», — делится Елизавета. 

  1. Дискуссия «Социально-культурная деятельность: факторы экономического развития» была сосредоточена на государственных и внебюджетных источниках устойчивой работы культурных учреждений. 

Модератор Людмила Пантелеева (Эндаумент-фонд «Филантроп») очертила рамки дискуссии двумя тезисами: во-первых, в мире (в т.ч. Великобритании, США и др.) происходит эволюция музейной экономики. Учреждения культуры, которые традиционно могли финансироваться за счет государство, в настоящее время испытывают потребность в поиске внешних источников финансирования. 

Во-вторых, музеи становятся более цифровыми и креативными в борьбе за ограниченное внимание посетителей. Этому способствовала в т.ч. пандемия и последующая диджитализация. 

Важнейший источник — государственное финансирование. Оно отвечает госзаданию по развитию культуры в интересах граждан и обеспечивает базу. И некоторая инертность этих средств — это и позитивная, и негативная черта, — считает Юрий Кунцев («Мосразвитие»). Люди, которые покупают билеты, приходят за культурными услугами, оплачивая работу музейных сотрудников, — это те же меценаты. К одному рублю бюджетному можно смело добавлять рубль внебюджетный (не учитывая грантовые средства, — только из работы с посетителями: платные мероприятия, кружковые программы и др.). Такое внебюджетное финансирование гораздо более оперативное, удобное с т.з. расходования, а самое главное, — подтверждает спрос аудитории.

Внебюджетное финансирование — это то, что необходимо для осуществления прорыва, инновационных проектов или просто поступательного развития организации в новом направлении, — поддерживает Юрия Евгений Стодушный (Красноярская краевая филармония). Близкий к идеалу показатель — 15% внебюджетного финансирования. «У нас налажена работа с крупными корпорациями, но вовлечение среднего бизнеса пока идет тяжело, потому что он требует усилий команды и внимания не меньше, чем крупный, а объемы поддержки существенно ниже». Кроме того, сами корпорации ориентированы на разностороннюю помощь: так, программа социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть» учит своих культурных партнеров считать доходность, понимать масштабируемость, потенциал устойчивости проекта, развивать нетворкинг и обмениваться успешным и негативным опытом внутри своего акселератора «Родные музеи».

Большая проблема в том, что начисление финансирования со стороны государства, — вещь нерегламентированная (выставка в одном музее может стоить 50 т.р., а в другом — 1 млн. руб., как происходит ценообразование услуг — вопрос открытый). А расходы на создание и поддержание эндаументов при музеях существенно превышают возможные бенефиты (в случае МуАр они не покрывали бы даже инфляции). О том, как сегодня может строиться модель внебюджетных доходов музея, рассказала Елизавета Лихачёва (ГМИИ им. А.С.Пушкина). Ее секрет успеха в том, чтобы храм культуры имел коммерческого директора, который будет анализировать доходы и расходы, колебания притока аудитории и развивать источники (кафе, дополнительные услуги, экскурс-бюро, музейные магазины и др.). «У Метрополитен-музея низкая доля бюджета из платных услуг — всего 2%, потому что музей открыт для всех, но если ты хочешь особого отношения или участвовать в жизни музея, поставить свое имя рядом с произведениями искусства, ты должен платить», — рассказала она про особенности меценатства и спонсорства за рубежом. Интересен также опыт музейного маркетинга: в магазине Национальной галерее Лондона есть три категории товаров: самые дешевые до 25 фунтов, средние от 25 до 100 фунтов и самые дорогие — те, которые делают магазин местом, куда приходят за подарками. Образцовым музейным магазином можно считать владивостокский — в Музее Арсеньева. По такой же схеме Елизавета реформировала музейный магазин в Музее Архитектуры, который возглавляла ранее. 

 

  1. Дискуссия «Международные культурные проекты сегодня: возможности и ограничения» 

Культура может быть инструментом дипломатии, которая важна всегда, особенно в непростые времени, — уверены участники. О том, какой опыт уже накоплен и как он может быть использован в текущих условиях, рассуждали Владимир Дедюхин (Государственный Кремлевский оркестр, «Feel Russia», «Vangelis Gala»), Марина Бондарева (Фонд развития науки и культуры «Таволга»), Екатерина Лёвшина (JTI Россия), Захар Азаров (ПАО «Северсталь»), Ольга Соснина (выставка «Невероятная Индия. Взгляд из России»), Ольга Куликова (Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс»), Маргарита Каратыгина (МГК им. П.И.Чайковского).

Взаимодействие на международном уровне поддерживается прежде всего благодаря частной заинтересованности и усилиям: меценатов, бизнеса, концертных агентств, — рассказывает Владимир Дедюхин. Так, в в 2019 году впервые в России был собран международный симфонический оркестр им. Шостаковича (Роснефть, Бритиш Петролеум, ) — половина российские музыканты, вторая — англичане. Средства на такой межстрановой культурный мост выделили Роснефть, Бритиш Петролеум, вдова Шостаковича и один из членов из британской королевской семьи. Успешные гастроли международного оркестра были прерваны с пандемией. 

Поддержка проектов по популяризации японской культуры была и, что особенно важно, остается важным направлением работы JTI в России, — отмечает Екатерина Лёвшина. В их числе был фестиваль “J-Fest”, выставки японских художников в музеях Москвы. В 2023 году компания поддерживает проект «Красота Японии» — инклюзивные мастер классы по японскому традиционному искусству для различных аудиторий. С 2006 года JTI Россия сотрудничает с Московской консерваторией им. П.И.Чайковского, приглашая японских музыкантов и поддерживая проведение концертов японской музыки по городам России. В этом году компания также поддержала ремонт традиционных японских музыкальных инструментов, на которых обучаются студенты Консерватории в рамках класса японской музыки.

Задача культурных проектов “Северстали”, по словам Захара Азарова, — выявлять лучшее среди русской и мировой культуры, предоставлять доступ к таким мероприятиям и продуктам жителям территорий ответственности компании и всей страны. В этом направлении “Северсталь” работает с ключевыми учреждениями культуры (Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Большой театр, музеи Вологодской области и многие другие), а также почти 10 лет поддерживает «балетный Оскар» — международный фестиваль «Бенуа де ла данс», в рамках которого в Россию привозят отрывки самых известных балетов. Немаловажную роль играет не только доступ широкой аудитории к шедеврам мирового балетного искусства, но и возможность узнавать новые подходы, новые имена, обмениваться опытом. Ольга Куликова подчеркивает: танец — это вид искусства, который объединяет. И показательно, что в этом году, несмотря на непростые условия (политические, организационные, финансовые) никто не отказался от участия: благодаря выстроенным за годы работы партнерским связям приехали почти все артисты и жюри.

Фонд «Таволга» поддерживает партнерские связи (Гватемала, Ирак, Узбекистан, Япония, Египет и др.) в области гуманитарных исследований (археология, история, география). «Когда работаем с артефактами и учеными, понятия границ и времени становятся очень условными. Так, начиная работать на территории России, наши ученые оказались в Гватемале. Теперь надо учитывать то, что без представителей Учебно-научного Мезоамериканского центра имени Ю.В.Конорозова Российского государственного гуманитарного университета не обходится ни одна серьезная тематическая конференция или дискуссия», — рассказывает Марина Бондарева. В Египте память оставили не только российские археологи (спасавшие памятники древней Нубии), но и инженеры, которые строили там разные сооружения (например, Асуанскую плотину), в Афганистане наши ученые участвовали в спасении золота Бактрии. «Нас помнят в тех странах, где работали наши специалисты. Интерес к партнерству есть, нужно продолжать взаимодействовать. Все страны осознают необходимость участия в важнейших археологических, научных и культурных проектах». 

Ольга Соснина рассказала о том, какую роль в запуске Царицынской выставки «Невероятная Индия. Взгляд из России» сыграли партнёры. «Восток всегда играл большую роль в политической и культурной жизни России. Проект заставляет задуматься над вопросами: «Что такое Восток для России?», «Что такое Россия как часть Востока?». И это определило живой интерес публики к проекту». Поддержка выставки со стороны Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы позволила представить проект в Дели и привлечь к нему дополнительное внимание, благодаря чему удалось оформить ещё один зал проекта (фотографии современного фотографа из Дели Манож Кумара и участие коллекционеров индийского искусства из Москвы). Сопровождение выставки предусмотрено в т.ч. на английском языке — чтобы выводить его на международную платформу. Ольга также обратила внимание на важность презентации проекта на стадии подготовки, которое помогает привлечь поддержку партнёров. «А после музейных проектов остаётся послевкусие — каталоги, сборники конференций, вклад в научный слой — все это помогает развитию научных контактов для продвижения России в международном культурном пространстве». 

  1. Дискуссия «Культура без исключений» 

«Инклюзия в культуре и инклюзивное искусство являются отдельными зонами интереса сегодняшних меценатов. И говорить о культуре и искусстве, не говоря о доступности, уже невозможно», — заметила, открывая сессию Светлана Саркисова (Форум Доноров). 

Зачем музеям быть инклюзивными? Ответ на этот непростой вопрос от имени Центра толерантности ЕМЦТ дала Анна Макарчук. Прежде всего, институция культуры — один из мощнейших способов интеграции людей с инвалидностью; сегодняшний музей — это институция, направленная не в прошлое, не в настоящее, а в будущее — «какими мы хотим быть? Посетители приходят и видят, что они разные. И это нормально. Мы хотим, чтобы в будущем это считалось нормальным быть рядом с человеком на коляске, с синдром дауна, с аутистом… поэтому уже сегодня нужно создавать пространство для такого равного участия». 

Осознав, что в Еврейском музее лишь 1% посетителей с особенностями развития (в то время, как в мире в целом их более 10%), команда музея совместно с фондом «Свет» провела исследование пользовательского пути. В результате ЕМЦТ обнаружил более 500 идей для инклюзивной настройки музея. Эльвира Гарифулина отмечает важность доказательного подхода в этом исследовании: «научная база — это один из компонентов, который наряду с опытом специалистов и обратной связью людей с инвалидностью как раз позволяет качественно развивать музейную инклюзию». Вовлечение уже началось: самым эффективным способом взаимодействия с аудиторией с особыми потребностями была признана работа с сообществами, поэтому музей уже обучил команду волонтеров из числа людей с ОВЗ, которые будут помогать проводить мероприятия: экскурсии, фото и видео и др.

Фонд «Свет» совместно с Ipsos и ИКОМ провел исследование, чтобы понимать, что учитывать при конкурсной поддержке: 600 респондентов (311 музеев — общественные и частные) и 16 качественных интервью помогали найти ответ на вопрос о том, как сотрудники музеев понимают, что такое инклюзия, какой опыт работы с уязвимыми группами имеют и какие барьеры препятствуют развитию в музеях среды «без исключений». Оказалось, что в общей массе работники знакомы с этим термином, но люди первой линии (администраторы, охранники, гардероб) часто не обучены работе с посетителями с особыми потребностями. Кроме того, многие музеи не имеют стратегии развития инклюзии. 26% сотрудников музея сами не готовы развивать и участвовать в инклюзивных проектах. Лишь четверть музеев проводят ежегодные мероприятия, ориентированные на людей с ОВЗ. 

Среди факторов, затрудняющих развитие инклюзии в музеях, исследователи выявили:

1) нехватку мотивированных кадров, которые готовы обучаться работе с новой аудиторией; 

2) объемные согласования установки элементов архитектурной доступности;

3) отсутствие правил общения, терминологической базы: «Иногда мы путаем сам термин — в инклюзивных проектах нужно делать не резервацию, а создавать среду, где могут сосуществовать разные»;

4) ограниченный опыт взаимодействия музеев с представителями экспертного, инклюзивного сообщества.

Эльвира Гарифулина (Благотворительные фонды «Абсолют-Помощь» и «Свет») призвала участников использовать опыт и данные фонда: уже опубликованы результаты исследования CJM — опыта посещения музея людьми с разными формами инвалидности. Это стало примером и базой (мануалом) для будущих исследований «потребительского пути» в любых других организациях культуры. Как отмечает Эльвира, исследование уже оказалось полезно не только команде фонда, но и самим музеям, донорам, людям с инвалидностью.

Руслан Маликов (режиссер, креативный продюсер) обратил внимание на то, что попытки внедрить инклюзию (особенно среди персонала первой линии) не должны быть утрированными и искусственными. Столкнувшись с подобным на практике, режиссер попытался смоделировать в спектакле «Неприкасаемые» негативный сценарий вовлечения: «это была ситуация, когда охраннику, если приходит колясочник, нужно сделать все, чтобы его завезти. И он начинает всех останавливать, перегораживать дорогу. Люди стоят, инвалид стесняется, краснеет, что он стал виновником столпотворения». «Диалог возникает, когда ты пристально вглядываешься в жизнь. Важно реальное внимание к человеку — с особыми потребностями и без».

Как сегодня развивать инклюзию внутри бизнеса? Руководитель Центра социальных и благо­твори­тель­ных программ МТС Ольга Юркова отмечает, что развитие инклюзии является многогранным и долгосрочным процессом, требующим системного подхода и участия всех заинтересованных сторон. Результаты таких усилий могут быть впечатляющими: повышение уровня доверия и лояльности сотрудников, улучшение инновационности и конкурентоспособности компании, а также создание гармоничного общества. Мы ежегодно реализуем более 100 программ и проектов в поддержку уязвимых групп и расширения доступной среды. Наши инициативы включают привлечение инклюзивных соискателей, создание качественной среды для инклюзивных сотрудников, обучение руководителей и менеджеров взаимодействию с инклюзивными группами потребителей, волонтерские инициативы и использование технологий для развития доступной и качественной среды. Мы также подписали Национальный инклюзивный договор, что подтверждает серьезность наших намерений и стратегии по развитию инклюзивной культуры. В 2022 году внедрили аудит цифровой доступности в нашу экспертизу качества, что позволяет нам более точно оценить и улучшить доступность наших продуктов для всех категорий пользователей. Мы также создали отдельную команду с носителями инклюзивного опыта, которая тестирует и подтверждает цифровую доступность разработанных в компании решений, помогаем волонтерам создавать тактильные экспонаты и 3D-копии в музеях страны. Важно обеспечить равные возможности для всех, независимо от пола, расы, возраста, инвалидности и других особенностей, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя принятым и востребованным в компании.

Поддержку людям с нарушением зрения оказывает Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд». Ксения Дмитриева, руководитель программы, рассказала о пути фонда к выбору действенной стратегии работы: «Наша программа ежегодно поддерживает музеи и театры по всей России. Для более эффективного взаимодействия с музеями в этом году, помимо создания тактильных копий, мы совместно с ИКОМ России запустили образовательную программу. В ее рамках сотрудники музея получают информацию по адаптации выставок, по взаимодействию с людьми с нарушением зрения. Все это очень важно для дальнейшего продолжения развития инклюзии и доступной среды в учреждениях культуры».

Интересен опыт развития фондом отечественной системы тифлокоиментирования. Так, Фонд принимает участие в разработке стандарта “Тифлокомментатор”, который позволит учреждениям культуры брать в штат соответствующего специалиста с подтвержденным набором необходимых компетенций. Большие усилия требуются для разъяснения правоприменительной практики: несмотря на то, что закон о внедрении тифлокомментирования действует с 2017 года, имеющиеся тифлокомментарии просто не доходили до внедрения в фильмы, потому что не было необходимого оборудования, приложений. Другой пример — с грантами: «Правительство выпустило закон о финансировании театров малых городов системами тифлокомментирования. И только три организации запросили деньги на это. Остальные предпочитают просить на другое. Нужно бОльшее понимание людей на местах, зачем это и какие возможности учреждению культуры дает». 

  1. Важнейший вопрос — как проводить и кому оплачивать оценку культурных проектов, как донести партнеру и донору ценность проекта— оказался в центре дискуссии «Видимые результаты и неуловимые эффекты творческих проектов».

Поскольку в сессии были представлены проекты, реализуемые при поддержке ПФКИ, важное уточнение в начале дискуссии сделал Игорь Соболев (ПФКИ): по его словам, главную роль в определении достойных поддержки ПФКИ проектов играют творческие критерии: фонд финансирует проекты, связанные с созданием и распространением смыслов и ценностей, выраженных в культурных продуктах. 

Инга Пагава (исследователь, эксперт в области фи­лан­тропии) представила предварительные результаты исследования текущей российской практики оценки в сфере культуры и медиапроектов, которое проводит АНО «Эволюция и Филантропия» в рамках проекта  «Яркие краски креативных индустрий», поддержанного ПФКИ и реализуемого командой театра  «Геликон-опера». Важнейшую роль в изменении подхода к оценке сыграли концепция устойчивости и устойчивого развития для доноров, а также переход на проектно-целевое финансирование как смена подхода в управлении. Среди игроков, которые уже формируют запрос на проведение оценки, по мнению исследователей:

  • Грантодающие благо­твори­тель­ные и частные фонды
  • Компании и инвесторы
  • Эксперты и академическое сообщество
  • Общество/СМИ
  • Государственные учреждения

Затрудняют подобную оценку: 

  • Отсутствие четкого определения понятия эффективности в сфере культуры
  • Сложность измерения результата с точки зрения эффективности расходов (эконометрический подход ограничен)
  • Специфика творческого продукта (неоднозначен, непредсказуем, уникален, символичен, обладает особыми качествами

и субъективен)

  • Слабая изученность инструментов замеров. Проще понять, почему получилось, чем прогнозировать, что получится.

Наталья Сергиевская (Фонд «Будущее время», АНО «Эволюция и Филантропия») сделала акцент на международном исследовательском опыте (в т.ч. SoPHiA. — структура модели измерения влияния культурного проекта и направления влияния, MESOC — направления социального влияния культурных проектов, Manchester metrics — показатели качества художественного проекта, показатели качества в проектах Arts for Change) и результатах для интересантов. Так, финансирующие субъекты получают: 

  • оценку целесообразности и эффективности инвестиций
  • выбор приоритетов поддержки
  • баланс тем, жанров, направлений поддерживаемых проектов 
  • оценку качества проектов 
  • мониторинг трендов

Организаторы проектов: 

  • понимание связи целей и механизмов 
  • ответственный подход к проектированию
  • оценку перспективности проекта
  • аргументированную коммуникацию 
  • мотивацию повышения качества проектов

Эксперты: 

  • объем данных для аналитики
  • профессиональные стандарты 
  • тренды и контексты

Аудитория: 

  • повышение уровня доверия 
  • осознание изменений
  • позитивные ожидания.

Общая черта всех этих подходов в том, что результат сначала прогнозируется, а потом достигается. Исследование продолжается, его публичные результаты и итоги команда планирует представить в октябре 2022 г.

Конкретный пример оценки представили Национальная медиа-группа (Мария Залунина) и «ЦСП «Платформа» — социально ориентированное кино «Тетя Марта». По словам Алексея Фирсова (ЦСП «Платформа»), в социокультурном проекте играют роль сразу множество факторов, такая многомерная модель является и дорогой, и сложной; воздействие имеет отложенный эффект; не все аудитории доступны (например, дети); значительная часть результатов появляется по итогам самооценки. Все это накладывает ограничения на процесс оценки. Выход Алексей видит в том, что ограничить объект исследований (во времени, участниках, влияющих условиях и пр.).

Какие индикаторы отслеживают ЦСП? В первую очередь это эмпатия (сопереживание героям), изменение на уровне ценностей и на уровне действий. На примере «Тети Марты» исследователи обнаружили, что сериал позволяет по-новому взглянуть на привычную тему сиротства. Он демонстрирует, что социальные сообщения не обязательно должны идти через тяжелый сюжет, драматизацию. Юмор может быть эффективным проводником социальных смыслов. Для 71% зрителей сериал стал стимулом к новым действиям (больше ценить свою семью, задумываться о проблемах детей-сирот, поддержать работу фонда помощи детям-сиротам, задуматься об оформлении опекунства и др.). 

Как развивать проекты, чтобы они были долгосрочными, выражались на языке, понятном и доступном для широкой аудитории? Ответ на этот вопрос будет давать проект «Яркие краски креативных индустрий» — креативная площадка, предлагающая к обсуждению новые подходы к оценке творческих проектов, над которыми будут работать профессиональные эксперты, представители регионов, деятели культуры и креативных индустрий, а также участники успешно реализованных программ. По задумке Ольги Понкратовой (АНО Арт-Гелиос и театр «Геликон-опера»), проект соединит креативную составляющую с научно-методологической базой.

  1. Практикум «Культурные учреждения в жизни города: креативные партнерства и поиск дополнительных источников финансирования» состоялся в партнерстве с ГБУК г. Москвы «Мосразвитие». 

Наличие большого количества учреждений и организаций культуры повышают доступность культурных благ и качество жизни людей в местных сообществах. Это очевидно для меценатов, работающих в разных территориях.  Участие в крупных грантовых конкурсах и фандрайзинг у местного бизнеса требуют от учреждений и организаций культуры стратегического мышления, навыков проектного мышления и менеджмента, умения находить стратегических партнеров в работе с местных сообществом. Модератором сессии выступила Екатерина Светличная, Генеральный директор ГБУК Библиотека им. Н.А. Некрасова, эксперт в области фи­лан­тропии. 

В своем выступлении Елизавета Фокина (ГМЗ «Царицыно») остановилась на удачном взаимодействии культурной институции с такими компаниями и фондами как группа компаний Bosco di Ciliegi, Фонд Потанина, Благотворительный фонд «Свет» и их продуктах — среди которых выставочный проект «Под маской Венеции» и креативный музей «Семейное бюро путешествий». Музей развивает своих сотрудников, рассматривает их предложения по поводу проведения мероприятий, дает  возможность проявить инициативу и подать грантовые заявки донорам. 

Выступая от лица грантодающей организации, Елена Коновалова (Фонд Тимченко) подчеркнула, что донору интересен результат, который хочет получить заявитель, и что очень культурным институциям важно уметь представлять свой проект грамотно. Для фонда смысл культурных проектов — это возможность поменять жизнь людей, поэтому в программе «Культурная мозаика» он ориентирован на поддержку именно социокультурных проектов, создающих точки роста сообществ. Однократные гранты не всегда приводят к долгосрочным изменениям, поэтому Фонд Тимченко на базе проектов, которые доказали эффективность, помогает создать центры притяжения. Как раз вторая часть «Культурной мозаики» — это создание партнерской сети. В этом направлении очень важны обучающая программа и комплексная поддержка от фонда.

В завершении практикума состоялась открытая презентация и обсуждение проектов учреждений культуры г. Москвы экспертами донорского сообщества.  Восточный округ представил «Косплей ФЕСТ», целью которого является развитие творческих способностей молодежи, северный округ – инклюзивный фестиваль творческих возможностей «МЫ», юго-восточный округ – благо­твори­тель­ный проект «Доброгод», а юго-западный – фестиваль семейного художественного творчества «Семейные ценности». Все выступающие получили оценку своих проектов, были отмечены плюсы и минусы презентации и намечены дальнейшие пути развития каждого из проектов. 

  1. Как говорить про культуру и меценатскую деятельность в медиа-пространстве? Ответ искали участники завершающей дискуссии Форума меценатов.

Любая редакция или медиа подозрительно относится к тому, что за культурным проектом появляется логотип, который спонсор настоятельно просит демонстрировать. На другом конце этой практики — тихая, молчаливая поддержка. «Подкаст «На стоящее дело» убедил меня в том, что времена изменились, и сейчас говорить о своем меценатском, спонсорском участии — это дело предельной важности для всей культурной сферы. Которая во многом зависит от госфинансирования, диктующего свои ограничения. Это должно становиться примером для коллег, которые тоже могли бы вкладывать деньги в культуру и образование, а не только в спорт или строительство. Это вопрос сохранения культурной среды, в которой мы живы», — уверен Юрий Сапрыкин (Проект «Полка»).

С ним согласна Ирина Седых (БФ «ОМК-Участие»): Вот согласованная цитата нашего спикера: «В отношении культурных инициатив очень важно показывать, кто стоит за конкретными проектами и мероприятиями: меценатов, партнеров, экспертов-кураторов, команду. Кроме того, необходимо, чтобы был диалог между зрителем и теми, кто эти культурные проекты воплощает. На протяжении многих лет делая «Выкса-фестиваль», нашему фонду важно, чтобы на него приезжали разные журналисты, чтобы о Выксе, как городе с богатой историей и культурными возможностями, узнавали все больше людей в других регионах страны. Помимо этого, особый интерес вызывают аналитические материалы, рассказывающие о развитии нашего проекта: как он меняется, как изменяется его аудитория, как он влияет на городскую среду, поэтому нам самим так важны критические замечания экспертов, культурологов, журналистов. Они помогают нам становиться лучше и интереснее».

Что надо делать, чтобы попасть на телевидение со своей выставкой, фестивалем или другим событием? Ответ дает Гуля Балтаева (журналист): писать письма-приглашения на имя руководства телеканалов. 

Культура сегодня является делом интеллектуальной элиты, но параллельно развивается тренд «Я-медиа». В результате молодое поколение ориентируется уже не на большие проекты (например, Арзамас), а на локальные, тематические диалоговые продукты. Такие изменения фиксирует Елена Темичева («Благосфера»). С ней согласен Юрий Сапрыкин: и культурными институциями, и журналистами была проделана огромная работа, чтобы снизить планку входа в культурное пространство и захватить новую аудиторию. «Я помню времена, когда Фон Триер был в категории «кино не для всех». На наших с вами глазах современное искусство перестало быть чем-то пугающим, а стало времяпрепровождением для жителей больших городов». 

Мероприятие стало частью проекта «Форум меценатов будущего», реализуемого Форумом Доноров при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фотографии доступны по ссылке, видеозаписи будут опубликованы в социальных сетях Форума Доноров после 20 сентября.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.