Почему бизнесу важно вкладываться в развитие культуры благотворительности не только среди своих сотрудников, какие успешные форматы используются и каких результатов удается достичь — 5 апреля эти вопросы обсудили на круглом столе в центре «Благосфера». Встреча открыла серию специальных мероприятий в рамках юбилейного Х сезона проекта «Лидеры корпоративной благотворительности».
В прошлом году в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности», который уже 10 лет проводят газета «Ведомости», PwC и Форум Доноров, появилась новая номинация: центр «Благосфера» предложил награждать компании, активно и ярко продвигающие идеи благотворительности в обществе. Её первыми лауреатами в 2016 году стали «Добро Mail.ru» и «Норильский Никель».
5 апреля представители этих и других социально ответственных компаний встретились, чтобы обсудить, как бизнес помогает развитию благотворительности и волонтерства и для чего он это делает. Модератором дискуссии выступила Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера».
Для многих российских компаний адресная помощь и работа с обращениями — давно пройденный этап. Сегодня одна из самых ярких тенденций — вкладываться в обучение социальному проектированию и социальному предпринимательству, развивать местные сообщества. Это делают и «Норильский никель», чей яркий кейс «Мир новых возможностей» занял второе место в номинации, и «Металлоинвест», и СУЭК и многие другие компании. Для них очевидно, что гарант стабильности в обществе — само общество. Бизнес здесь помогает не столько финансово (хотя вкладывается по-крупному), сколько экспертно, организуя образовательные программы, приглашая специалистов, вовлекая местное население в волонтерские проекты, чтобы жителям «подшефных» территорий стало интересно там, где они живут.
И опыт показывает, что довольно быстро участники таких программ по социальному проектированию уходят в «свободное плавание», без помощи компаний продолжая работать в выбранном направлении, искать новых партнёров, обеспечивать устойчивость проектам, таким образом развивая местные сообщества.
Компании не скрывают, что интерес в такого рода деятельности вполне конкретный: задача – удержать на местах профессионалов, чтобы им хотелось возвращаться домой, где не только хорошая работа, но и комфортная социальная среда. И когда человек сам вкладывается в развитие собственного города, когда вся его семья так или иначе участвует в разработке нужных и интересных для местного сообщества проектов, становится и увлекательно, и отпадает необходимость куда-то уезжать.
Получается, что бизнес становится проводником важных социальных изменений на пути к гражданскому обществу, где никто не ждёт, что государство или компания придут и всё сделают, а каждый так или иначе участвует в формировании той среды обитания, в которой приятно жить и работать.
Олеся Громовая, начальник управления спецпроектов банка «Зенит», уверена, что это обязанность бизнеса — делать такие программы, которые со временем станут жить самостоятельно, без помощи компании. И у них есть свой повод для гордости: на протяжении почти 20 лет они реализуют программу «Операция улыбка», помогая проводить сложные операции в области челюстно-лицевой хирургии для детей с расщелинами губы и нёба. Сегодня Новосибирск, которому когда-то активно оказывал помощь банк «Зенит» в рамках этой программы, продолжает работу самостоятельно.
Ирина Жуйкова (главный менеджер Управления благотворительных программ Департамента социальной политики «Норильского никеля») и Юлия Зорина (главный менеджер Управления благотворительных программ Департамента социальной политики «Норильского никеля»), рассказали, как «Норильский никель», который в прошлом году стал рекордсменом по количеству потраченных на благотворительность средств (7 млрд руб), пробует различные форматы по вовлечению граждан в благотворительность и поддержке инициатив снизу. Это не только школы социального проектирования и социального предпринимательства, масштабные программы для школьников, но и такие нестандартные форматы как комиксы на тему грантовых конкурсов социальных проектов и другое.
Компания Mail.ru, которая также в прошлом году заняла второе место в номинации «Благосферы», вовлекает граждан в благотворительность своими методами. Их проект «Добро» целиком посвящён тому, чтобы повысить доверие общества к НКО и научить их, что помогать – это просто. Кроме того, Александра Бабкина, директор Добро Mail.ru, рассказала, что у компании есть опыт в виде «Уроков добра» в школах. Правда, это пока не превратилось в стратегическое направление из-за недостатка ресурса. Хотя польза от таких занятий бесспорна: когда люди, непосредственно занимающиеся благотворительностью, эмоционально и подробно рассказывают об этом, они обязательно увлекают других.
Компания «Северсталь», как рассказала Ирина Моисеева, вовлекает местных жителей в волонтерские проекты через советы по молодёжи и волонтёрству на предприятиях, ведет программу развития корпоративного волонтерства.
Компания КПМГ, являясь сервисной компанией, выработала для себя принципиальный подход — вкладываться в инфраструктуру благотворительности, поддерживая сервисные проекты и НКО, а также специализированные конференции. «ЕвроХим» привлекает граждан к общественным слушаниям по развитию городов.
Кирилл Цикун, начальник управления внешних социальных программ и нефинансовой отчетности «Металлоинвеста», рассказал, что их компания организует в различных городах присутствия «Школу полезного действия», куда приглашает поучаствовать не только школьников, но и их родителей.
Участники отмечали, что так или иначе они сотрудничают с учебными заведениями, вовлекая учеников в обсуждения и обучая их социальному проектированию. Татьяна Образцова, первый заместитель директора по связям и коммуникациям СУЭК, отметила, что компания кроме школьников вкладывается в «золотой возраст» (60+), в котором они также видят перспективы для развития благотворительности и верят, что рано или поздно это даст свои плоды.
Юбилейный проект «Лидеры корпоративной благотворительности», стартовавший 27 марта, будет принимать заявки до конца июня. И до этого же времени планирует провести ещё ряд обсуждений важных вопросов в области корпоративной благотворительности.
Подробная информация и дополнительные материалы:
Екатерина Шендрик / pr-менеджер Форума Доноров
+7 499 978 59 93
pr@donorsforum.ru