Коалиция по содействию развитию социальной рекламы в России приглашает к сотрудничеству НКО и экспертов.
Пресс-релиз
АСИ, Москва, 2 апреля 2009 года. Несовершенство российских механизмов создания социальной рекламы и мониторинга ее эффективности, а также проблемы законодательного обеспечения ее размещения в СМИ обсудили 31 марта в Независимом пресс-центре участники первого общего собрания членов Коалиции НКО по содействию развитию социальной рекламы в России.
Некоммерческие, в том числе благотворительные, организации занимаются решением насущных проблем в России: вовлекают общество в социально значимые, благотворительные и добровольческие проекты, ориентирует граждан на здоровый образ жизни, пропагандируют идеи добра, милосердия и толерантности и помогают государству поддерживать благоприятную атмосферу в обществе. С использованием инструментария социальной рекламы эффективность деятельности НКО повышается, однако действующее законодательство не просто не стимулирует подобные инициативы, а предусматривает для них налоговое наказание, обеспокоены члены коалиции.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией таких услуг — рекламораспространителю будет доначислен НДС на сумму, которую он мог бы получить при заключении договора на распространение коммерческой рекламы. В то же время безвозмездно полученные услуги (в данном случае – по распространению социальной рекламы) признаются внереализационными доходами организации, а их рыночная стоимость облагается налогом на прибыль – для большинства НКО он неподъемен, отметили участники встречи.
На встрече также обсуждалась проблема отсутствия общепризнанных стандартов и критериев качества социально значимых сообщений. Это приводит как к засилью неэффективной социальной рекламы, так и к производству и размещению в медиа-пространстве откровенно опасных посланий, например шоковых, отметила доцент Государственного университета — Высшей школы экономики, директор АНО «Лаборатория социальной рекламы» Гюзелла Николайшвили. Отслеживать случаи неэтичной подачи материала в социальной рекламе и критично на них реагировать она предложила членам коалиции. В свою очередь исполнительный директор фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц подчеркнул, что важно не просто заниматься подобной деятельностью, а заниматься ей грамотно: вместо критики негативных образцов и введения цензуры отдавать приоритет образованию заказчиков и создателей социальной рекламы, предлагая им примеры реализации поставленных задач приемлемыми способами. «Если мы покажем, что эффективность шоковой рекламы в России ниже, чем других посланий, — тогда нас услышат», — убежден он. Необходимо инициировать проведение не пользующихся сегодня в России спросом независимых экспертиз социальной рекламы, поддержал коллегу креативный директор Центра рекламных исследований «Гран-При» Владимир Вайнер.
Оба направления – повышение качества социальной рекламы и совершенствование законодательства, ее регламентирующего – являются приоритетными для Коалиции НКО по содействию развитию социальной рекламы в России, подчеркнула директор Фонда социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА» Евгения Алексеева.
В Коалицию НКО по содействию развитию социальной рекламы в России вошли ведущие некоммерческие организации:
Агентство социальной информации, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Лаборатория социальной рекламы, ОО «Детская школа рекламы», АНО «Студио-Диалог», фонды «ФОКУС-МЕДИА», «Подари жизнь», «Линия жизни», «Даунсайд Ап», Благотворительный Фонд поддержки приоритетных стратегий в сфере общественного здравоохранения. Среди партнеров – Некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум Доноров», Центр рекламных исследований Grand Prix (www.1soc.ru), российский филиал Международного центра некоммерческого права, Коллегия юристов СМИ, CAF Россия, Детский фонд ООН (UNICEF).
Говоря о предпосылках создания Коалиции, директор Агентства социальной информации Елена Тополева отметила: «Решать системные проблемы проще сообща». Коалиция приглашает к сотрудничеству НКО и экспертов, имеющих опыт работы в сфере социальной рекламы. Членами Коалиции могут стать в первую очередь некоммерческие организации, работающие в сфере социальной рекламы, заинтересованные в ее развитии и принимающие условия Положения Коалиции НКО по содействию развитию социальной рекламы в России.
Решение о принятии в члены Коалиции принимает Координационный совет Коалиции на основании представленных соискателем материалов, подтверждающих наличие опыта работы в области социальной рекламы, и двух рекомендаций от членов Координационного Совета.
С середины апреля 2009 года будет запущен сайт Коалиции, на котором будет опубликовано положение о Коалиции, информация об организациях, в нее входящих, материалы, связанные с деятельностью коалиции, а также кейсы социальных проектов НКО с использованием социальной рекламы.
Справка. Основные события в истории создания Коалиции НКО по содействию развитию социальной рекламы в России:
6 апреля 2007 года – первая встреча экспертов некоммерческих организаций, инициировавших создание Коалиции. Встреча была посвящена обсуждению рекомендаций круглого стола «О совершенствовании законодательного регулирования социальной рекламы».
22 июня 2007 года – дискуссионная площадка «Социальная реклама как инструмент для развития благотворительности в России: проблемы и перспективы решения» в рамках Форума «Благотворительность в российских регионах: проблемы и перспективы решения» (СПб). Предложения, высказанные в рамках площадки, вошли в обращение участников Всероссийского форума «Благотворительность в российских регионах: проблемы и перспективы развития» для рассмотрения на Совете Общественной палаты Российской Федерации.
22 января 2008 года – предложения некоммерческих организаций по содействию развитию социальной рекламы в России были представлены на II Общероссийском гражданском форуме.
октябрь 2008 года – предложения НКО по оптимизации внесенного 27 августа депутатами Г.П. Ивлиевым, В.Р. Мединским, Т В. Яковлевой законопроекта № 95177-5 «О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе» в части социальной рекламы были направлены в рабочую группу при Комитете Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству и в рабочую группу Общественной палаты РФ по экспертизе проекта ФЗ «О внесении изменений в ст.14 ФЗ «О рекламе».
19 ноября 2008 года – вопросы, касающиеся несовершенства законодательства в области социальной рекламы, обсуждались на дискуссионной площадке «Как повысить доверие к благотворительной деятельности и привлечь новых сторонников: представления организаций и ожидания общества» в рамках Всероссийского форума «Благотворительность в России: проблемы и перспективы развития». Предложения НКО внесены в Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации.
декабрь 2008 года – ознакомившись с новой редакцией законопроекта № 95177-5 «О внесении изменений в статьи 10, 33 и 38 Федерального закона «О рекламе» в части социальной рекламы (законопроект был перевнесен депутатами Д.Ф. Вяткиным, С.В. Железняком, Г.П. Ивлиевым, Г.Н. Кареловой, Р.В. Кармазиной, В.Р. Мединским, Т.В. Яковлевой 16 декабря 2008 года, а 19 декабря 2008 года принят в первом чтении), Коалиция совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО инициировала подготовку письма председателю Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлову с просьбой отложить рассмотрение данного законопроекта во втором чтении и возобновить деятельность рабочей группы при Комитете Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству, а также направить законопроект в Общественную Палату Российской Федерации для проведения экспертизы.
26 января 2009 года – подписанное председателем Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО В.О. Потаниным письмо направлено в Государственную думу РФ Б.В. Грызлову.
12 февраля 2009 года – ответное письмо за подписью председателя ответственного по разработке законопроекта Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федорова с сообщением о том, что для доработки законопроекта деятельность рабочей группы будет возобновлена, было направлено
В.О. Потанину.
февраль 2009 года – подготовленное Коалицией заключение на принятый в первом чтении законопроект вместе с таблицей поправок, рекомендованных Коалицией к внесению, передано в Общественную палату РФ. Подготовленная с использованием предложений Коалиции экспертиза Общественной палаты РФ направлена в Государственную думу РФ.
2 марта 2009 года – в рамках круглого стола «Новые роли медиа: как СМИ продвигают благотворительность? Актуальные подходы к подаче благотворительной темы, борьба за социальную рекламу и другие современные практики» V ежегодной конференции «Благотворительность в России» состоялось обсуждение недостатков принятого в первом чтении законопроекта. Мнение Коалиции о необходимости доработки законопроекта поддержал один из его инициаторов — депутат Государственной думы РФ
В.Р. Мединский.