Новости: Новости Форума

Музеи задумались о целевых капиталах

Миниатюра

Каковы инструменты финансовой независимости музеев, в чем особенности фонда целевого капитала для музея, как его правильно формировать и успешно пополнять – эти и многие другие вопросы обсудили участники прошедшего в минувшую пятницу в Москве мастер-класса Форума Доноров «Как работает эндаумент? Фандрайзинг и инструменты финансовой устойчивости».

Мероприятие состоялось в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД» в рамках Фестиваля «Музейный гид», проводимого Благотворительным Фондом Владимира Потанина. Для участия в секции Форума Доноров был приглашен Джон Багли (John Baguley), директор Международной консалтинговой компании по фандрайзингу (International Fundraising Consultancy), Великобритания. Секция состоялась при поддержке ЗАО «Газпромбанк – Управление активами».

Эндаумент (целевой капитал) является одним из инструментов финансовой устойчивости, который активно используется передовыми музеями во многих странах мира. С момента принятия в России Федерального закона о целевых капиталах прошло более четырех с половиной лет. За это время было создано около 70 организаций, имеющих возможность формировать целевые капиталы (эндаументы), из них около 40 организациям уже удалось это сделать. На сегодняшний день подавляющее большинство целевых капиталов создано для поддержки ВУЗов и только 8 эндаумент-фондов – для поддержки организаций, работающих в сфере культуры и искусства. Из них самые известные – фонды Эрмитажа и ГМИИ им.Пушкина.

В условиях реформирования бюджетной сферы внебюджетные источники финансирования организаций начинают играть определяющую роль в поддержании их устойчивости. Впервые за историю развития фондов целевых капиталов в России мастер-класс был посвящен эндаументам музеев и собрал на одной площадке экспертов в сфере культуры и искусства.

Открывая секцию, Исполнительный секретарь Некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров», Наталья Каминарская отметила, что многие музеи мира практикуют создание целевых капиталов, поскольку это позволяет осознаннее и эффективнее подойти к вопросам управления организацией, успешности культурного учреждения, его востребованности. «На секции мы постарались решить две задачи: проинформировать представителей музейного сообщества о возможностях использования такого инструмента как эндаумент, и показать эффективные направления деятельности по сбору средств в фонды целевых капиталов. Мы постарались осветить весь механизм эндаумента таким образом, чтобы он стал максимально понятным и удобным. Судя по интересу участников, нам это удалось. Приятно, что многочисленные конкретные вопросы нам задавали не только представители крупных российских музеев, а все, кто уже серьезно задумался на тему создания целевого капитала, кто рассматривает эндаумент как эффективный инструмент финансовой устойчивости», — заявила Н.Г.Каминарская.

Представители российских музеев узнали о стратегии в привлечении средств из разных источников, об увеличении существующего капитала. Узнали, чем привлечение средств в целевой капитал музея на долгосрочные проекты отличается от фандрайзинга на текущие проекты. Участники секции обсудили, как успешно проводить масштабные кампании по привлечению средств и какие фандрайзинговые технологии использовать.

По словам Джона Багли, «Фандрайзинг — это непрекращающийся путь. Тем, кто строит целевой капитал, необходимо провести серьезную подготовительную работу, составить план кампании по сбору средств на несколько лет, и проанализировать все возможные источники их поступления. И здесь — главное отличие фандрайзинга на целевой капитал от поиска средств на каждодневную деятельность: вы планируете собирать и расходовать эти средства долго, часто — без ограничения времени». Рассказывая о донорах, Джон подчеркнул, что они — всегда рядом. И надо очень внимательно смотреть и не пропускать ни одной возможности привлечь «своего» жертвователя. Но главная и самая важная часть работы каждой организации, привлекающей жертвователя, — сказать ему спасибо и выполнить все обязательства, взятые на себя при получении средств. «Отношения с донорами надо культивировать, в них надо инвестировать время и средства. Тогда можно рассчитывать и на очень важную в мире практику — привлечение средств завещаний в целевой капитал», — отметил эксперт.

Людмила Пантелеева, директор инвестиционного департамента, ЗАО «Газпромбанк – Управление активами», акцентировала внимание участников секции на том, что «в соответствии с требованиями 275 ФЗ целевой капитал считается сформированным с момента передачи его в доверительное управление управляющей компании. Таким образом, управляющая компания является неотъемлемым элементом в системе функционирования эндаумент-фонда». На сегодняшний день взаимодействие управляющих компаний и фондов целевых капиталов уже подкреплено значительным опытом сотрудничества, который можно признать успешным. Управляющие компании со всей ответственностью и пониманием специфики относятся к клиентам — фондам ЦК, понимая, что от результата их деятельности по управлению этими активами напрямую зависит реализация социально-важных проектов. «Несмотря на то, что сегодня большая часть «управляемых» целевых капиталов принадлежит ВУЗам, опыт такой работы может быть легко транслируем и на эндаументы в сфере культуры и искусства», — отметила эксперт.

Эльвира Алейниченко, руководитель реализуемой с начала 2009 года программы Форума Доноров «Целевые капиталы», подчеркнула: «Очень важно, что музеи всерьез задумываются над созданием эндаумент-фондов, над своей финансовой независимостью. Это важнейший системным шаг в развитии современного культурного учреждения. Успешных международных примеров этому много: Метрополитен-музей (The Metropolitan Museum of Art), Британский музей (The British Museum) и многие другие».

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.