Новости: Новости Форума

Реформировать образование? Как? Опыт Грузии на Специальной встрече Форума Доноров

Миниатюра

12 июля состоялась очередная Специальная встреча Форума Доноров. Профессор Тбилисского государственного университета рассказал об опыте Грузии в реформировании системы образования.

При поддержке Фонда «Наследие Евразии» в Москве состоялась встреча с известным грузинским политологом, профессором Гия Жоржолиани. Он рассказал о последствиях реформ в образовании, которые во многом напоминают российские. Мероприятие открыли Наталья Каминарская, Исполнительный секретарь Форума Доноров, и Елена Яценко, Президент Фонда «Наследие Евразии», которые представили участников мероприятия – членов ФД и поделились своими ожиданиями от встречи.

Г-н Жоржолиани приехал в Москву по приглашению Фонда «Наследие Евразии» для консультаций по новому международному проекту «Учитель из России». Проект направлен на формирование волонтерского корпуса преподавателей для школ стран СНГ, поддержку русского языка, культуры, образовательных традиций, присущих русской школе.

Дискуссия началась с того, что Гия Георгиевич рассказал о современной социально-экономической ситуации в Грузии. Были озвучены цифры, помогающие оценить условия, в рамках которых осуществлялось реформирование системы образования в стране.

Остановившись подробнее на реформе образования, Гия Георгиевич отметил, что нововведения начались при Александре Ломая, который был министром образования в период с 2004 по 2006 гг.

В качестве основных моментов в реформировании образования спикер отметил следующие:

1. «Ваучеризация» образования. Каждый ученик получает «ваучер» и имеет право выбрать любую школу. Финансирование школьного образования в Грузии – «подушевое». Каждый выпускник школы также получает «ваучер» на оплату высшего образования. Для выпускников существует три типа «ваучеров»: 100%, 50% и 30%, их получение зависит от успеваемости школьников.

2. «Лототрон». Для директоров и преподавателей школ были организованы конкурсы. По результатам тестов выбирались директора для образовательных учреждений. Могло оказаться так, что выбранный автоматической системой директор, должен вступать в руководство школой в 200 км от его проживания. В 2009г. от этой практики отказались.

3. «Оптимизация». Многие школы закрывались, укрупнялись, данные процессы были связаны, в том числе, с практикой «Good Governance».

4. Либеральный уклон в содержании образовательного процесса. Уменьшение объема преподавания фундаментальных знаний. Переориентация на навыки.

5. Введение ЕГЭ (обязательные предметы: грузинский язык, общие навыки (аналог американского теста SAT), математика, история). Школьные экзамены были практически упразднены.

6. Краткосрочные контракты для учителей. В основном – годовые.

В этом году Министерство образования и науки Грузии стало предпринимать отдельные шаги назад. А именно: вернулись выпускные школьные экзамены. Но как результат, из 30 000 выпускников этого года — часть школьников провалила забытые биологию, химию и т.д. Краткосрочные контракты с учителями остались. «Ваучеры» продолжают существовать. С прошлого года запущен проект «Обязательный английский язык в школе». Проект долгосрочный и рассчитан на пять лет. О результатах пока говорить рано, но носители языка, в основном из Северной Америки и Канады работают в паре с грузинскими преподавателями и ставят целью не только обучить языку школьников, но и поделиться методиками преподавания с местными учителями. Гия Георгиевич посетовал, что положение с преподаванием в Грузии русского языка ухудшилось. Русский изучается только в 2-3 классах, а затем следует перерыв до 7-го класса, за который дети с успехом могут забыть начальные знания. Более того, в связи с постоянным изменением приоритетов, сейчас есть определенный процент школьников, которые плохо говорят хотя бы на одном языке.

Перейдя к оценке реформ в высшей школе и науке, профессор факультета социально-политических наук Тбилисского госуниверситета, подчеркнул, что ранее существовавшие 22 факультета университета, объединены в 6, причем эти слияния в большинстве случаев необъяснимы. Тремя словами профессор старейшего университета Грузии описал нынешнее положение высшего образования и научных институтов в стране: модернизация, слияние, упразднение. Наука до 2003 года была сосредоточена в Академии наук. За последние 20 лет в Институт Востоковедения ГАН были приняты лишь 3 новых м.н.с.! С 2005 года начались разговоры о реформировании Академии Наук: был взят курс на сближении с ВУЗами.

Подводя итоги встречи, г-н Жоржолиани подчеркнул, что конечно, ни одну существующую модель нельзя перенести на другую почву, какой бы совершенной эта система ни была. Всегда надо учитывать традиции, культуру, социально-экономические условия. Он также выразил надежду, что обязательное введение английского языка в школах, не приведет к исчезновению русскоговорящего населения, и культурные традиции, связанные с Россией продолжатся.

Благодарим Фонд «Вольное дело», любезно предоставившего площадку для мероприятия. Следующая Специальная встреча ФД состоится 18 июля (понедельник), на которой выступит Дженни Ходжсон — директор Глобального фонда развития фондов местных сообществ. Бывший содиректор CAF Россия поделится историями успеха и обозначит содержательные аспекты отношений частных фондов и местных сообществ.

Подробное описание встречи, статистические данные, которые озвучивал г-н Жоржолиани, вы сможете найти в Протоколе, размещенном на специальной странице сайта (только для членов Форума Доноров): www.donorsforum.ru/profile/login

Также прочитать о мероприятии вы можете:

• На портале «Педсовет.org»

• В воскресенье на волнах радиостанции «МИР» в программе «Азбука благо­твори­тель­ности: делаем вместе» слушайте интервью с Гией Георгиевичем Жоржолиани. Скачать прошедшую передачу вы сможете здесь

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.