Новости: Новости Форума

«Серебряная волна»: на форуме «Интермузей» прошла дискуссия об активном долголетии в музеях

Миниатюра

OE2A9840 copy
Сессия «Серебряная волна. Музей как площадка для активного долголетия» объединила специалистов Третьяковской галереи, Государственного художественного музея Ханты-Мансийска, Еврейского музея и центра толерантности в Москве, проекта «Московское долголетие», а также «серебряного волонтёра» Пушкинского музея Нонну Тарасенко. Модератором выступила директор по развитию Форума Доноров Светлана Саркисова. «Серебряные волонтёры» — так называют волонтёров старше 60 лет. Вовлечение добровольцев серебряного возраста стало развиваться в России сравнительно недавно и получило новое дыхание, когда к этому направлению присоединились музеи. Они создают свои площадки для людей старшего возраста, реализуют межмузейные проекты, привлекают муниципалитеты. Недавнее обсуждение, которое прошло на форуме «Интермузей», показало, что профессионалам важны такие дискуссии для обмена опытом, практиками и решением проблем.

Создаём сообщество волонтёров

До сих пор проекты по привлечению «серебряных волонтёров» в музей вызывают вопросы. Но мы говорим не просто о привлечении добровольцев к работе музея, а о создании сообщества, о самореализации.

Использование уникальных знаний и опыта очень важно для людей старшего возраста. Например, Третьяковская галерея готовит к открытию музей художника Павла Корина. Вместе со студентами Высшей школы экономики, которые проходят практику в музее, сотрудники разработали аудиогид по Хамовникам, где стоял дом Корина. Но это не историческая справка о районе, а воссоздание Хамовников 1932–1967 годов — периода, когда там жил художник: звуки, рассказы очевидцев, бытовые подробности вроде той, в какие магазины ходили жители. И здесь возник вопрос: как найти очевидцев? Музей обратился к проекту «Московское долголетие», который уже несколько лет работает с людьми серебряного возраста. Именно там удалось познакомиться с теми, кто жил в Хамовниках в начале и середине прошлого века. Аудиогид удалось записать, и сейчас он под названием «Будем соседями! Корин» лежит на платформе izi.travel. Татьяна Гафар так же, как и коллеги, отметила важность самореализации и востребованности знаний и опыта. Если их не применять и не актуализировать, «это очень сильно травмирует человека: он столько жил, столько трудился — и что же дальше?»

Заместитель директора ГБУ «Московское долголетие» Алла Семёнышева привела пример партнёрства с Музеем Москвы, Музеем парка «Зарядье» и Центром Гиляровского. Там выставляются картины художников, которые начали писать только в серебряном возрасте. «Когда обычный человек — может быть, инженер в прошлом, — выходя на пенсию начинает рисовать, а потом видит свои работы в центральных музеях города, это очень важно и для самореализации человека, и для его самооценки. Это гордость для всей семьи и для самого проекта «Московское долголетие».

Координатор образовательных программ Еврейского музея и центра толерантности Никита Пирлик рассказал о нескольких проектах для серебряных волонтёров и отметил, что участники были очень «заряжены». Но не только они — дети и подростки тоже уходили со встреч невероятно вдохновлёнными. Дело в том, что один из проектов Центра толерантности посвящён межкультурному взаимодействию для подростков, и там волонтёры — наставники и кураторы групп. «Мы обозначаем программу, мы даём базу, в рамках которой они проводят занятия — естественно, мы их к этому готовим: мы проводим небольшой образовательный курс. И, конечно, сотрудники Центра толерантности находятся рядом с волонтёрами на площадке. И вы знаете, как у них горят глаза! Это просто невероятно, это надо увидеть». Подростки же уходят с площадки воодушевлёнными: кроме самой программы, для них важно взаимодействие с людьми серебряного возраста. Для волонтёров важно также и то, что их жизнь становится гораздо интереснее — этим поделилась волонтёр ГМИИ им. Пушкина Нонна Тарасенко.

Светлана Саркисова рассказала о проекте Форума Доноров «Будущее инклюзии», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Одно из основных направлений проекта — обмен лучшими практиками в сфере активного долголетия и создание площадки для реализации новых проектов и программ.

Расширяем границы через партнёрство

Татьяна Гафар затронула вопрос партнёрства и партисипаторных практик. Она отметила, что очень часто музеям для реализации проектов и нового видения не хватает партнёров извне. Внутри профессионального сообщества происходит обмен, но не всегда он достаточен для расширения границ. Необходимо работать с НКО, муниципалитетами, бизнесом, другими культурными институциями. О практике межмузейного проектирования Татьяна рассказала на примере проекта «Музейный СтарТрек». В его подготовке и проведении участвовала не только Третьяковская галерея, но и Музей обороны Москвы, Музей космонавтики и Музей-заповедник «Царицыно». Кроме того, в проекте активно участвовало «Московское долголетие». «Музейный СтарТрек» привлекал людей серебряного возраста не просто как посетителей, а как соавторов новых программ. Эти программы создавались для разных аудиторий, но одной из основных были сверстники участников проекта. Встречи-лаборатории позволили москвичам стать активными участниками музейной жизни, актуализировать свои воспоминания, найти точки соприкосновения личных историй и большой истории. Для каждого из музеев-участников была разработана программа. Например, для Царицыно это стал квест, а для Третьяковки — аудиогид по выставке «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985».

Совместные инициативы могут быть и не такими масштабными, но такими же интересными. Государственный художественный музей Ханты-Мансийска привлекает спортивные организации для работы с аудиторией 60+. Три раза в неделю люди серебряного возраста занимаются с инструктором скандинавской ходьбой, а после этого идут в музей на лекции. Кроме того, в рамках программы «Открытый мир искусства» проводятся мастер-классы, творческие встречи, экскурсии и музейные занятия. Об этом рассказала учёный секретарь музея Юлия Мельникова «Ханты-Мансийск — небольшой город, у нас 110 тыс. жителей. Из них 20% — люди пожилого возраста. На занятия «Открытого мира искусства» приходят 2500 человек, это 10%. Наша задача — охватить все 20%. Мы активно работаем в этом направлении». Музей привлекает и сотрудников из других отделов: почти у каждого из них есть хобби: биатлон, рыбалка, игра на барабанах — и они активно рассказывают о своих увлечениях. Этот проект получил название «Неожиданный музей».

Организуем систему финансирования

Много времени на сессии было посвящено обсуждению финансовой стороны работы музеев. Юлия Мельникова отметила, что всё получилось далеко на сразу, но о программах удалось договориться: музей убедил Департамент в том, что бесплатные занятия для 2500 человек будут покрыты внебюджетными занятиями. Музейное сообщество иногда сталкивается с непониманием со стороны муниципалитетов. По словам участников сессии, нужно говорить о социальном эффекте таких проектов. Городу нужно закладывать средства не только на программы физического, но и психологического, эмоционального здоровья. Для получения финансирования необходимо работать не только со своим учредителем, но и создавать межведомственные связи. Это не всегда легко, но очень важно. «После «Музейного СтарТрека» и других проектов волонтёры остались в музее», — говорит Татьяна Гафар. «Они фактически стали амбассадорами. Они создали свой клуб. Они разрабатывают для нас свои программы и на Ночь музеев, и на Ночь искусств. Они получают площадку для того, чтобы продемонстрировать результат своего труда. Это тоже очень важно. Но мы, к сожалению, до сих пор не нашли финансовую модель и продолжаем её искать».

Участники перечислили несколько вариантов финансирования, которые возможны сегодня: государственные деньги, гранты и благо­твори­тель­ные программы бизнес-структур. Проблема здесь в том, что гранты обычно выдаются на конкретный проект, а когда проект заканчивается, заканчиваются и деньги. Кроме того, некоторых сотрудников и директоров музеев смущает быть «просителями». «Пока вопрос финансирования не будет решён на государственном уровне, мы снова вынуждены будем идти в условный Газпром и просить деньги на отдельные проекты, — высказала сожаление сотрудница одного из курских музеев. — И есть госзадание… Программы для людей серебряного возраста должны быть прописаны в нормативно-правовых актах, тогда будет возможна беспрепятственная работа». Однако участники дискуссии не согласились: «Коллеги, нет ничего плохого в том, чтобы пойти к бизнесу, поговорить и взять у него ресурсы. Это не просто норма, а развитие партнёрства. Нельзя всё время зависеть от одного кошелька — государственного. Партнёрство — это не унижение».

Директор Центрального государственного музея Томской области отметила, что возможности, которые есть в Москве не всегда есть в других регионах. «Было бы здорово, если бы вы смогли разработать программы для нас и для сотрудников муниципалитетов», — обратилась она к спикерам. Региональные музеи готовы учиться и запускать проекты для разных аудиторий, в том числе, для серебряной, но у них не всегда есть ресурсы и понимание того, как это делать. Фандрайзинг, проектный менеджмент и развитие партнёрских отношений — очень важные составляющие для разработки и запуска программ. Столичные музеи действительно могли бы принести большую пользу коллегам. «Даже петербургские музеи сталкиваются с вопросом, как организовать занятия для людей старшего возраста», — отметил Никита Пирлик.

«Это непросто, — согласилась Татьяна Гафар. — Но не значит, что по этому пути не нужно идти. Важно соизмерять возможности и дополнительные риски. И тогда всё получится».

IMG_6727

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.