В Галерее Синара Арт слушатели первого потока просветительской программы «Школа кураторов» защитили итоговые проекты. В состав экспертной комиссии вошли заведующая лабораторией экспертизы и реставрации УрФУ, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Тамара Галеева, эксперты Анна Филосян и Дарья Маликова, куратор проекта, арт-директор Галереи Синара Арт Юлия Борзенкова и президент Благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая. Они оценивали работы участников по трем основным критериям: актуальность идеи и ее визуальное воплощение, интересный кураторский текст, грамотная работа с фондом Галереи Синара Арт.
Из 21 финальной презентации члены жюри выбрали трех победителей, чьи идеи будут воплощены в ближайшее время. Проект «Как на Урале гвозди куют» Людмилы Чечулиной будет представлен в историческом флигеле Галереи Синара Арт с 12 апреля. Работа Анны Корневой «Свержение идолов» посвящена развитию образов в искусстве – она разместится на сайте «Арт-платформы». Специальным призом отмечена «Жизнь сейчас» Елизаветы Бебениной – проект будет реализован в Галерее Синара Арт в рамках программы поддержки молодых художников «Новость» в конце 2023 года.
– В своей работе я сделала акцент на уральскую идентичность и творчество локальных художников. Во время подготовки открыла для себя целый мир новых имен и произведений, – рассказала Людмила Чечулина.
Напомним, в декабре 2022 года БФ «Синара» и Галерея Синара Арт объявили отборочный этап. Соискателям необходимо было написать творческое эссе о роли куратора в искусстве. Из почти ста претендентов эксперты отобрали 48 авторов, которые стали участниками школы. Средства на реализацию проекта были собраны в ходе фандрайзинговой акции среди сотрудников Трубной Металлургической Компании.
– «Школа кураторов» – это не первая программа, которую Благотворительный фонд «Синара» реализует совместно с Галереей Синара Арт. Этот проект не только про искусство, но и про творческое развитие и просвещение. Формирование кураторов как проводников более ярких и глубоких смыслов – это востребованная и актуальная задача, объединяющая в создании представителей творческих специальностей, – отметила Наталья Левицкая.
Теоретический и практический курс длился три месяца. Формат программы предусматривал лекции, мастер-классы, воркшопы, а также индивидуальную работу слушателей с экспертами. Участники школы узнали о способах исследования целевой аудитории в области современного искусства, актуальных кураторских и художественных практиках, методах экспертизы, особенностях работы с музейными фондами и каталогами, процессом написания исследовательских и критических текстов и другое.
– Полученные знания и навыки дали слушателям не только теоретическое, но и практическое понимание работы куратора и галерейного дела. Участники узнали, как создаётся выставочный проект и с точки зрения концепции, и с точки зрения организации всех необходимых процессов, приобрели навыки анализа аудитории, написания исследовательского текста, а также понимание, как работает медиация в пространстве современного искусства. Участники «Школы кураторов» могут уже сейчас применять свои знания в качестве медиаторов, культурных обозревателей, экскурсоводов и, конечно, пробовать свои силы в кураторских проектах и взаимодействии с культурными институциями, — рассказала Юлия Борзенкова.