Почему сейчас не время бизнесу заниматься благотворительностью и вкладываться в КСО, а необходимо развернуться в сторону импакт-инвестиций и реализовывать социальные проекты в русле национальных целей развития? Ответы — в колонке Виктории Якимовой, президента БФ «Гольфстрим».
В период турбулентности, с учётом приоритетов социально-экономической политики, определённых концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, бизнес нуждается в новых подходах в реализации социально значимых проектов, — когда вкладывают деньги, ориентируясь на то, какие положительные изменения привнесёт компания в социум и одновременно на бизнес-результат (финансовый или нефинансовый).
Благотворительность в привычном понимание этого слова — не предполагает выгоду для бизнеса. При вложениях в КСО эффект измеряются преимущественно в сфере PR, HR и не проводят оценки социального эффекта для общества, отдельных категорий граждан, экологии. Об ESG в последние годы много говорят, но не все понимают, что это и не все применяют.
Говоря об импакт-инвестициях, мы говорим о сотрудничестве с некоммерческими организациями, которые умеют оценивать социальный эффект, реализовывать экономически целесообразные проекты с достижимым, измеримым и долгосрочным результатом.
Благотворительный фонд «Гольфстрим» уже несколько лет совместно с крупными бизнес-партнерами реализует импакт-проекты. Для компаний это всегда понятные финансовые и нефинансовые результаты, долгосрочная выгода и для бизнеса и для общества и/или окружающей среды, налоговые льготы, дополнительный PR, вклад в HR-бренд. Даже если проект реализовался годы назад, в случае с импакт- проектами польза их очевидна и измерима, известно количество благополучателей и качественные изменения в их жизни.
Например, если развивать территорию присутствия через оснащение родильных домов или школ, можно подсчитать, сколько благополучателей пользовались этим оборудованием в этом году и сколько будут пользоваться через пять лет, можно спрогнозировать какие риски есть при поставке оборудования и предположить какие непредвиденные эффекты могут быть и зафиксировать их. Или, например, если было отремонтировано здание какого-либо социального учреждения, мы можем понять сколько пользы оно принесет в ближайшие 10 лет. Импакт-инвестиции – это не всегда большие вложения, но всегда измеримая польза.
Говоря про PR-потенциал данных проектов, — это всегда измеримые показатели в виде охватов и цитируемости, особенно сотрудничая фондом «Гольфстрим».
Импакт-инвестиции – это также несомненная польза для HR-бренда и сотрудников компании, так как подобные проекты часто вовлекают в них сотрудников и выявляют лидеров в компаниях.
Импакт-проекты — это еще всегда уникальные проекты с характерным для компании месседжем (сообщением), признаваемые обществом в целом или социальной группой.
За последние годы благотворительный фонд «Гольфстрим» реализовал не мало импакт-проектов. Это и помощь в развитии территорий присутствия, например, оснащения больниц, школ, парков, спортивных площадок, оценка и обеспечение доступности учреждений производств, а также образовательные проекты на различных территориях страны. Другой вариант проектов – конкурсы корпоративных волонтерских грантов, где фонд выступает оператором или как эксперт.
Так почему же бизнесу нужно именно сейчас обратить внимание на импакт-проекты? И что это такое? Прежде всего импакт-проекты выгодно отличаются от благотворительности тем, что благотворительность не приносит выгоды для бизнеса, а импакты – да, их социальный эффект всегда достижим и измерим в отличие от КСО.
В импакт инвестициях очень короткий и четкий чек-лист, по которому можно проверить, действительно ли ваш проект про выгоду и для общества, и для бизнес-результата или он этим критериям не соответствует? И что нужно сделать.
Благотворительный фонд «Гольфстрим» сотрудничает с крупными игроками рынка, такими как РусГидро, Сбербанк, покинувшей нас Coca-Cola и другими.
Все проекты фонда «Гольфстрим» в партнерстве с крупными компаниями — это всегда про дополнительную экономию ресурсов, помимо гарантированного социального эффекта для конкретной категории благополучателей.
*Импакт-инвестиции – это инвестиции бизнеса в национальные проекты России с достижимым, измеримым социальным или экологическим эффектом одновременно с бизнес-результатом (финансовым или нефинансовым).
Импакт-инфестициями бизнес может показать свою солидарность с государством, свою социальную ответственность.