Благотворительный фонд «Система»: Art & Science в Русском музее

В Восточном павильоне Михайловского замка в рамках проекта «Современное искусство и наука: границы синтеза» при поддержке Благотворительного фонда «Система» и цифровой экосистемы МТС открылся образовательно-выставочный проект «Модуляции: свет, звук, движение», созданный Русским музеем совместно с Центром Art & Science Университета ИТМО. На нем представлены звуковые и визуальные объекты, позволяющие изучить психофизиологию человека, деконструкцию технологических объектов и многое другое. Посетители узнают, как звучат грибы, как выглядят скульптурные слепки человеческих эмоций, а также совершат звуковое путешествие по тропинкам антарктического оазиса.
В открытии приняли участие заместитель генерального директора Русского музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова, президент Благотворительного фонда «Система» Лариса Пастухова, директор филиала МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Александр Соловенчук, руководитель Центра социальных и благо­твори­тель­ных программ МТС Ольга Юркова, директор Центра Art & Science Университета ИТМО Елизавета Менис, ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея Анна Пейчева, руководитель кураторского отдела Центра Art & Science Университета ИТМО Христина Отс.

Фото-3

В залах Восточного павильона Михайловского замка представлены объекты современных художников, развивающих направление art & science: интерактивные и иммерсивные инсталляции, светозвуковые объекты. Объекты выставочного проекта предстают как формы научно-технологического опыта, которые размывают границы между звуковой и визуальной средами. Художники сосредоточились на исследовании синергии искусства, науки и технологий: от работы в лаборатории с учеными до исследования электронных медиа и искусственного интеллекта.
«Проект “Современное искусство и наука: границы синтеза” – это многокомпонентный проект, частью которого стала экспозиция “Модуляции”, созданная с Центром Art & Science Университета ИТМО. В рамках этого выставочного проекта планируется большая лекционная программа от специалистов Русского музея и Центра Art & Science – лекции, перформансы, арт-медиации. В рамках проекта нам важно говорить о современном искусстве и новых технологиях: где проходит граница взаимодействия искусства, науки и технологий, как технологии входят в музейное пространство», – отметила заместитель генерального директора Русского музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.

Кроме того, в рамках проекта зрители увидят цифровые произведения участников образовательной платформы для развития детского творчества в цифровой среде «Поколение М», сгенерированные нейросетью в облаке CloudMTS. Нейросеть позволила юным художникам использовать возможности искусственного интеллекта в качестве помощника, чтобы дописать и усовершенствовать свои творческие работы в стиле великих мастеров.
«Сегодня сервисы на основе нейронных сетей становятся привычными помощникам человека: искусственный интеллект развивается и интегрируется в системы здравоохранения, образования, промышленности и досуга. Запрос от молодёжи на изучение возможностей и эффективных алгоритмов использования искусственного интеллекта очень высок. Мы это могли наблюдать по большому количеству участников на онлайн-платформе «Поколение М». Конечно, это только начало пути, и чтобы освоить в достаточной мере нейросети, нужно гораздо больше времени, и мы вместе с проектом МТС «Поколение М» будем помогать ребятам грамотно использовать технологии для своего развития», – рассказывает директор по инновациям и развитию бизнеса CloudMTS Данила Егоров.

АФК «Система» с 2004 года выступает одним из главных партнеров Русского музея. За это время было реализовано множество культурных, просветительских и иных проектов музея. Одним из ключевых направлений стало развитие цифровых проектов музея с использованием современных подходов и технологических решений, соотносящихся с вектором цифровой трансформации Минкультуры РФ. В 2023 году стартовала реализация цифрового выставочно-образовательного проекта «Современное искусство и наука: границы синтеза», в рамках которого проходит цикл лекций о современном научно-технологическом искусстве совместно с центром Art & Science Университета ИТМО.

«За годы партнерства Благотворительный фонд «Система» поддержал огромный спектр музейных проектов – выставочных, инклюзивных, образовательных, цифровых – все они были по-своему уникальны. Проект «Современное искусство и наука: границы синтеза» не стал исключением. Открывая музейные пространства для молодых художников, работающих с современными аудиовизуальными технологиями, мы создаем отраслевой прецедент, давая возможность зрителю расширить привычные представления о классическом музее, который, сохраняя бесценные шедевры нашего исторического наследия, дает дорогу молодежи, возможно, будущим классикам», – подчеркнул руководитель блока культурно-просветительских проектов Благотворительного фонда «Система» Сергей Александров.
Основной фокус выставочного проекта – попытка проследить совместную эволюцию изображения и звука, представляющих центральный мотив современной аудиовизуальной культуры. Авторы сосредоточились на исследовании истории электронных медиа и критическом переосмыслении истории медиаискусства.

В рамках проекта показаны работы художников: Надежды Бей, Киры Вайнштейн, Николая Голикова, Киры Горшковой, Олега Гудачева, Екатерины Кулаковой, Марии Купцовой, Александры Михайловой, Марины Музыки, Андрея Свибовича, Дарьи Смахтиной, Алины Федотовой и других.
Проект продлится до 10 марта и будет сопровождаться насыщенной образовательной программой.
Куратор образовательно-выставочного проекта «Современное искусство и наука: границы синтеза» – ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея Анна Пейчева. Кураторы выставочного проекта «Модуляции: свет, звук, движение» – руководитель кураторского отдела Центра Art & Science Университета ИТМО Христина Отс и кандидат физико-математических наук, художник Сергей Костырко.

Информация по образовательной программе:
Образовательная программа, подготовленная Российским центром музейной педагогики и творческих инициатив Русского музея совместно с Центром Art & Science ИТМО, будет направлена на изучение истории и современных форм научно-технологического искусства. Посетителей ждут лекции от ведущих методистов и научных сотрудников Русского музея: Анны Пейчевой, Анастасии Карловой, Марии Салтановой, Алексея Бойко, Олеси Туркиной; арт-медиации, экскурсии от экспертов в области art & science, а также увлекательные перформансы от современных художников. Посещая мероприятия публичной программы, посетители узнают, как выглядят волны активности мозга современного композитора Настасьи Хрущевой, как звучит интернет, о чем поют грибы и многое другое.

10 февраля пройдет аудиовизуальный перформанс InsideOut.Imprint, созданный группой художников: Марией Купцовой, Мариной Музыкой, Дарьей Смахтиной (ἐphemera ONE), в коллаборации с Данилом Карамушкиным и спродюсированный Егором Звездиным и Марго Бор (ArtMix). Художниками разработана экспериментальная логика создания художественных объектов, представляющих собой «отпечатки» сначала проигранного, а затем пережитого композитором музыкального произведения. Записи музыкальных произведений кодируются в виде объемных цифровых слепков, формы и текстуры которых передают динамику и неповторимую геометрию звука. Цифровые объекты приобретают тактильность в форме керамических скульптур, напечатанных при помощи технологий аддитивного производства, становясь частью выставочного пространства. На перформансе современный композитор Настасья Хрущева будет исполнять фрагменты из своих произведений «Русские тупики» и «Книга печали и радости» в переложении для фортепиано. Это примеры новой академической музыки, где представлена широкая эмоциональная амплитуда. В процессе исполнения на музыканте закрепляются сенсорные нейродатчики, которые передают информацию о мозговой активности компьютеру. Медиа художник, используя специальное программное обеспечение, в реальном времени трансформирует их в визуальные паттерны, которые преобразуют отпечатки музыкальных произведений в эмоциональные слепки, формируя уникальный образ в каждый момент времени. Таким образом, рождается система эмоциональной коммуникации музыканта и зрителя, выраженная через визуальные и скульптурные композиции.

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.