18 сентября в пресс-центре МИА «Россия сегодня» Благотворительный фонд «Система» совместно с Российским обществом «Знание» при поддержке Российской академии наук и цифровой экосистемы МТС дал старт осеннему сезону просветительского проекта «Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего» — серии видеоуроков, направленных на знакомство школьников и студентов с передовыми российскими технологиями и актуальными профессиями в различных отраслях экономики. Участники пресс-конференции обсудили, как профориентация помогает молодежи выбрать карьерный путь – и как сотрудничество образовательных организаций и бизнеса делает профориентационные проекты более эффективными.
Вместе с учеными и представителями передовых компаний страны школьники и студенты познакомятся с перспективными профессиями и технологиями, которые уже сегодня создают наше будущее. В рамках цикла онлайн-уроков ведущие студии Российского общества «Знание» – школьники, студенты, молодые ученые и специалисты – расскажут о современных технологиях в области ИТ, фармацевтики и генетики, электронной коммерции и энергетики, а также покажут на примерах ведущих компаний передовой опыт России в области высоких технологий.
«Сегодня технологии развиваются стремительно, появляются новые сферы деятельности, в которых уже сейчас нужны профессионалы. Важно рассказывать молодым людям о зарождающихся нишах, чтобы они могли оценить перспективы будущего и выстроить свою карьерную траекторию. Уроки – это контент не только для молодежи, но и созданный вместе с ней. Ведущие, специальные корреспонденты, которые отправляются на современные российские предприятия и в лаборатории – это школьники и студенты, которые задают вопросы, интересные им и их сверстникам – как устроено производство, как работает та или иная технология, на кого стоит пойти учиться, чтобы работать в новой отрасли. Наша совместная с Благотворительным фондом «Система» задача в этом проекте – показать ребятам, что для них открыто множество возможностей для самореализации и развития», – отметил первый заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Дмитрий Рыбальченко.
Уроки будут интересны не только школьникам и студентам, которые смогут познакомиться с востребованными профессиями на рынке труда, узнать, где продолжить обучение, и познакомиться с крупнейшими работодателями страны – цифровой экосистемой МТС, «Segezha Group», электротехническим холдингом ERSO, АО «БЭСК», Группой «Эталон», ГК «МЕДСИ», CLT-Development, Natura Siberica, «Биннофарм Групп», Система-БиоТех, Sitronics Group и др., но и педагогам, которые смогут использовать Уроки в качестве методических материалов для подготовки профориентационных занятий в школах, колледжах и вузах.
«Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего» – продукт, который мы создавали с ведущими работодателями нашей страны. Это качественный образовательный контент для школьников и обучающихся колледжей и одновременно полезный дидактический материал для самих педагогов. В сьемках Уроков принимали участие молодые ученые РАН и РАО, специалисты и руководители российских компаний. Ведущие выездных сюжетов – выпускники проекта «Лифт в будущее» – побывали на производственных площадках, закрытых лабораториях, в самом сердце российских компаний. Большая и интересная подготовительная работа получилась. Теперь продукт такой совместной деятельности будет доступным для всех образовательных организаций и в больших городах и маленьких селах нашей страны», – рассказала президент Благотворительного фонда «Система», доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Лариса Пастухова.
Уникальный формат уроков, предполагающий съемки на передовых производствах и в современных лабораториях крупнейших компаний страны, позволит юным зрителям узнать, как устроено производство, как работает та или иная технология, на кого стоит пойти учиться, чтобы работать в новой отрасли, а в будущем – осознанно подойти к выбору профессионального пути.
Одним из партнеров проекта «Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего» выступила Российская академия наук. Ранее в 2023 году Благотворительный фонд «Система» и РАН подписали соглашение о взаимодействии по развитию совместных инновационных и научно-образовательных проектов.
«Одна из задач Российской академии наук – развитие деятельности по популяризации науки и научному просвещению среди подрастающего поколения. Молодежи необходимо показывать, что знания, научные открытия и исследования – это интересно и востребовано, что научные изыскания ученых уже сегодня находят прикладное применение в реальном секторе экономики. В рамках проекта «Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего», реализуемом при поддержке РАН, молодые ученые Академии рассказывают молодежи об отечественных инновациях и разработках в живом, интерактивном формате. Надеемся, что для многих зрителей Уроки смогут стать отправной точкой для старта их пути в большую науку», – поделился в рамках пресс-конференции вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Степан Калмыков, который также принял участие в съемках одного из Уроков, посвященном технологиям в области генетики и фармацевтики.
Ключевой партнер проекта, цифровая экосистема МТС, не только поддерживает партнерские профориентационные проекты, но и реализует собственные образовательные, творческие и благотворительные программы, направленные на развитие талантливой молодежи. Одной из них является «Поколение М» — комплексная благотворительная программа, инициированная и реализуемая компанией МТС в партнерстве с ведущими творческими объединениями, федеральными и региональными органами власти, бизнес-корпорациями, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Руководитель Центра социальных и благотворительных программ в компании МТС Ольга Юркова в рамках пресс-конференции рассказала, что «проект Открытых уроков отвечает задачам МТС в части работы с подрастающим поколением – как цифровая экосистема мы верим, что современные технологии и цифровые инновации помогают детям подросткам получить равные уникальные возможности для развития, обучения и профориентации, эффективно раскрыть свой потенциал. Школьники и студенты, вне зависимости от места проживания, в рамках онлайн-уроков познакомятся с современными технологиями и востребованными профессиями, а возможно, даже определятся со своей будущей карьерной траекторией. В рамках проекта цифровая экосистема МТС также подготовила и свой урок – он посвящен профессии специалиста по кибербезопасности и теме безопасного пользования цифровыми решениями – актуальной и полезной в любом возрасте!»
Участники пресс-конференции отметили особую роль профориентации в профессионально-личностном самоопределении молодежи и ее особую роль в воспитательной работе с подрастающим поколением.
«Профориентация имеет огромный воспитательный потенциал. Именно поэтому Министерство просвещения Российской Федерации уделяет особое внимание работе по профориентации в школах, как в рамках внеурочной деятельности, так и системе дополнительного образования. Для нас особенно важно, что сегодня к нашей работе активно подключается не только профессиональное сообщество педагогов, но и партнеры из компаний – коммерческого сектора и государственных корпораций, которые видят в школьниках и студентах будущее своих производств. Мы благодарим коллег из Фонда «Система», в рамках профориентационного проекта «Лифт в будущее» совместно с партнерами создающих такой замечательный и полезный, на наш взгляд, контент. И очень важно, что «Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего» создаются вместе с крупнейшей просветительской организацией страны – Российским обществом «Знание», – обратился к участникам пресс-конференции первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев.
Ректор Государственного университета управления Владимир Строев также отметил, что для подготовки востребованных кадров сегодня требуются новые подходы к обучению с участием всех заинтересованных сторон: «С одной стороны, современным, динамично развивающимся предприятиям, особенно тем, кто планирует выходить на международные рынки, необходим качественный рывок в кадровой политике. С другой, — современный мир диктует новые подходы к образованию: это «прокачка» Soft skills, а также непрерывное образование на протяжении всей жизни для того, чтобы человек умел адаптироваться под различные условия как работы, так и жизни, и многогранно развивался не только как профессионал, но и как личность. Это, в конечном итоге, идет на пользу не только самому гражданину, но и государству в целом. Учитывая стремительные темпы развития технологий, рынок труда нуждается в регулярном аналитическом анализе, чтобы вырастить квалифицированных специалистов. Одним из таких инструментов является проектное обучение, которое мы уже несколько лет реализуем в Государственном университете управления».
«Сегодня мы наблюдаем новые тенденции в сфере взаимодействия между бизнесом и вузами, где бизнес стремится привлечь наиболее талантливых студентов уже на ранних этапах обучения. В целом, компании заинтересованы развивать свой HR-бренд в университетской среде. Мы организуем встречи с руководителями компаний, чтобы изучить, как они сформировали свою профессиональную карьеру, и они готовы делиться советами и практическим опытом со студентами. Кроме того, мы проводим как онлайн, так и офлайн школы, которые мы организуем совместно с партнерами из мира бизнеса. В течение нескольких недель студенты разрабатывают проект и представляют его представителям компаний и университета. Это позволяет им уже на этапе обучения выбирать компанию для будущей работы», – отметила в рамках пресс-конференции проректор, руководитель аппарата НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич.
Осенний сезон проекта открыл урок, посвященный электроэнергетике. Он стартовал 18 сентября в 16:00 (МСК), сразу после завершения пресс-конференции в сообществе и на сайте образовательного проекта Фонда «Лифт в будущее». Всероссийское онлайн-занятие, подготовленное совместно с крупнейшими компаниями отрасли – БЭСК и электротехническим холдингом ERSO позволило участникам узнать, как человечество познакомилось с явлениями электрической природы, как сегодня развиваются технологии электроэнергетики и какие современные профессии существуют в отрасли.
Напомним, что первый Открытый урок прошел в преддверии летних каникул. Всероссийское онлайн-занятие было посвящено передовым технологиям в области водородной энергетики. Специалисты Центра водородных технологий АФК «Система» рассказали и наглядно показали зрителям, почему сегодня водород – самый экологичный и безопасный вид топлива, как российские компании внедряют новую технологию, куда пойти учиться или переучиваться, чтобы получить перспективную профессию в сфере.
До конца 2023 года в рамках проекта пройдет 10 онлайн-уроков. Трансляции будут проходить в сообществах социальных сетей «ВКонтакте» и на сайтах Российского общества «Знание» и флагманского образовательного проекта Благотворительного фонда «Система» – «Лифт в будущее». Каждый урок будут сопровождать тематические тесты-викторины, участвуя в которых, участники смогут закрепить полученный материал. Самые внимательные получат ценные призы – сертификаты Ozon на покупку книг и других вещей для учебы и досуга. Подробно о правилах конкурсах и розыгрышей будут рассказывать ведущие и гости студии.
Благотворительный фонд «Система» и Российское общество «Знание» дали старт осеннему сезону проекта «Открытые уроки о технологиях и профессиях будущего»
Материалы по теме
- Фонд «Система» будет давать стипендии студентам — авторам лучших исследований для реального сектора экономики
- «Система добрых дел – 2024» охватила 69 регионов России
- Благотворительный фонд «Система» и Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева подписали соглашение о сотрудничестве
- Благотворительный фонд «Система» устроил «Первую стажировку» в SISTEMA GALLERY студентам из Благовещенска
- Благотворительный фонд «Система» объявил сбор помощи для пострадавших регионов