Новости: Новости участников

Как проходила работа по проекту «Друг и наставник» фонда «Гольфстрим» в Москве

Для ребят проводились социально-психологические тренинги (СПТ), на которых они узнали о различных профессиях и их особенностях.

Проходил онлайн курс по темам: «История возникновения профессий», «Характеристики профессии: технология», «Характеристики профессии: экономика», «Характеристики профессии: педагогика».

Сложность онлайн формата занятий для подростков с ОВЗ заключалась в том, что далеко не все из них могут воспринимать информацию, если рядом нет специалиста. У многих детей с ОВЗ это вызывает отсутствие концентрации, они могут «включаться» только при очных встречах. В начале занятий казалось, что ребята не смогут понять такие термины как «технология» и «экономика». Но на практике всё оказалось понятно, подростки включались в занятия и были очень активны и азартны.
Задачи поставленные на офлайн курс – систематизация уже имеющихся у подростков знаний о различных профессиях.

На занятиях каждую профессию разбирали на составляющие:

Технологическая – в чем состоит результат труда профессии, что требуется для выполнения той или иной работы, какие приспособления или механизмы.

Педагогическая – какие знания необходимы для профессии и где их можно получить.

Экономическая – какая заработная плата есть в определенной профессии и востребована ли эта специальность на рынке труда.
Все знакомые ребятам профессии разбирались по данной схеме. И каждый из подростков делал вывод на сколько он подходит для этой профессии, сможет ли он освоить ее, отучиться определенное количество лет, приобрести навыки, необходимые для профессии и дальше работать.
Для подростка определение образовательного маршрута весьма затруднительно, особенно если он не обладает достаточными сведениями о специфике разных профессий. Поэтому на занятиях каждому участнику предлагалось практическое упражнение – составить профессиограмму специальности, которая ему интересна.
Профессиограмма — это описание профессии и качеств, необходимых работнику.
Каждая профессиограмма, которую составили подростки в письменной форме, состояла из следующих разделов:

• сведения о профессии (дополнительная информация о специальности);
• доминирующие виды деятельности (профессиональные задачи и действия);
• качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности);
• качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;
• области применения профессиональных знаний (указать организации, где может работать специалист, овладевший данной профессией).
Целью этих занятий являлось создание условий для оказания социально-психологической помощи подросткам в определении дальнейшего образовательного маршрута. С подростками была проработана актуализация знаний о профессиях, расширены представления о предметной стороне профессии и выявлены требования профессии к индивидуальным характеристикам человека.
Параллельно с теоретическими занятиями проходила пред-практика. Подростки познакомились и попробовали на себе работу переплетчика книг, плели из лозы, как мастера декоративно-прикладного искусства, изготавливали открытки, как художники-оформители и попробовали себя в качестве озеленителя. На выездных мероприятиях ребята познакомились с профессией клинера. Занимались наведением чистоты и порядка в здании железнодорожного терминала «Аэроэкспресс» и убирались в электробусе в Троллейбусном парке №6.
Практические занятия по освоению профессий будут проходить в следующем учебном году.

Перед началом занятий по профориентации проводилась диагностика. Первичное обследование проводилось в рамках проекта сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» БФ «Гольфстрим» и направлено на выявление специфики профессионального самоопределения подростков с ОВЗ.

На входящей диагностике обследуемая группа демонстрировала невысокий уровень знаний в сфере предметной стороны профессии: представления не до конца сформированы, знания бессистемны и мозаичны. Профессиональная направленность выражена недостаточно.

По прошествии ученого года у подростков сформировалось устойчивое представление о ряде профессий и себя в этой профессии. Для родителей даны рекомендации в каком направлении стоит ориентироваться для дополнительного профессионального образования. Это может быть связано с творчеством, технологиями, природой и т.д.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.