Большинство жителей российских городов понимают роль благотворительных организаций в решении проблем образования. Но россияне считают, что работа таких организаций имеет большее значение в устранении частных (потребности отдельных учащихся или учебных заведений в поддержке и др.), а не фундаментальных проблем. Таковы результаты совместного исследования АГО «Форум Доноров» и Аналитического центра НАФИ*. Исследование является частью проекта «Социальный вектор: развитие и инфраструктурная поддержка ключевых направлений благотворительной деятельности», который реализует АГО «Форум Доноров» при поддержке Фонда президентских грантов, компании «Металлоинвест», компании СИБУР и БФ «В ответе за будущее».
Россияне оценили состояние сферы образования и озвучили ряд серьезных «системных» проблем. В числе самых острых вопросов жители российских городов назвали нехватку поддержки талантливой молодежи, необходимость ремонта и закупки компьютерной техники в образовательные учреждения, а также повышения квалификации педагогов.
При этом необходимость ремонта и обновления техники в большей мере очевидны для тех, кто имеет отношение к образовательной сфере: ее указали в числе ключевых проблем 93% работников системы образования и 89% учащихся и родителей детей школьного или студенческого возраста. Еще один момент, особенно важный для родителей несовершеннолетних детей (82%) – необходимость дополнительных бесплатных консультаций по учебным вопросам.
Проблема, которая стала актуальной в период пандемии коронавируса – недостаток технических ресурсов в домохозяйствах для качественной организации дистанционного обучения (доступ в Интернет, рабочее место, компьютер). С ней столкнулись 31% опрошенных. По большей части это люди без высшего образования и с низким уровнем материального благосостояния.
Более половины городского населения России знают о деятельности благотворительных организаций в сфере образования (53%). Большинство (39%) обладают некоторой информацией об их деятельности, хорошо осведомлены лишь 13%. Тем не менее, 18% респондентов могут самостоятельно назвать благотворительные акции и организации, поддерживающие граждан в вопросах образования.
Каждый второй опрошенный осознаёт важную роль благотворительных организаций в решении проблем в сфере образования (52%). Однако чаще всего жители российских городов имеют в виду проблемы частного характера (46%). Только 6% считают, что благотворительные организации играют ключевую роль в решении фундаментальных проблем. Около трети опрошенных не видят смысла в активностях благотворительных организаций в сфере образования (30%**).
Чем меньше люди знают о работе благотворительных организаций, тем меньше ждут от них значительной помощи в устранении проблем и тем чаще склонны считать, что эти организации не решают принципиально важных вопросов.