Новости: Новости участников

Роль семьи в работе по социальной адаптации подростков с ОВЗ

Благотворительный фонд «Гольфстрим», реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» вносит свой вклад в решение такого важного на сегодняшний день вопроса, как социально-бытовая адаптация детей, подростков и молодых людей с ОВЗ. Данная группа подростков тесно связана с семьей. Родители для этих ребят являются друзьями, наставниками, помощниками. Поэтому работа по проекту ведется не только с подростками, но и с их родителями.

В основе проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» лежит методика «Подростковый клуб», разработанная специалистами благо­твори­тель­ного фонда «Гольфстрим». В результате ее применения достигается видимый результат у детей с ОВЗ и их родителей по включению в повседневную жизнь общества. Перед специалистами ставится цель – помощь родителям по принятию своих детей, нахождению ресурсов и включению участников процесса в общественную жизнь, где им комфортно.
Ранее мы уже рассказывали о первом блоке реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем», который включает в себя серию обучающих курсов для специалистов, работающих с подростками с ОВЗ и их родителями. И о втором блоке, посвященном Принципам формирования групп при реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем».
Третий блок проекта посвящен Знакомству с семьей и входной диагностике подростков и молодых взрослых с ОВЗ для реализации программы «Подростковый клуб» и «Я родитель».
После проведения информирования семей о старте программы, все заинтересованные в участии в программе семьи приглашаются на первичную встречу.
Первичная встреча специалистов (ведущие программы для подростков – психолог и социальный педагог и ведущий программы для родителей — психолог) с семьей включает:
Знакомство с семьей (подростком и значимыми для него взрослыми, это может быть родитель или родители, бабушка или дедушка, другой взрослый член семьи, готовый участвовать в проекте). Важно установить контакт и по возможности уже на этом этапе сформировать доверительные отношения для дальнейшей эффективной работы как с подростками, так и с их родителями;
Исследование уровней физического и психического развития и эмоционального состояния подростков для формирования групп и понимания выстраивания дальнейшей работы;
Исследование эмоционального состояния родителей и их мотивации к участию в программе, мотивирование родителей к активному участию;
Исследование особенностей детско-родительского взаимодействия для корректировки дальнейшей работы по проекту;
Обсуждение организационных вопросов и заполнение документов, регламентирующих участие в проекте (куратор проекта помогает заполнить договоры, соглашения и др.).
То, как пройдет первичная встреча с семьей во многом определяет характер последующих взаимоотношений с семьей в целом и с каждым ее представителем в частности. Для создания благоприятной обстановки важен настрой как семей, так и специалистов, ведущих групп.
Специалисты по работе с подростками больше ориентированы на установление контакта с подростками и исследование уровня их развития и состояния. Специалист по работе с родителями больше ориентирован на установление контакта с родителями и взаимодействие с ними. Как правило подростки и их родители находятся в одном помещении, но в разных его частях.
Специалистам по работе с подростками первостепенно важно установить контакт с подростками и только потом предлагать им диагностические методики. То, когда именно предлагать выполнить те или иные методики, количество диагностических методик, последовательность их выполнения подростками определяется специалистами в зависимости от эмоционального состояния подростков, контакта с ними в момент встречи.
Для проведения входной диагностики подростков можно использовать следующие методики:
Оценка эмоционального интеллекта (опросник EQ Н. Холла; методика может быть взята за основу, но адаптирована в соответствии с особенностями подростков);
Метод цветовых выборов (МЦВ) Л.Н. Собчик (определение личностных особенностей и стиля отношений с окружающими);
Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (исследование отношения к себе и значимым людям);
Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (определение уровня сформированности коммуникативных способностей и организаторских склонностей; методика может быть взята за основу, но адаптирована в соответствии с особенностями подростков);
Анкета для родителей Л.С. Колмогоровой (изучение компетентности в поведении и общении подростка на основе оценки родителей).
Входная диагностика позволяет сформировать лишь первое представление о личности подростков и оценить их возможности и готовность участвовать в группе. Дальнейшая оценка многих показателей развития и эмоционального состояния происходит уже на следующих этапах программы благодаря методу наблюдения и выполнению диагностических методик.
Если специалисты по работе с подростками полагают, что подросток не готов к взаимодействию, то на встрече с семьей они начинают уделять большее внимание родителю, задают ему вопросы о подростке и параллельно наблюдают за поведением подростка и общением его с родителем.
Специалист по работе с родителями первостепенное внимание уделяет исследованию ожиданий родителей от проекта в целом, формированию их реалистичных представлений и мотивации родителей к активному участию (и исследованию мотивации, и работе над ней). Важно проработать именно ожидания родителей от собственного участия, а не только их ожидания от участия в проекте детей. Реалистичные ожидания и активное участие – это основа изменений и, соответственно, достижения результатов.
Если группа подростков формируется с учетом обозначенных выше критериев, то группа родителей складывается стихийно (группу родителей составляют все родители подростков, участвующих в проекте). В проекте могут участвовать только те подростки, чьи родители также готовы работать в программе для родителей.
С 1 августа 2022 года проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благо­твори­тель­ным фондом «Абсолют-Помощь».
Реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» благо­твори­тель­ный фонд «Гольфстрим» участвует в достижении Цели устойчивого развития ООН №3 – обеспечение здорового образа жизни и содействия благополучия для всех в любом возрасте, № 10 — Сокращение неравенства, а также Национальных целей развития — Сохранение населения, здоровье и благополучие людей, Возможности для самореализации и развития талантов и Комфортная и безопасная среда для жизни.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.