Большинство россиян знают, что коммерческие компании и НКО реализуют благотворительные проекты, направленные на оказание социальной помощи гражданам, что особенно ярко проявилось в период пандемии, однако им не хватает информации о результатах таких проектов и акций. Об этом говорят данные совместного исследования «Форума Доноров» и Аналитического центра НАФИ.
1. Осведомленность россиян о благотворительных проектах
Большинство россиян (68%) осведомлены о благотворительных и волонтерских программах, направленных на помощь и поддержку социально уязвимых лиц, в том числе в период пандемии. 58% осведомлены о таких программах в общих чертах, 10% – в деталях.
24% опрошенных непосредственно знакомы с людьми, получившими помощь, 14% – с теми, кто принимал участие в акциях в качестве сотрудника или волонтера.
Четверть опрошенных (27%) смогли назвать организации, которые реализовывали акции поддержки в 2020 и 2021 годах.
2. Отношение к НКО и компаниям, которые занимаются благотворительностью
Россиянам в целом интересна деятельность благотворительных фондов (74%) и компаний, поддерживающих социальные инициативы (76%).
Большинство (70%) считают, что подобные проекты помогают государству и обществу решать важные проблемы. Однако треть россиян не до конца понимают мотивацию бизнеса и НКО заниматься благотворительностью (30% не понимают мотивации бизнеса, 26% – НКО).
3. Какой информации о благотворительных проектах не хватает россиянам
Большинству опрошенных (74%) недостаточно информации о деятельности компаний, реализующих благотворительные проекты. Проблема отсутствия информации больше всего характерна для респондентов старше 55 лет.
Большинство россиян хотели бы получать больше сведений о практических результатах акций (65%). Также людей интересует, как они могут получить помощь лично для себя (43%), как могут принять участие в проектах в качестве волонтера или сотрудника (39%), а также как компании распределяют деньги, полученные от государства, физических и юридических лиц (36%).
Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров:
«В этом году Российский Форум Доноров отмечает свое 20-летие, и для нас очень важны результаты, которые говорят о том, что сегодня россияне признают индустрию благотворительности и ее значимость. Безусловно, на это повлияла и пандемия, и зрелость самого общества, и профессионализация команд, которые работают в фондах и компаниях. Но несмотря на активную работу, запрос населения на информацию о благотворительных проектах сохраняется, и это говорит о том, что коммуникация должна быть более аргументированной и таргетированной. Основываясь на этих данных, мы уже планируем ряд инициатив, которые помогут сделать филантропию и социальные проекты ближе и понятнее рядовым гражданам».
Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:
«Говоря о благотворительных фондах, мы должны понимать, что доверие подобным организациям равно готовности поддерживать их финансово или в качестве волонтеров. Наши исследования наглядно демонстрируют, что одним из ключевых факторов укрепления доверия является обеспечение прозрачности и открытости информации о деятельности фондов. Также со стороны граждан велик запрос на информацию о конкретных, практических результатах реализуемых благотворительных инициатив. На наш взгляд, соблюдение принципов информационной открытости может внести значительный вклад в формирование устойчивого, позитивного имиджа благотворительных организаций, что, в свою очередь, скажется на росте деятельного гражданского участия».
Методология:
Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в январе 2022 г. Опрошено 1600 человек 18 лет и старше в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
Исследование является частью проекта «Российское донорское сообщество на фоне глобального кризиса: стратегии, конвенциональная повестка, перспективы», реализуемого Форумом Доноров в 2021-2022 гг. при поддержке Фонда президентских грантов и других партнеров.