ПАО «Северсталь» и АО «Силовые машины», входящие в «Севергрупп» (крупная инвестиционная компания, осуществляющая деятельность по управлению активами в интересах Алексея Мордашова), поддержали открытие выставки «Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже» Государственного Русского музея.
На экспозиции в Мраморном дворце представлено около 100 скульптурных и 40 живописных произведений из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников Санкт-Петербурга и Москвы.
На выставке впервые представлен необычный аспект такого традиционного жанра как пейзаж. На протяжении веков этот жанр оставался прерогативой живописи и графики, появляясь в скульптуре лишь как элемент фона в рельефах. Двадцатый век внес изменения в изображение пейзажа, выведя его из рамок двухмерного пространства бумаги и холста в трехмерность пластики. Со временем пейзаж из дополняющего скульптурную композицию становился самостоятельным жанром, наполненным смыслом, рождающим метафоры и ассоциации.
Выставка представлена в 7 залах дворца. Сотрудники музея тщательно отбирали работы, посещали мастерские художников в Санкт-Петербурге и Москве, искали новых, малоизвестных, но талантливых авторов. Многие из них выставляются впервые, что делает выставку знаковой не только для Русского музея, но и для самих художников.
На экспозиции представлены работы 1960-70-х гг., когда в стране стали появляться новаторские скульптурные произведения, где автор создает модель мира с населяющими его различными персонажами, помещенными в природную среду. Эти произведения стали отправной точкой в развитии скульптурного пейзажа. Со временем обращение скульпторов к данному жанру стало тенденцией, именно поэтому большую часть экспозиции занимают работы современных авторов. Расширяется и тематика произведений – это не только ландшафт, но и урбанистические пейзажи. Скульптурный пейзаж отражает все многообразие стилистических и формальных поисков авторов.
Один из залов полностью посвящен теме скульптуры в пейзаже. В XX веке скульптура перестает быть фоном для разворачивающихся на холсте событий, она словно выходит за рамки отведенной ей роли немого свидетеля и задает эмоциональный строй всей картине.
Произведения старых и новых мастеров представлены рядом, показывая преемственность поколений и развитие тематики скульптуры в пейзаже. Так пространство позволяет зрителям по-новому оценить роль пейзажа в современном искусстве.