Как всякое новое или недавно открытое явление нуждается в изучении и конкретизации, так и probono волонтерство столкнулось в настоящий момент с вызовами, препятствующими эффективному приложению сил миллионов специалистов. Развеять мифы о probono и в целом повысить информированность НКО и бизнес-сообщества о существующих позитивных программах корпоративного волонтерства был призван VI Московский международный форум «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество».
Реализация программ КВ сегодня помогает наладить коммуникацию между бизнесом, властью и обществом. Вовлечение сотрудников в добровольческие проекты позволяет раскрыть их профессиональный и лидерский потенциал, вовлечь в коллективные акции и укрепить командообразующие связи, разнообразить досуг работников и их семей, формировать и поддерживать позитивный имидж компании, повышать ее привлекательность как для сотрудников (что особенно важно для предотвращения оттока населения из моногородов), так и для внешних стейкхолдеров. К такому выводу пришли участники дискуссии об использовании КВ как HR-стратегии компании: Ольга Миронова (Руководитель направления благотворительных и спонсорских проектов ОМК), Елизавета Князева (руководитель направления обучения и развития Johnson&Johnson), Ольга Тухватуллина (руководитель проектов корпоративного волонтерства в Заполярном филиале «Норникеля») и др.
Как же запустить программу КВ и не сделать роковых ошибок на старте? По мнению Александра Архипова, директора по корпоративной благотворительности и внутренним коммуникациям JTI, одной из наиболее частых проблем является нежелание учитывать мнения и запросы своих стейкхолдеров. Для того, чтобы этого избежать, необходимо проводить опросы, спрашивать благополучателей и партнеров, обращаться к статистическим данным, а также к опыту экспертов НКО-сектора. «Проблема в том, что многие из нас думают, что мы эксперты. На самом деле НКО зачастую обладают гораздо более глубоким пониманием многих социальных проблем», — отмечает Кристина Багрова, директор Young Group Social.
При этом важно, чтобы компании брали на себя чуть больше ответственности, чем остальные игроки. Например, доля россиян, помогающих взрослым людям в трудной жизненной ситуации, составляет около 1%. В этой связи Александр Архипов рассказал, что в определенный момент компания, основываясь на объективных данных, была вынуждена переключить внимание сотрудников с поддержки детей и детей-сирот на оказание помощи другим, обделенным вниманием категориям нуждающихся.
КВ для компании интегративный инструмент, поэтому очень важно, говорит Александр, вовлекать лидеров компании и глав подразделений к активному участию в подобных акциях. «Хорошая корпоративная программа может помочь развить новые компетенции у сотрудника, укрепить не только горизонтальные, но и вертикальные связи в компании: бывают ситуации, когда младший специалист оказывается в команде с тремя топ-менеджерами и получает уникальную возможность продемонстрировать им свои навыки».
Методологически наиболее значимым для участников форума стала презентация исследования «PROBONO: российские практики и вектор развития» Фонда «Общественное мнение». Социологи представили актуальное состояние probono-помощи в России и развеяли основные мифы:
1) probono — это не инновация (в России как минимум имеется про-опыт дореволюционного подвижничества, советского шефства и т.д.)
2) probono — это не только юристы и консультанты (это еще и медики, психологи, переводчики, разработчики сайтов, проектные менеджеры и т.д.)
3) probono — это не просто бесплатная работа (это, прежде всего, безвозмездная профессиональная помощь, направленная на общее благо — преимущественно на третий сектор и нуждающихся граждан)
4) probono — это услуги высокого качества (бесплатные косметические процедуры, предваряющие покупку годового абонемента в салон красоты и прочие «серые» схемы, к сожалению, служат прикрытием недобросовестным предпринимателям, но к probono отношения не имеют).
Развитию probono — этого «символа новой эпохи добра» будет способствовать увеличение форм участия в компаниях, появление новых лидеров и инициаторов, установление инфраструктурных элементов для институционализации практики, а также повышение доверия со стороны граждан (в т.ч. через введение механизма стандартизации и саморегулирования).
Конкурс «Чемпионы добрых дел», итоги которого были подведены на Форуме, еще одна возможность поддержать и выразить признание компаниям, ответственно и системно подходящим к развитию волонтерства и внедряющим практику probono. Так, победителем в номинации «Компетентностное волонтерство», партнером которой в этом году выступил Форум Доноров, стал пензенский проект ПАО Ростелеком «Дом Вероники»: сотрудники провели качественную связь в пансионате для молодых ребят с тяжелой формой инвалидности и помогли им освоить компьютерные навыки.
Форум «Корпоративное волонтерство» совпал с международным днем благотворительности. Для тех, кто боится груза ответственности и социальной значимости, неразрывно связанного со вступлением на путь благотворителя, БФ «Система» на экспозиционной части форума #корпволонтерство помогал всем желающим включиться в #ЩедрыйВторник и собрать «добрый подарок» подопечным детских домов: выбрать им сладкие подарки, книги и подписать «дорогому другу» открытку с искренними пожеланиями.