Новости: Новости Форума

В каком направлении развиваются грантовые конкурсы сегодня? Итоги встречи с грантодающими организациями

Миниатюра

10 июня в офисе Президентского фонда культурных инициатив прошла встреча экспертов грантодающих организаций. Во вступлении Игорь Соболев (Фонд президентских грантов) отметил возрастающую значимость грантовых конкурсов. «Мы видим, что конкурсы становятся инструментом, постоянно настраиваемым компаниями для того, чтобы достигать успеха: появляются обучающие компоненты для того, чтобы развивать победителей и заявителей. Многие содержат инструменты взаимодействия с целевыми группами (вовлечение в определение победителей), становятся более цифровизированными.

Наиболее интересные результаты показывают те, кто используют цифровые технологии в комплексе — на всем цикле взаимодействия с гранти. Компании постепенно трансформируют ЦА от ГМУ к НКО, малому бизнесу и соцпредпринимателям. Все эти тенденции говорят нам о том, что интерес к этому инструменту есть, отказа от его использования не ожидается.

Эльвира Гарифулина (БФ «Абсолют-Помощь») подчеркивает, что доноры повышают требования к результативности и доказательности. Если раньше программа могла состоять только из конкурса, то теперь появляются дополнительные элементы: обучающие, оценочные. Она также предположила, что должен быть общий перечень базовых критериев для большинства конкурсов, а кроме того — возможности для акселерации проектов, которые не победили: через раскрытие обратной связи, тематические встреча для заявителей и др.
По мнению Эльвиры, необходимо формировать сообщества (объединяющие, позволяющие обмениваться опытом) экспертов: универсальных и узкопрофильных.

Инна Ширшова (БФ «Вклад в будущее») поддержала: «Формат клубов гораздо более, чем многочисленные конференционные доклады». Она также поблагодарила ФПГ за запуск матрицы социальных результатов и отметила, что нужно продолжать эту работу — создание конвенционального понимания развития векторов/направлений через библиотеки социальных результатов помогло бы сообществу объединить и перераспределить ресурсы и усилия. Саша Болдырева (Форум Доноров) предложила собрать базу исследований в секторе, а также анонсировала дискуссию, посвященную исследовательской работе на Ежегодной конференции Форума Доноров. Участники подержали эти инициативы.

Игорь Соболев также рассказал про практику отбора ТОП-100 и влияющие на финальный список критерии: результативность и планомерность работы, прозрачность работы, оценка стейхколдеров и др.
Игорь анонсировал платформу для НКО, где они смогут дополнять информацию, которая будет собираться из баз, отражающих их опыт участия в разных грантовых конкурсах

Екатерина Верещагина (ООО «Стратегические коммуникации») напомнила, что для многих крупных компаний грантовый конкурс имеет другое место в портфеле программ — не всегда значительное.
«Мы вообще закроем грантовый конкурс, потому что столько денег, сколько раздает ФПГ, мы все равно не сможем, поэтому будем вкладываться лучше в инфраструктуру», — подобные идеи появляются у КСО-менеджеров все чаще.
Отдельная сложность связана с тем, что федеральные эксперты редко хорошо разбираются в региональной специфике, а компании не могут себе позволить узко разбираться сразу в нескольких тематических областях. Выходом, по мнению Ирины Ефремовой-Гарт, может стать фокусировка в разные годы на разных приоритетах, в зависимости от потребностей регионов.

Ирина также заметила, что мы до сих пор не в полной мере используем тот объем информации, который получаем, собирая заявки и проекты.

Мария Морозова (Фонд Тимченко) отметила, что появляется много новых проблемных тем и целевых групп (новые бедные, вынужденные переселенцы).
Эффективность Мария предложила заменить на «результативность». «Для меня эффективность возможна только при сравнении как минимум двух вариантов вложениия средств. Пока у нас такой возможности чаще всего не бывает». Кроме того, попытка понять созданное благо и произведенные изменения — это процесс, которые неизбежно приведет нас к необходимости вовлекать разных стейкхолдеров и учитывать их возможности и ограничения.

Ирина дополнила: следует различать результативность конкурса, гранти, вклада поддержанных проектов в достижение миссии компании и т.д. И самое нелогичное, по ее мнению, — просить заявителя прописать в заявке возможный социальный эффект от реализации проекта, когда миссия, цели или ожидаемый социальный эффект не указаны даже в конкурсной документации. «Нам необходимо договориться о едином понятийном аппарате», — уверены эксперты.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.