В марте-апреле 2007г.в рамках Программы Фонда Alcoa «В ответе за будущее», направленной на устойчивое развитие территорий и охрану окружающей среды, была проведена серия мастер-классов для школ и учреждений дополнительного образования. Программа разработана и реализуется Фондом «Устойчивое Развитие» (Москва) на трех территориях присутствия компании в России: г.Самара, г.Белая Калитва (Ростовской обл.), пос. Любучаны (Московской обл.).
Тематика обучения охватывает следующие спектры природоохранной деятельности:
— исследование и охрана водоемов. Стандарты качества воды, основные виды загрязнителей и их влияние на здоровье человека. Химические и биологические методы контроля состояния водоемов (ведущие: А.Р. Ляндзберг, директор Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, Никулинский Д.Д.- сотрудник Центра);
— сохранение биологического разнообразия, охрана редких видов. Участие школьников в общероссийских исследованиях и природоохранной работе по темам: «Первоцветы», «Редкие растения моего края», «Планета насекомых», «Наши пернатые друзья», «Заповедник просит о помощи» (ведущая: М.Е. Рыхликова, к.б.н., Институт экологического почвоведения МГУ);
— исследования и охрана почв. Антропогенно-преобразованные почвы. Возможные направления изучения почв со школьниками. Сохранение почвенных ресурсов (ведущие:к.б.н., Рахлеева А.А. и Мартыненко И.А., факультет почвоведения МГУ);
— управление отходами и устойчивое развитие поселений, участие в этой работе школ и учителей (ведущая: Г.П. Сапожникова, к.б.н., Общественный экологический совет при депутатской комиссии г. Пущино);
— организация работы школ и учреждений дополнительного образования в рамках Российского телекоммуникационного проекта «Экологическое Содружество» (М.Е. Рыхликова).
В обучении приняли участие учителя и учащиеся из 21 школы: семи школ Самары, девяти школ Белой Калитвы, трех школ Чеховского р-на Московской области; представители девяти учреждений дополнительного образования (областных станций юных натуралистов, центров детско-юношеского туризма и экскурсий и детского творчества Самары и Белой Калитвы, детских библиотек), трех общественных организаций (детско-юношеского центра «Ирбис», Центра экологии и обеспечения безопасности жизнедеятельности г.Самары ). Всего обучение прошли 52 педагога, 62 школьника 5-10-х классов.
Каковы же первые впечатления участников мастер-классов:
«Мастер-класс по управлению отходами произвел на меня сильное впечатление. Я реально начала задумываться об окружающем мире, о происходящем вокруг. Видя, как проблема мусора рассматривается и решается в других странах, мне стало обидно за нашу страну, за людей, которые в ней живут. Я благодарна вам за ваши старания, за вашу волю сделать мир чище. Возможно, я в конечном счете смогу сделать не очень много, однако найдутся люди, благодаря таким семинарам, которые реально подойдут к решению глобальных проблем. В моих мечтах уже возникли идеи по улучшению внешнего облика нашей школы и моего двора». (ГИЛЬФАНОВА ГУЛЬНАЗ, 10 класс, шк.№150,г.Самара)
Пятнадцать наиболее активных коллективов получили ранцевые химические полевые лаборатории для определения качества воды и почвы (производство фирмы «Крисмас+»); школьники и учителя прошли обучение работе с тест-комплектами.
Уже этим летом школьные экологические кружки и клубы смогут использовать новые знания и полученное оборудование для реализации своих мини-проектов по изучению состояния окружающей среды на всех трех территориях.
Планируется проведение следующих школьных мини-проектов:
— гидробиологические исследования и охрана водоемов (13);
— мониторинг наземных экосистем (4),
— исследование проблем сбора и утилизации отходов (7)
— исследование памятников природы и охраняемых территорий (6);
-исследование состояния почв — экологическое почвоведение ( 5).
— исследование первоцветов ( 2);
— редкие и исчезающие растения моего края ( 10)
— энтомологические наблюдения ( 3 );
— орнитологические наблюдения ( 6);
Для самостоятельного продолжения работ в рамках школьных мини-проектов и конкурсной компоненты Программы участникам мастер-классов всех трех территорий были переданы пособия (по 30 штук каждого): «Первоцветы», «Редкие растения моего края», «Полевой определитель пресноводных беспозвоночных», «Усынови заказник», «Оценка экологического состояния почвы» и около 20 CD-дисков с методическими и информационными материалами по темам мастер-классов.
В соответствии с планом Программы в этот же период около 60 представителей муниципальных образовательных и общественных организаций местных сообществ прошли обучение на тренингах-семинарах по написанию заявок на финансирование собственных проектов, способствующих устойчивому развитию территорий, в рамках объявленного Конкурса Программы. К 15 мая все заявители предоставят свои проекты экспертам ФУР и Фонда Alcoa.
Главная стратегия Программы – объединение ресурсов местных сообществ для устойчивого развития территорий – осуществляется благодаря развитию потенциала школьников, педагогов и воспитателей, общественных организаций на местах. Весь процесс обучения, составления и реализации собственных проектов способствует включению молодежи в активную природоохранную работу и открывает новые возможности школьникам найти единомышленников в стране и за рубежом, открывает им новые горизонты жизни.
По словам воспитанников Центрального Дома Творчества «Металлург» (Самара), ШКТ «ИНФОРМика»: «..только проведение таких открытых показательных мероприятий может научить людей любить свою природу. Для нас этот мастер-класс послужил начальным толчком к созданию экопроекта в нашей школе, к проведению открытых уроков для младших классов с целью поднятия интереса к очищению города и страны. Суть человека такова, что то, о чем он ничего не знает, ни в коей мере не может его заинтересовать. Именно поэтому показательные презентации играют огромную роль в воспитании культуры современного человека и его отношения к окружающему миру».