В России бизнес уже давно играет особую роль в развитии благотворительного сектора, не только поддерживая и создавая проекты и программы, но и зачастую принимая активное участие в решении тех социальных проблем, с которыми в одиночку не справляется государство. Все больше компаний открыто заявляют о целях и задачах своих социальных инвестиций, о том, как именно и почему они выбирают конкретные направления для оказания помощи. Традиции раскрытия информации, публикации социальных отчетов, следования лучшим международным практикам в отношениях с местными сообществами становятся частью корпоративной культуры бизнеса.
Компании прошли значительный путь в понимании проблем местных сообществ, разработке эффективных программ поддержки граждан и построении социальных партнерств с различными заинтересованными сторонами. Однако дальнейшее развитие корпоративной благотворительности – добровольного вклада компаний в решение социальных проблем, выходящего за рамки налоговых обязательств или связанного с развитием основных бизнес-процессов, – невозможно без участия других секторов –государства и общества.
Форум Доноров, объединяющий ведущие российские и зарубежные благотворительные организации, считает важнейшей задачей способствовать развитию корпоративной филантропии в России. Мы отмечаем значительные позитивные изменения, происходящие в благотворительности в последние годы, но считаем необходимыми следующие шаги.
• Совершенствование законодательной базы и введение благоприятного налогового режима для бизнеса
Благотворительное сообщество ощущает позитивное влияние решения государства стимулировать развитие разностороннего государственно-частного партнерства. При этом наиболее распространенный в мире опыт стимулирования участия бизнеса в жизни местных сообществ – налоговые льготы для компаний, жертвующих средства на нужды общества, – в России до сих пор не нашел своего применения. Считаем, что наряду с моральным поощрением налоговые послабления будут способствовать увеличению объемов социальных инвестиций бизнеса в решение широкого спектра социальных задач и настаиваем на принятии соответствующего законодательства в 2014 году.
• Содействие формированию позитивного отношения в обществе к филантропической деятельности
Важная роль в формировании культуры благотворительности в обществе и росту доверия к этой деятельности принадлежит средствам массовой информации. Отмечая значительный рост числа публикаций по вопросам благотворительности прежде всего в электронных средствах массовой информации, также видим и нехватку объективных, неангажированных материалов, прежде всего в отношении корпоративной благотворительности. Считаем, что доступ к информации позволит гражданам лучше понять филантропическую деятельность бизнеса, а также найти собственную мотивацию принимать участие в социальных проектах, поэтому обращаемся к средствам массовой информации с предложением войти полноправным участником в социальное партнерство, усилить их собственную социальную ответственность, уделяя больше внимания качественному освещению корпоративной благотворительности.
• Повышение профессионализма и прозрачности некоммерческих организаций
Некоммерческие организации, получающие поддержку от бизнеса, становятся партнерами, от профессионализма и добросовестности которых зависит эффективность реализации корпоративных благотворительных программ и устойчивость достигаемого социального эффекта. Понимание собственной ответственности, прозрачность действий, а также этичное поведение в отношении донора – вклад НКО в развитие корпоративной благотворительности. Считаем, что некоммерческие организации должны повышать свой профессиональный уровень, демонстрировать лучшие стандарты прозрачности, в том числе готовить и представлять всем заинтересованным сторонам добровольную отчетность о собственной деятельности, а также активно участвовать в обсуждении социальных проблем, стоящих перед нашим обществом.
• Построение партнерств в корпоративной благотворительности
Вклад бизнеса в развитие благотворительности и отдельных территорий нельзя недооценивать. Именно в среде корпоративной филантропии накоплен уникальный объем методик и подходов к выполнению проектов в самых разных сферах социальной жизни. Однако средств ни одной даже самой состоятельной организации не хватит, чтобы самостоятельно решить все выбранные проблемы. Считаем, что развитие партнерств и сотрудничества между донорами является залогом дальнейшего развития благотворительности в нашей стране.
Форум Доноров и его участники готовы приложить все усилия к реализации данной позиции в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами
24.02.14
Татьяна Задирако, председатель Совета
Наталья Каминарская, исполнительный секретарь