Проекты

Мониторинг информационной открытости

Исследование

Тема прозрачности некоммерческого сектора и доверия к НКО доноров и общества в целом сохраняет свою актуальность и логическую связку между первым и вторым. При этом формирование культуры открытости некоммерческих организаций и четкого запроса на эту открытость со стороны общества – все еще процесс незавершенный.

Мониторинг прошли 403 организации, которые в 2018-2019 гг. получали гранты из Фонда президентских грантов на реализацию проектов в области образования, здравоохранения или культуры на сумму более 1 млн. рублей.
В выборку вошли общественные организации (33%), АНО (23%), благо­твори­тель­ные фонды (20%) и другие формы.

В каких источниках НКО размещают информацию о себе и своей деятельности? Какие соцсети больше всего любят российские НКО?
— официальный интернет-сайт организации имеют 96%
— группу и/или паблик ВКонтакте — 81%
— страницу или группу в Facebook — 64%
— Instagram-канал — 43%
— YouTube-канал — 36%
— страницу в Одноклассниках — 15%
— Twitter-аккаунт 9- %
— Telegram-канал — 4%

Каждая вторая организация — 51% — публикует на сайте или в соцсетях свой Устав или ссылку на него, 37% идут дальше и размещают свидетельства о регистрации НКО, свидетельства ОГРН, свидетельства ИНН, кодов статистики и т.п. Ф.И.О. и должность руководителя раскрывают 82%, его фотографию — 62%, биографию — 35%.

Организационная структура НКО размещена у каждой четвертой НКО (25%), 9% представляют цельное связанное описание системы управления организацией: разделении полномочий, прав, обязанностей и корпоративном взаимодействии руководящих органов организации. Численность и/или состав (список) участников (членов) организации раскрывают 37%, а информацию о коллегиальных органах — чуть больше, 38% (Совет, Правление, Президиум, Попечительский совет, Ревизионная комиссия и др.)

Добровольные публичные годовые отчеты опубликованы на сайтах и страницах соцсетей у 31%. При этом 80% НКО на сайте, в годовом отчете и соцсетях представляет информацию о непосредственных результатах (outputs) деятельности организации — (проведённых мероприятиях, произведённых продуктах, оказанных услугах и т.п.), почти 44% — о социальных результатах и воздействии на благополучателей и стейкхолдеров. 8% НКО публикуют результаты проведённой оценки, призванной обосновать, доказать социальный результат (результативность, устойчивость социального воздействия, долгосрочное влияние, социальный эффект) деятельности организации и/или реализуемых ею отдельных программ (проектов) на целевую аудиторию, благополучателей (Отчет об оценке, выдержки из него, резюме, презентации, содержащие результаты проведённой оценки и т.п.).

Целевые группы, на работу с которыми направлена деятельность организации, указывают 78% НКО. 22% организаций демонстрируют свою экспертизу, публикуя информацию о потребностях целевых групп, а результаты конкретных исследований о ЦА размещают 6%.

13% НКО опубликовали информацию о подходе организации к фандрайзингу, принципах и процедуре привлечения денежных средств, выбора источников финансирования, взаимодействия с донорами. А политика в области фандрайзинга размещена у 2% организаций.

Сведения о составе команды организации (Ф.И.О., должности сотрудников) раскрывают на сайте и в соцсетях 67% НКО. А вот пиарщиков и других сотрудников, в зону ответственности которых входит коммуникация с заинтересованными сторонами, связи с общественностью, представляют 24%.

На сайтах и страницах соцсетей 4% НКО размещают информация о профессиональном развитии сотрудников / волонтёров организации: проведённой или планируемой профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации, обучении, стажировках.

4% НКО на своих сайтах и страницах соцсетей размещают информацию о соотнесении стратегии организации с Целями устойчивого развития ООН и/или Национальными целями развития РФ 17, а результаты деятельности организации соотнесены с Целями устойчивого развития ООН и/или национальными целями РФ у 2% организаций.

У 63% организаций на сайте и в соцсетях раскрыта информация про доноров (перечислены названия корпоративных, имена частных доноров, названия конкурсов в рамках которых организации были предоставлены субсидии и гранты из бюджетных средств), но гораздо больше — 77% — публикуют информацию о партнерах и стейкхолдерах в целом. Большинство организаций размещают логотипы партнеров, а 20% размещают также изображения документов, отражающих взаимодействие организации с донорами, партнёрами, иными значимыми стейкхолдерами (благодарности, дипломы, письма и т.п.).

35% организаций указывают на сайте или в соцсетях описание социальной проблемы, на решение которой направлена их деятельность либо описание потребностей благополучателей.
Содержится информация о перспективах / программе / плане / дорожной карте развития организации, отдельных программ и проектов, стратегическом портрете (видении) организации в будущем у 16%. 30% НКО раскрывают концепции отдельных программ / проектов (Положение о программе (проекте), Концепция программы, Дизайн программы и т.п.).

Формулировка и публикация миссии организации — важнейшие элементы самоопределения и позиционирования. Среди проанализированных нами организаций у 40% опубликована миссия, а у 55% НКО раскрыты цели и/или задачи деятельности организации или отдельных реализуемых ею программ, проектов.

Эксперты рекомендуют: публикуйте новости своих проектов, но не забывайте оставить место для системного взгляда на вашу работу: в разделе «О нас», «Деятельность» или другом. Этот совет имеет под собой основания: почти каждая пятая НКО (18% участников нашего мониторинга) не содержит на сайте или в соцсетях список направлений деятельности и/или состав программ / проектов и/или перечень услуг, которые предоставляет. Дальше описания пошли 65% НКО — у них опубликованы описания направлений деятельности и/или содержания программ / проектов и/или характеристика услуг, предоставляемых организацией.
Информацию о текущей деятельности организации / новости проектов / информацию о проведенных мероприятиях и т.п раскрывают 71% организаций.

Размещают информацию об общей сумме поступивших денежных средств / доходах организации за определённый период — 27% НКО. Структуру поступлений в разрезе по источникам поступлений (донорам, типам доноров (напр.: частные/корпоративные), грантам, конкурсам) публикует четверть НКО — 24%. Общую сумму израсходованных средств / расходов организации за определённый период(ы) раскрывают 28%. А информацию о сумме административных расходов (расходов на поддержание деятельности самой организации) — 18%.