Новости: Новости Форума

Итоги дискуссий XXI Ежегодной Конференции Форума Доноров

Миниатюра

Итоги дискуссий XXI Ежегодной Конференции Форума Доноров

 

5 октября 2023 г. в Москве состоялась XXI Ежегодная Конференция Форума Доноров — крупнейшая дискуссионная площадка для обсуждения актуальных вопросов работы и взаимодействия донорских, грантодающих и благо­твори­тель­ных организаций. В День учителя в Год наставника тема конференции оказалась особенно своевременной: «Знания как ресурс развития». 

 

Более 180 человек стали участниками 9 дискуссионных сессий с участием экспертов сферы образования, просвещения, культуры, экономики, фи­лан­тропии, социальных инвестиций, общественного здоровья. «Вместе со спикерами и гостями конференции мы искали ответы на вопросы о том, что помогает человеку оставаться самим собой в непрестанно меняющейся реальности, какова ценность знаний в эпоху нестабильности, как знания накапливаются и передаются в НКО и в S-департаментах компаний, что рекомендуют эксперты для развития профессиональных компетенций, необходимы ли некоммерческому сектору профстандарты и нам кажется, что этот разговор оказался ценным для всех сторон», — резюмирует Саша Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров.

Конференция состоялась при поддержке партнеров: Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», СУЭК, МЕТАЛЛОИНВЕСТ, ЕВРАЗ, Фонд президентских грантов, Агентство социальной информации, Журнал «Бизнес и Общество», «Журнал о благо­твори­тель­ности».

Конференция прошла в оффлайн-формате. По просьбам коллег представляем итоги ключевых дискуссий конференции.


1. Визионерская дискуссия «Знания как универсальная ценность»

Что помогает человеку оставаться самим собой в непрестанно меняющейся реальности, какова ценность знаний в эпоху нестабильности? Об этом говорили эксперты открывающей визионерский дискуссии.

Любовь Духанина (Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования) убеждена: ценность не в самом знании, а в том, как знание влияет на картину окружающего мира. «Моя задача в том, чтобы помочь детям получить знания и осознать их значимость на уровне культурного кода. В условиях нестабильности, связанной с геополитическими, технологическими вызовами, как никогда важной становится скорость обучения. И сегодня самым быстрым способом передачи и получения знаний становится наставничество».

Нам нужны создатели, а не воспроизводители известных моделей. Поэтому особенно ценно, когда у ребенка появляется наставник из числа ученых, творческих деятелей, — тех, кто способен научить созданию нового знания.

Знание мировой истории с ее драмами и спектаклями, знание себя и другого, позволяет нам со спокойствием принимать происходящую турбулентность и с пониманием относиться к другим, — напоминает Судха Рани Гупта («Центр Духовного Развития»).

Алексей Семихатов (Физический институт им. Лебедева РАН) развивает этот тезис: в эпоху ИИ (искусственного интеллекта) мы привыкли к тому, что «хорошая посредственность» — это здорово и модно, а ведь ИИ лишен творчества, он усредняет все художественные произведения и создает компиляцию. Человеку свойственно создавать то, чего не было ранее, поэтому когда вы развиваетесь, вы приносите пользу не только себе, но становитесь частью чего-то большего. Настоящее знание всегда немного непредсказуемое, — оно начинается там, где не высказаны гипотезы и не написаны учебники, и ценность человека в том, что он может проложить этот путь в неизвестном. Да, ИИ может, руководствуясь корреляциями, удачно вложить деньги, но может ли он создать, например, новую область науки? И, к счастью, она неиссякаема. Но развивать человеку необходимо именно творчество и адаптивность к изменениям, которая его всегда будет сопровождать.

Чем должен заниматься наставник? Ссылаясь на опыт корпоративных университетов, Любовь Духанина отмечает, что в первую очередь наставники в корпорациях не ликвидируют недостаток знаний для практической работы, а помогают работнику адаптироваться, социализироваться в новой команде и пространстве, а также принять и усвоить ценности организации.


2. Пленарная дискуссия «Бесценный груз: как организовать накопление, управление и передачу знаний и компетенций в секторе»

— в партнерстве с «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»

Что такое знание для сектора? Как они накапливаются и передаются? Эксперты сферы благо­твори­тель­ности и устойчивого развития поделились своими решениями.

«Управление знаниями для нас имеет особое значение — Фонду Потанина в январе 2024 года исполняется 25 лет, и сама история организации заставляет нас накапливать и передавать свою ДНК и знания, лежащие в ее основе», — рассказывает Оксана Орачева (Фонд Потанина). Передача знаний связана и с ростом организации — как сделать так, чтобы расширение программ не отменяло соответствия всех новых направлений работы, подразделений — исходным ДНК и миссии.

В фонде сформирован свой подход к управлению знаниями — он оформлен в виде документа, который опубликован на сайте фонда (https://fondpotanin.ru/about/documents/disclosure/#work). Оксана Орачева подчеркивает, что публикация документа превращает внутренний порядок в доступный для всего сектора инструмент.

Как передавать неописанные знания? Для этого, уверена Оксана Орачева, тоже нужна инфраструктура: в ее числе опенспейс, командные чаепития, семинары и конференции. Однако важное правило: не делить участников процесса на принимающих и передающих знания».

С тем, что переход от общества информации к обществу знания стоит очень остро, согласна Фатима Мухомеджан (Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»). «Прежде всего, хочу напомнить, что обладать информацией не равно обладать знаниями. Информация доступна, а знаниями нужно делиться. Мы понимаем, что большинство экспертизы пока находится в столице, но запрос в т.ч. из регионов — на то, чтобы в массе опубликованной информации найти необходимые и применимые на практике знания. Внутренние и внешние документы в Фонде Алишера Бурхановича Усманова не отличаются: внутренняя переписка должна быть такой же выверенной, как и внешние коммуникации. Из форм командной сонастройки в фонде — утренний кофе, где сотрудники обмениваются информацией, важными новостями и анонсами».

Корпоративный и некоммерческий сектор в контексте работы с данными отличаются не принципиально. В компании Металлоинвест организована школа внутренних тренеров по каждой теме, каждый из которых накапливает и передает знания. «Курс по устойчивому развитию мы сначала хотели сделать для ТОП-менеджмента, а затем осознали, что он нужен всем сотрудникам. А позже компания сделала версию публичной и доступной широкой аудитории». 

Передавать знания и опыт помогают и образовательные курсы, и практика, в т.ч. соучаствующее проектирование, работа медиа-волонтеров, которые в т.ч. выступают амбассадорами компании и др. В рамках грантового конкурса был запущен «народный университет», в котором представители местных сообществ прокачивают свои навыки и становятся экспертами в своем городе по социальному проектированию, коммуникациям, наставничеству, потому что компании «очень важно повышать компетенции на местах», — говорит Юлия Мазанова.

Перед тем, как «учить учиться», детям нужно привить интерес к наукам, — на это работают музейно-выставочный комплекс «Железно» и программы промышленного туризма. В 2023 году в школах Металлоинвест запустил подготовку «драйверов изменений» в области профориентации, которые начнут выстраивать новые подходы к этому направлению в городах.

Как сформировать образ мышления — один из ведущих запросов сейчас у бизнеса, — подтверждает тезис Любови Духаниной Светлана Герасимова («Стратегии и практики устойчивого развития»). «Можно получить бенчмарк, изучить анализ, но нужно понимать, что является стержнем образовательной программы, чтобы перенимать знания, поскольку программа без методологии — лишь передача информации».


3. Дискуссия «Идеальный кандидат: профстандарты и другие механизмы укрепления кадрового потенциала сектора»

Кто осваивает знания и каковы требования к специалистам сектора? Отличаются ли они в НКО и в компаниях? Отдельное внимание в ходе конференции было посвящено вопросам профессионализма и юпрофстандартов.

По мнению Артема Шадрина (Институт социальноэкономического проектирования НИУ ВШЭ), важны не только soft- и hard-навыки, но и умение улавливать тренды, предсказывать их, — т.н. форсайтное видение.

Антон Сериков (Центр знаний «Машук») отметил, что государство наделяет НКО все большими полномочиями, статусами. «Посмотрите, как выросли бюджеты в адрес НКО. Умение управлять большими финансовыми объемами тоже индикатор профессионализма».

Какие навыки востребованы в устойчивом развитии? На этот вопрос от имени крупного бизнеса ответила Ирина Жукова («Филип Моррис Интернэшнл» в России): «Важны навыки межличностного взаимодействия – гибкость, умение выстраивать коммуникацию, емко и ясно объяснять важность и актуальность темы устойчивого развития представителям различных аудиторий, быть готовым к работе под давлением». Она также подчеркнула, что важными чертами специалиста в области устойчивого развития, вне зависимости от отрасли, должны быть умение работать в команде и открытость к новым знаниям. «Мы ищем людей, с которыми совпадаем по ценностям, принимая во внимание, что отдельным навыкам можно научить».

«Мы все стремимся расти над собой, и сотрудники НКО становятся все более профессиональными. Я уже не возьму хорошего человека, но без компетенций. Но и, выбирая фандрайзера, я не возьму того, кому без разницы, продавать недвижимость или продукты фонда», — о балансе между ценностями и навыками рассказала Светлана Горбачева (БФ «АиФ. Доброе сердце»). В то же время и в корпоративном секторе все больше внимания уделяется нефинансовой мотивации сотрудников, в т.ч. молодых, работе с символическим капиталом организации, гибким условиям работы, пониманию импакта работы и компании.

«Тебе может не хватать каких-то отдельных навыков, но, пользуясь инструкцией, ты хотя бы не нанесешь вреда» — поэтому, считает Артем Шадрин, НКО так важно стараться формализовать работу. Эту идею поддержал Антон Сериков: огромное количество вузов имеют магистерские программы для НКО, и мы хотим изучить их опыт и разработать подходы к определению профстандарта «менеджмент в некоммерческих организациях».

Есть и свои риски в введении профстандартов: если карьера специалиста будет зависеть от соответствия стандартам, то из отрасли выпадут ремесленные профессии (например, фандрайзер), обучение по которым происходит пока без формализованных программ, от практика к практику.

Что рекомендуют эксперты для развития компетенций? Светлана Горбачева предлагает составлять матрицы компетенций и связывать их с направлениями работы организации — так более видны недостающие навыки. Николай Слабжанин видит ценность в командной оценке воздействия: «Как только мы визуализировали социальное воздействие фонда, мы поняли, что создание и развитие профсообщества, как отдельный вектор, до сих пор не был формализован. Теперь эта работа будет проводиться в виде полноценной «Академии SOS».



4. Дискуссия «Доноры как двигатели прогресса: практики инвестирования в науку в России и мире»

— в рамках проекта «Формула Диалога», реализуемого Форумом Доноров при поддержке Фонда президентских грантов.

В 2023 году на исследования и разработки в России планируется выделить 492 млрд руб. Общий объем государственной программы «Научно-технологическое развитие» с учетом задач по финансированию высшего образования составит более 1,1 трлн ежегодно. Какую роль в поддержке науки могут сыграть и играют частные и корпоративные доноры? Насколько престижно и выгодно инвестировать в науку в России и мире, и какие механизмы при этом используются? Среди участников: 

Тагир Аушев (АНО Научный центр «Идея»), Наталья Гладких (Журнал «Позитивные изменения»), Ирина Белых (Фестиваль актуального научного кино ФАНК), Людмила Пантелеева (Эндаумент-фонд «Филантроп»), Лариса Пастухова (БФ «Система»), Роман Склоцкий (независимый эксперт), Ирина Ефремова-Гарт (Мобиус Технологии).

Дискуссию открыла презентация обзора «Роль фи­лан­тропии и социально-ответственного бизнеса в поддержке науки в России и мире» кабинетное исследование было проведено независимыми экспертами в рамках проекта «Формула Диалога» при поддержке Фонда президентских грантов. В исследовании учли опыт социально ответственного бизнеса (вложения в науку за исключением проектов по коммерциализации). До 70% по компаниям во всем мире составляют частные вложения в научные исследования. Россия занимает второе место в мире, после Мексики, по объему финансирования от государства 67,8%.

Обзор моделей частной поддержки науки показал участникам сессии новые возможности участия доноров: не только прямое финансирование, но и создание условий (лаборатории, оборудование), GR в сфере образования и науки и др.

Возможная поддерживающая роль в дальнейшем связана с поддержкой новых направлений образования и науки, развитием сообщества с фокусом на доступность  образования, формирование новых институциональных практик.

Современный грантовый конкурс – это не просто выдача денег под заявки, оцененные экспертами. Это сложный инструмент, который, как конструктор, собирается из множества элементов, – считает Тагир Аушев (НЦ «Идея»). Главный элемент – это чётко поставленная цель – ради чего этот грант создается, например, для развития какой-то определенной области наук или технологий, развития внутреннего кадрового потенциала или привлечения внешних специалистов, поиска прорывных идей или внедрения существующих в индустрию и т.д. Следующий элемент – это заинтересанты в результате гранта (а не в его процессе – в деньгах) и правильное включение этих участников в цепочку реализации гранта. Далее, такие элементы, как максимально точно выделенная целевая аудитория, система отбора заявок и критерии оценки их качества, и многие другие. Фактически, создание эффективно работающего гранта – это тоже наука.

В рамках Научного центра «Идея» мы выделили проблему, существующую при переходе выпускников российских вузов в аспирантуру. Финансовая поддержка осуществляется сначала на стадии поступления в аспирантуру в виде стипендии, но на крайне низком уровне – около 10 т.р. в месяц, а затем в виде возможности выиграть аспирантами гранты. Однако многие потенциально сильные кандидаты после магистратуры уезжают на более привлекательные позиции за границей, где они, пусть и пройдя жесткий отбор на входе, получают финансово полностью обеспеченную позицию аспиранта и возможность сразу заниматься исследованиями без необходимости подавать на гранты. Получается, что гранты аспирантам в России выдают лучшим из оставшихся. К тому же, экспертам сложно адекватно оценить потенциал аспиранта без личного общения с ним.

С учетом этого Центр запустил конкурс на открытие аспирантских позиций в области нейронаук для ведущих ученых, которые подают на конкурс научные темы своих будущих аспирантов. Победители конкурса получают возможность в течение года найти себе кандидата в аспиранты, который и будет получать средства гранта в течение всего времени прохождения аспирантуры. В данном случае, эксперты Центра оценивают и отбирают лишь ведущих учёных, а вот качество отбора наиболее талантливых аспирантов обеспечивается тем, что это делают сами ведущие учёные, как главные заинтересанты в успешности этих аспирантов. Конкурс проводим уже 3 года, и можно сказать, что в рамках этого конкурса создается целое сообщество молодых ученых и их руководителей, активно взаимодействующих и представляющих друг другу свои научные результаты на ежегодных отчетных конференциях и научных школах.

В фокусе БФ «Система» — выявление и сопровождения молодых талантов вплоть до до первого рабочего места. В Фонде действует стипендиальная программа (поддержка в вузах и колледжах), организована кооперация с научными организациями (поддержка научных коллективов). Отдельное внимание уделяется работе с молодыми учеными с «заделом» (тех, у кого уже есть публикации, кто планирует дальше развивать свою научную деятельность, заинтересован в обмене опытом). 

По мнению Ларисы Пастуховой, бизнес, ориентированный на работу «вдолгую» начинает сотрудничать с молодёжью ещё со школьной и студенческой скамьи, реализуя долгосрочные и комплексные программы. Поддержка же научных, исследовательских разработок молодых людей требует понимания от донора, в т.ч. иногда готовности получать отложенную монетизацию. «Это в некотором смысле особые венчурные  инвестиции.  Для молодых же исследователей, кто серьезно занимается наукой, внимательно изучает тематические и смежные поля, выбирает, куда прикладывать усилия и с кем идти вместе, — это уникальные  возможности для профессионального развития, так как редкие  научные исследования можно совершить в одиночку: нужна база, коллектив, площадка для апробации и внедрения».

Еще одна форма поддержки вклад в эндаументы. Людмила Пантелеева отмечает, что в России инструмент целевых капиталов в образовательных и научных институциях недооценен и вузами, и донорами. Между тем, именно он дает бОльшую свободу научным командам и не требует моментального возврата инвестиций. «Наука и исследования рождаются в академической среде. Вся финансовая и исследовательская автономия университетов базируется на том, что у них есть свои «кошельки». В Гарварде 20% дохода от эндаумента идёт на студентов, на исследования и науку приходится 7-10%. В России в качестве удачного примера вуза с динамично развивающимся эндаументом можно привести МФТИ. 

Показателен пример Японии. Со спадом интереса к научным исследованиям у студентов и доноров правительство страны предложило бороться, создав крупные эндаументы, потому что гранты это хорошо, но эндаумент это игра вдолгую».


5. Дискуссия «Одна голова — удовлетворительно: в чем ценность партнерства в сфере образования?»

— в рамках проекта «Формула Диалога», реализуемого Форумом Доноров при поддержке Фонда президентских грантов

Можно ли говорить о партнерстве как сложившемся тренде в образовании? И в чем секреты сегодняшних коллабораций в сфере образования и просвещения? 

У Благотворительного фонда «Вклад в будущее» сегодня больше 30 регионов-партнеров в образовательных программах: чаще всего это нефинансовая поддержка (информационная, организационная, экспертная), — рассказывает Евгений Матвиенко

Изначально решение о партнерстве с органами власти выглядит просто: главное — получить доступ к главному топ-менеджеру или вице-губернатору и через вертикаль предпринимать конкретные шаги. 

Однако постепенно команда пришла к выводу, что надеяться только на бумагу от первого лица — это серьезный риск. «Мы перешли от формата дорожных карт к более гибким схемам работы, оказалось, что иногда проще двигаться «снизу вверх», а значит — надо делать отдельные соглашения и коммуникации на каждом уровне, на котором мы можем найти сторонников такого партнерства». К моменту, когда необходимо переподписать соглашение, в регионе находятся люди, которые сами лидируют и продвигают этот процесс.

Подростковый запрос на образование меняется очень быстро — в IT-хабе в ответ на эти условия стараются регулярно менять и обновлять образовательные программы. Тем фундаментом, который позволяет строить базу партнерства, для Михаила Сумбатяна и его команды является одинаковый взгляд на цели и ценности работы. Третий год IT-хаб измеряет импакт для учащихся и партнеров. Например, мы видим, как цель подростков менялась с годами: у учащихся — от высокой зарплаты до профессионального наставника, у родителей — от диплома для ребенка до его активного вовлечения в актуальную практику. 

Светлана Скользкова (БФ «СКБ Контур») добавляет к набору общих целей и ценностей единое видение вызовов, с которыми предстоит справляться. Обычно это 1) неравномерное развитие образования и, как следствие, экономики; 2) ошибки профессионального самоопределения школьников и отрицательная экономика образования; 3) демографические кризисы. В партнерствах СКБ Контур занимает роль интегратора, в т.ч. развивающего не только среду для учащихся, но и для педагогов. Среди их программ поддержка школьников, сильных в математике, гранты на стажировки и поездки на международные олимпиады, грантовый конкурс для педагогов, учительские конференции, фестиваль научпопа «Пикник IT». Из самых последних проектов — профориентационный сервис «Гид по IT» с лозунгом «В IT есть место каждому». Пройдя тест, пользователь может найти свои сильные стороны, которые позволят отнести его к одному из 4х профилей, в которых нуждается IT-сфера.

Среди проблем, которые могут препятствовать установлению партнерства, Юлия Манаенкова (БФ «Эмпатия») выделила слабую коммуникацию: «Даже самый хороший проект может упереться в непонимание или в нежелание взаимодействовать конкретного исполнителя на местах. Поэтому мы очень много усилий вкладываем в то, чтобы объяснить, какие свои проблемы и потребности школа или учреждение могут закрыть, чтобы каждый директор школы хотел сотрудничать с нами».

Секрет успеха Юлии — в распределении ответственности с учащимися. Для разработки концепции и открытия первой Точки кипения на Урале совместно с АСИ, фонд привлек не педагогов, а школьников, которые теперь отвечают за программу и результаты работы Точки. 

В основе партнерских проектов Фонда семьи Тиньковых — наличие заинтересованного партнера. «В процессе работы по созданию регистра доноров костного мозга и подобных мы поняли, что нам важно пересмотреть свою работу: в нижней части айсберга проблемы, с которой мы работаем, лежит именно образование и наука». По словам Константина Тихомирова (Фонд семьи Тиньковых), фонд вложил несколько сотен миллионов в медицинские проекты, прежде чем осознал большую значимость вложений в людей и запуска партнерских проектов с обязательным участием заинтересованного лица в каждом конкретном регионе. В роли партнеров выступают эксперты, медицинские сотрудники, исполнители, которые обучают врачей и медсестер, а также компании, работающие в конкретных регионах и заинтересованные в развитии и в поддержке общественного здравоохранения. 

Выксунский «ПРОгул» («про городской учебный ландшафт») родился в качестве адаптированного столичного «Учебный день музеев», — делится Ирина Скобелева (БФ «ОМК-Участие»). С помощью проекта фонд решил показать город с нового ракурса, а также задействовать имеющиеся ресурсы компании — музей, предприятие. Кода первая попытка вовлечь педагогов не увенчалась успехом, фонд решил собрать рабочую группу с участием представителей департамента образования, а также родоначальников столичного проекта. В результате совместной работы с авторами московской инициативы педагоги в Выксе осознали возможность и результаты этой деятельности, а регулятор на уровне города поддержал тиражирование проекта. «Таким образом мы создали полноценный заинтересованный методический совет проекта, и готовы уже делиться опытом», — пригласила коллег на профильную конференцию в ноябре 2023 года. 


6. Дискуссия «Оценка для приращения знаний: новые инструменты для повышения эффективности работы сектора»

— при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

Как понять, что инвестиции могут вернуться в виде позитивных социальных изменений на том этапе, когда проект еще не реализуется? Как понять, что, говоря о социальных изменениях, речь идет об одном и том же? 

Не существует единственного корректного определения того, что можно называть оценкой воздействия — оно всегда должно быть сонастроено с культурой, спецификой и потребностями конкретной организации. «Сегодня мы будем говорить про социальный эффект как изменения, которые случаются во внешней среде благодаря результатам тех программ, в которые мы инвестировали», — ограничила рамки дискуссии модератор Ирина Ефремова-Гарт (Форум Доноров).

Когда доноры прибегают к оценке социального эффекта? По словам экспертов, это происходит в случаях:

1) пересмотра стратегии, 

2) проработки дизайна конкурсов, 

3) сонастройки с какими-то новыми участниками: «Если в проект входят новые партнёры, если мы выходим на новые территории или получаем какие-то другие новые вводные, которые будут влиять достаточно долгое время» (БФ «Дорога к дому»). Алена Богомолова также отметила, что при работе с НКО и благополучателями в сельских поселениях слова «доказательный подход» воспринимаются гораздо лучше, чем «оценка» или «мониторинг»,

4) измерения влияния на общественное мнение. «У нас есть одно направление, которое мы сейчас развиваем, где не очень заметен или слабо измеряем социальный эффект — когда происходит изменение в общественном сознании, в отношении к какой-лито теме», — делится Эльвира Гарифулина (БФ «Абсолют-помощь»). 

«Для оценки важно зафиксировать и базовые термины, и границы того, что мы собираемся оценивать», — добавляет Ольга Евдокимова (АНО «Эволюция и фи­лан­тропия»).

Конкретной механикой поделился Александр Боровых (БФ «Даунсайд Ап»): «Мы не делаем оценку социального эффекта, как точечный анализ, мы стараемся отслеживать его каждый год. Весной, в конце учебного года, мы проводим опрос наших благополучателей, чтобы узнать, произошли ли у них какие-то изменения, какое влияние наша организация оказала на эти изменения».

Новую методику оценки социальных проектов и решений с учётом социальной значимости, разработанную Благотворительным фондом «Вклад в будущее», представила Екатерина Ядова: «инвесторы всегда любят получать обратную связь понимать, что происходит — хотя бы номинально: 92% российских инвесторов считают обязательным измерения социального воздействия, и это очень большой процент. Мы столкнулись с тем, что существующие методики позволяют ответить на вопрос поддерживать или не поддерживать проект, а что в нем особенно хорошо, что требует доработки — непонятно». Фонд пригласил к партнерству АНО «Эволюция и фи­лан­тропия» и других экспертов — суммарно более 30 российских и международных практик, в результате получилась методика, которая позволяет прогнозировать социальную значимость проекта еще на этапе прогнозирования. Для прогноза социальной значимости показатели анализируются по трем группам критерием: степень стратегического соответствия решения, потенциальное социальное воздействие и вероятность достижения социального воздействия. Фонд напоминает, что методика — гибкий инструмент, и приглашает ориентироваться на нее в работе и давать обратную связь авторам.


Видеозаписи дискуссий:

  • Визионерская дискуссия: «Знания как универсальная ценность»: https://youtu.be/GswRON0vUec
  • Пленарная дискуссия «Бесценный груз: как организовать накопление, управление и передачу знаний и компетенций в секторе» https://youtu.be/Kh4fi7ikjgM
  • Сессия «От тренда к бенчмарку: наставничество и другие инструменты трансляции знаний в секторе» https://youtu.be/KwQgp9MGoyM
  • Сессия «Грантовый конкурс на основе знаний и опыта: оптимизация процесса» https://youtu.be/31pyOL3TSOg
  • Сессия «Оценка для приращения знаний: новые инструменты для повышения эффективности работы сектора»: https://youtu.be/ZRVFUiQHbTo
  • Сессия «Доноры как двигатели прогресса: практики инвестирования в науку в России и мире» https://youtu.be/xdmIArleY-Y
  • Сессия «Одна голова — удовлетворительно: в чем ценность партнерства в сфере образования?» https://youtu.be/NEOoy1HpcqU
Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.