27 апреля в библиотеке им. Некрасова Форум Доноров провел Клуб меценатов о поддержке литературы и чтения. Своим опытом поделились куратор книжных фестивалей, руководитель программы писательских резиденций и директор самой большой и популярной московской библиотеки.
«По оценкам исследований в области культуры, чтение продолжает оставаться одним из самых доступных видов культурного досуга, а писательство – видом творческой деятельности, требующим минимальных финансовых вложений», — отметила во вступлении Катя Светличная, руководитель Клуба меценатов Форума Доноров. «С писателями — особая история. Чтобы достичь успеха в кино, наверно, надо быть в Москве. А писателю что нужно? Письменный стол и ручка с бумагой», — цитирует Катя писателя Евгения Водолазкина.
Михаил Фаустов, программный директор Межрегиональной Федерации чтения рассказал о том, как проводятся книжные фестивали и как они могут сделать на несколько дней даже самый маленький город центром культурной жизни региона.
«Книжный фестиваль — это концентрированное счастье», — уверен Михаил. Рассматривая КФ с точки зрения аудитории, он делит ее на две неравные части: интересующиеся литературой, читающие книги (им важно пообщаться с авторами, купить новые издания), а также нечитающие (для них важно показать возможность радости чтения).
«На первом фестивале «Белый июнь» в Архангельске я наблюдал такую сцену: писатель сидит и рассказывает заинтересованной, но немногочисленной аудитории — 4 человека — про редкую книгу немецкого философа Вальтера Беньямина. И тут неожиданно останавливается случайный простой мужик с авоськой. Он садится на полчаса, потому встает и идет дальше по ярмарке, забывая, что он шел с авоськой по своим делам. И мы делаем фестивали именно для таких людей, случайно проходящих. Чем больше людей, пришедших на книжный фестиваль или ярмарку просто так, тем важнее результат мероприятия».
Книжный фестиваль состоит из 5 частей: содержательная, техническая, книжная ярмарка, коммуникационная стратегия и бюджет. Чтобы книжный фестиваль не превратился в шоу Бременских музыкантов, программ на 60% должна состоять из местных писателей. Да, федеральные, московские эксперты привлекут внимание части аудитории, но локальные выступления позволяют более глубоко познакомиться с историей места для самих жителей.
Кто может быть партнером фестиваля: социально ответственный бизнес, государственные доноры, частные меценаты, активные и вдохновленные жители. Минимальная стоимость для качественного фестиваля (независимо от города, населения, удаленности от Москвы): 5 млн. руб. при уличной застройке и ок. 2-3 млн. для фестиваля только в закрытом помещении.
Результативность таких площадок отражается в ряде индикаторов: повышение общего культурного уровня населения, улучшение отношения к компаниям-организаторам фестиваля, рост числа новых литературных проектов, рост новых книжных магазинов, увеличение туристического потока в период проведения фестиваля.
Юлия Вронская, креативный директор Дома творчества Переделкино, рассказала о феномене литературной резиденции.
Весной 1932 года Максим Горький писал Константину Федину: «…в Москву еду с проектом: отобрать человек 20-25 наиболее талантливых литераторов, поставить их в условия полнейшей материальной независимости, предоставить право изучения любого материала, и пусть они попробуют написать книги, которые отвечали бы солидности вопросов времени…»
Эта идея Горького появилась одновременно с инициативой группы писателей во главе с Борисом Пильняком, которые организовали дачное кооперативное товарищество. Дискуссия вокруг создания такого рода резиденций переродилась в конкретный проект после встречи писателей на квартире Горького с руководством страны Сталин предложил: «Построить писателям гостиницу под Москвой — этого мало. Писателю не захочется надолго отрываться от семьи…Не гостиницу, а город надо построить для писателей где-то под Москвой, где бы они могли жить вместе с семьями, друг другу не мешая, и интенсивно творить».
После этой встречи выходит указ «О строительстве «Городка писателей».
При этом реставрационные работы после советского периода работы городка писателей проводятся до сих пор и ведутся параллельно с образовательной и культурной программой: это принципиальное решение команды, которая хотела как можно скорее открыть двери для авторов и широкой аудитории. Сегодня Переделкино — один самых знаменитых писательских поселков страны. Как и в советское время, следуя задумке Горького, здесь писатель может погрузиться в создание литературного шедевра, не отвлекаясь на бытовые заботы.
Попасть в Переделкино на резиденцию можно по прозрачной процедуре: надо подать заявку и пройти отбор (комиссия состоит из признанных экспертов, критиков, издателей, редакторов).
«Фактически мы покупаем время для автора», — говорит Юлия. Обычно в повседневной жизни писатель занят трудом для получения базового заработка (журналист, копирайтер, преподаватель). «Мы даем им три недели на то, чтобы посвятить себя творчеству и не заботиться ни о чем. У нас сейчас есть менеджерские и финансовые возможности делать больше резиденций для большего числа писателей. Пока она есть, мы пользуемся ей и приглашаем писателей». Продвижение авторов-резидентов продолжается и по завершении резиденции: про них пишут профильные медиа, их интегрируют в региональные книжные фестивали и др.
Но даже само участие в конкурсе становится возможностью войти в литературное сообщество. По словам Юлии, несколько человек, которые не прошли отбор в резиденцию, сейчас работают с кем-то из редакторов и издателей.
О новом образе городских библиотек рассказала Мария Привалова, генеральный директор Библиотеки им. Н.А. Некрасова.
Библиотеки часто проигрывают в привлекательности театрам и музеям. Кроме того, они частые жертвы стереотипов:
1) «интернет заменил книги?» — нет, люди по-прежнему предпочитают читать бумажную книгу, если есть такая возможность. Кроме того, в библиотеке нет онлайн-хаоса: книги здесь структурированы, а информацию найти и освоить гораздо проще.
2) «сюда ходят только пенсионеры» — по итогам московского опроса, портрет среднего пользователя библиотеки соответствует среднему москвичу.
Сегодня библиотека предоставляет аудитории доступ к целому набору благ: книгам, журналам, интернету, рабочим пространствам (в Некрасовской библиотеке в высокий сезон даже не хватает места для работы за компьютером) и мероприятиям (Библионочи, фестивали — 60-70 событий в месяц, включая читальные, разговорные клубы, лектории, дискуссионные встречи и прочие волонтерские инициативы).
Чтобы сделать читальные практики более доступными для желающих, библиотека запустила свои точки в крупнейших торговых центрах ТЦ «Водный», ТЦ «Океания», парке «Кузьминки» и др. Можно выбрать и заказать нужную книгу онлайн и затем забрать в библиотечке. В них особенно внимательно относятся к дизайну и составу книг: важно, чтобы точка была интересной и востребованной, не создавала ощущение ветхости и замшелости.
«День рождения у ученика хорошего лицея», — так метафорически описывает мероприятия в библиотеке Мария. Для лояльной аудитории у библиотеки нет билетов в музей или театр, но команда Некрасовки нашла выход. Здесь действует система книжных дневников и отзывов о прочитанных книгах. Победители получают новые книги, сертификаты на обучение или даже выходные в Переделкино др.
Библиотека сегодня — зона абсолютного доверия для горожан и надежный партнер для корпоративного сектора. Объединяя большую аудиторию, расширяя масштаб деятельности, библиотека становится полноценным и заказчиком, и исполнителем культурного продукта.
Некрасовка активно делится опытом: обучает региональные библиотеки, издает гайд-буки и другие материалы для наполнения библиотечных пространств с т.з. формы (планировка пространства, варианты мебели и пр.) и содержания. Одним из лучших своих «наставнических» проектов команда Некрасовки считает национальную библиотеку Татарстана в Казани.
Мероприятие прошло в рамках проекта «Форум меценатов будущего», проводимого Форумом Доноров при поддержке Библиотеки им. Некрасова и Президентского фонда культурных инициатив. Ссылка на полную видеозапись дискуссии: https://youtu.be/F_k1LizgpjQ