Новости: Новости Форума

Итоги выездной гостиной ЕЖФ

Миниатюра

Форум Доноров, Фонд «Росконгресс» и Совет Евразийского Женского Форума при Совете Федерации провели вторую выездную гостиную о том, как женщины-лидеры благо­твори­тель­ности реализуют антикризисные стратегии. Мероприятие стало частью проекта «Российское донорское сообщество на фоне глобального кризиса: стратегии, конвенциональная повестка, перспективы», реализуемого Форумом Доноров в 2021-2022 гг. при поддержке Фонда президентских грантов и других партнеров.

В июне 2020 года прошла первая аналогичная антикризисная женская гостиная: тогда вместе с Галиной Кареловой и Натальей Комаровой участницы обсуждали, как реагировать благо­твори­тель­ному сектору на вспышку пандемии. Сегодня же участвовали лидеры донорских организаций, а также представитель министерства экономического развития, курирующий блок НКО и благо­твори­тель­ности: Ирина Сокол (ТАСС), Фатима Мухомеджан (БФ «Искусство, наука и спорт»), Мария Морозова (Фонд Тимченко), Оксана Косаченко (БФ «Система»), Мария Дронова (ЕВРАЗ) и Елена Иваницкая (Мэнокономразвития).

Эксперты сравнили текущую ситуацию с периодом пандемии. Таким образом можно воспользоваться накопленным за прошедшие два года опытом. Одним из главных уроков пандемии, по мнению Марии Морозовой, стало лучшее понимание обществом роли НКО-сектора в восполнении дефицитов, с которыми столкнулась государственная система. Особую роль сыграли НКО, работающие в непосредственной связи с благополучателями, зачастую приходили на помощь соседские объединения. И второй важный урок заключается в том, что самыми эффективными стали те, кто мог объединиться и компенсировать сложности друг друга. Елена Иваницкая предложила новый термин — «вотсапное право», — который отражает оперативное неформальное согласование документов и изменений в кризисный период.

Елена также представила статистику: не все меры поддержки, предоставленные Минэкономразвития, «дошли» до НКО и компаний, и потенциал еще есть: из 44 тыс. организаций лишь 12 тыс. воспользовались возможностью получить субсидию на оплату труда за вынужденные выходные дни. Налоговым вычетом для компаний воспользовались лишь 36 юрлиц (в 2020 г., 10 млрд. пожертвований), 65 юрлиц (2021 г., 12 млрд. пожертвовано).
Среди планов на 2022 год: мораторий на проверки юрлиц, предложения в Правительство пониженные ставки по страховым взносам для всех НКО в реестре Минэка, а также гивтейт (за налоговым вычетом по совершенным пожертвованиям идут сегодня только 4% физлиц — в результате вычет не попадает ни к человеку, ни к организации).

Снижение благо­твори­тель­ных пожертвований с 2020 года фиксируют все: и фонды, и государство: во-первых, стало меньше и иностранных компаний-доноров, во-вторых, уровень благосостояния граждан стал ниже. Если в пандемию люди были готовы помогать, то сейчас многие занимают выжидательную позицию.

Важное отличие от ситуации 2020 года обозначила Оксана Косачено: «Сейчас поломана банковская система — как делать реккурентные платежи, никто не знает — нужно перестраивать саму систему. Людей, которые хотят жертвовать, меньше не стало, но объективно сократились возможности».
Вакцины и двухнедельного карантина нет, сейчас ситуация гораздо большей неопределенности.

О том, как поддерживали не только благополучателей, но и команду, рассказала Фатима Мухомеджан: «Нашей основной задачей в конце февраля было донести до коллектива, что каждый может разделять комфортные ему ценности, но при этом у организации есть сформулированная позиция, при необходимости можно получить поддержку и помощь психолога и коллег».

«С учетом того, что многие промышленные мероприятия находятся в моногородах, и многие иностранные компании ушли, мы понимаем, что помогать, кроме крупного бизнеса и самих людей, больше некому. Сохранить стабильность в наших городах, не вернуться в 90е года — это основная наша задача сегодня. До пандемии в моногородах было модно заниматься комфортной средой, латанием дыр и инфраструктуры, но в пандемию все внезапно бросились спасать здравоохранение. 2020й год научил нас шире смотреть на ситуацию и видеть тех, кто особенно нуждается в помощи», — поделилась Мария Дронова.

Благотворительный сектор управляется преимущественно женщинами, но, по мнению Оксаны Косаченко, необходимо сокращать гендерный дисбаланс: «Мы с вами делаем ежедневную работу, а решения принимают наверху, где лишь 17% женщин-руководителей». Фатима Мухомеджан предложила пойти по пути усиления GR и более активно вовлекать женщин-лидеров фондов и КСО в систему государственного управления и определения стратегических государственных приоритетов.

Представитель Минэкономразвития обозначила также планы по работе с НКО. «В этом году заканчивается срок действия плана по реализации Концепции по благо­твори­тель­ности. Повестка координационного совета будет строиться в соответствии с запросами фондов и ответственных компаний».

Стандарты бухучета, нефинансовой отчетности, интерпретация законодательства об иноагентах, помощь в развитии инфраструктуры НКО, поддержка НКО в регионах, а также информационная поддержка со стороны крупных СМИ — вот лишь небольшой перечень запросов на поддержку со стороны участников в адрес профильных министерств. По словам Фатимы Мухомеджан, уровень развития региона и активность НКО напрямую коррелируют. Людям интересна деятельность НКО, но почему-то до сих пор неинтересна СМИ. Именно нашими проектами сейчас можно разбавить информационную повестку в адрес эмоционально уставших людей.

Интерес со стороны широкой аудитории подтвердила Александра Болдырева (Форум Доноров) — она представила предварительные результаты исследования донорских организаций и отношения россиянам к их работе. Большинство россиян (68%) осведомлены о благо­твори­тель­ных и волонтерских программах, направленных на помощь и поддержку социально уязвимых лиц, в том числе в период пандемии. 58% осведомлены о таких программах в общих чертах, 10% – в деталях. Россиянам в целом интересна деятельность благо­твори­тель­ных фондов (74%) и компаний, поддерживающих социальные инициативы (76%). Большинство (70%) считают, что подобные проекты помогают государству и обществу решать важные проблемы. Однако треть россиян не до конца понимают мотивацию бизнеса и НКО заниматься благо­твори­тель­ностью (30% не понимают мотивации бизнеса, 26% – НКО).

Исследование проводится Форумом Доноров совместно с Аналитическим центром НАФИ при поддержке Фонда президентских грантов.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.