28 сентября в Рязани состоялся круглый стол, на котором были представлены результаты исследования по проекту «Индекс детского благополучия» в регионе в 2023 году.
В круглом столе приняли участие порядка 100 человек: представители Министерства образования, Министерства соцзащиты, аппарата уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области, школ, медицинских учреждений для детей, учреждений системы профилактики социального сиротства, НКО, а также эксперты из МГУ и МГППУ.
Модератором выступила руководитель аналитического отдела Фонда Тимченко Элина Илларионова.
«Мы работаем с Фондом Тимченко на протяжении многих лет и благодарны коллегам: реальные результаты деятельности Фонда видны на территории Рязанской области. Сегодня нам предстоит проанализировать ситуацию с детским благополучием в регионе и выработать меры и мероприятия, которые позволят его улучшить. Очень важно, что вопросы детского благополучия обсуждаются не только со взрослыми, но и с самим детьми. Вчера состоялся круглый стол с учащимися школ города Рязани, где они обозначили основные проблемы, которые их волнуют. На первый план вышли отношения в семьях — детям не хватает внимания взрослых. Второе направление — это вопросы, связанные с образованием», — сказала Ольга Сергеевна Щетинкина, министр образования Рязанской области.
В 2023 году работа над Индексом велась в шести регионах: Алтайский край, Республика Карелия, Калининградская, Рязанская, Нижегородская и Тульская области. Был проведён полевой этап исследования, собрано более 83 тыс. анкет детей и 69 тыс. анкет родителей.
Подробнее о результатах исследования в Рязанской области
В рамках исследования «Индекс детского благополучия 2023» в Рязанской области опрошено 11 615 детей из всех муниципалитетов. Это более 13,6% детей региона в возрасте от 10 до 17 лет.
- 60,3% опрошенных детей из Рязанской области указали, что им «очень нравится» или «нравится» учиться в школе. При этом обычно ответы девочек чуть выше, чем ответы мальчиков, но в Рязанской области это соотношение практически одинаково (60,3% у девочек против 60,5% у мальчиков).
- Дети из сельских населенных пунктов чаще, чем дети из ПГТ и малых городов и чаще, чем дети из крупных городов и регионального
центра отмечают, что им нравится в школе. В сельских территориях вариант ответа «очень нравится» выбирают 27,8% опрошенных, в малых городах и ПГТ 25,6%, а в крупных городах и Рязани только 20,3%.
- Занятия в спортивных секциях и танцами показывают наибольший разрыв между типичными дополнительными занятиями юношей и девушек. Если среди первых занимаются в спортивных секциях порядка 41,8%, то среди вторых только 23,2%. В то же время танцы посещает 16,8% девушек и лишь 2,9% юношей.
- В среднем, 10,5% опрошенных детей Рязанской области указали, что у них есть, по субъективным ощущениям, ограничения по здоровью, которые им сильно мешают. В то же время среди детей,
у которых нет друзей, этот параметр достигает 21,8%, а среди детей из семей с низкими доходами — 17,3%.
- 26,6% опрошенных детей за 2023 год не выезжали никуда за пределы своего региона. Среди детей из семей с низким доходом таких 40,7%.
- В целом, 62,8% детей считают, что одноклассники относятся к ним «хорошо», и этот параметр увеличивается с возрастом: в 10-13 лет так считают 56,6% детей, а в возрасте 14-17 лет уже 65,4%.
- 14,3% детей из Рязанской области на вопрос о наличии у них близких друзей ответили отрицательно. При этом только 10,5% родителей считают, что у их ребенка нет друзей. Дети из групп риска чаще других отмечают отсутствие друзей: 22,2% среди тех, кто имеет итоговые двойки за четверть или год, 25% среди жертв буллинга и травли, 26,3% среди детей из семей с низким доходом.
***
Индекс детского благополучия — это согласованная система показателей для оценки качества жизни детей, основанная на анализе регулярно собираемых статистических данных и социологических исследований с участием детей и родителей. Такая система позволяет определять отклонения, выявлять проблемные зоны и лучшие практики, а также принимать управленческие решения о корректировке государственной политики защиты детства и стратегического планирования благотворительных программ в сфере детства.
Система состоит из следующих элементов:
- Субъективный индекс детского благополучия (разработан исследовательской командой РАНХиГС при Президенте Российской Федерации) — это система статистических показателей, основанная на результатах онлайн-опросов детей и родителей, которые проводятся в каждом регионе-участнике. Индекс рассчитывается по 18 показателям, объединённым в 6 доменов: Образование, Здоровье, Материальное положение, Безопасность, Социальные отношения, Самореализация. Вопросы, фиксирующие значения показателей, выработаны на основании экспертных оценок и опыта разработки других Индексов, в том числе индекса детского благополучия ЮНИСЭФ.
- Статистический индекс детского благополучия (разработан исследовательской командой МГУ им. М.В. Ломоносова) — это система статистических показателей, основанная на регулярно собираемых данных о положении детей в России, 27 показателей, основанных на данных официальной статистики и результатах выборочных обследований, публикуемых Росстатом.
- Общий индекс детского благополучия — это система статистических показателей, основанная на регулярно собираемых данных о положении детей в России и результатах онлайн-опросов детей, 45 показателей.
Система дает возможность понять:
- Статистическую и субъективную оценку благополучия, в перспективе и общий индекс («одна цифра»).
- Благополучие в области здоровья, материального благополучия, безопасности, развития.
- Успехи взрослых в конечных или промежуточных индикаторах благополучия детей, в улучшении среды обитания детей или в уровне финансирования и бюджетирования политики для детей.
- Благополучие детей в регионе, в муниципалитете, в школе; благополучие в сравнении со среднероссийскими данными или благополучие в отрыве от такого сравнения (для муниципального и школьного уровня).
Данные Индекса могут быть полезны широкой аудитории: специалистам, работающим с детьми; представителям региональной и федеральной власти; НКО и социальным инвесторам; самим родителям и детям, а также экспертному и научному сообществу в России и мире.