Новости: Новости Форума

Материалы первой онлайн-дискуссии «Поддержка образования и науки»

Миниатюра

Форум Доноров 30 июля провел онлайн-дискуссию «Поддержка образования и науки. Часть 1: Проблемы сектора и варианты решения» с презентацией и обсуждением первых результатов исследования в рамках проекта «Социальный вектор: развитие и инфраструктурная поддержка ключевых направлений благо­твори­тель­ной деятельности».
Цель исследования — определить портрет, структуру, перечень (фи­лан­тропических организаций, осуществляющих поддержку образования и науки), стейкхолдеров, актуальную ситуацию, векторы развития сегмента благо­твори­тель­ного сектора, занимающегося поддержкой образования и науки.

В центре дискуссии оказались проблемы в сфере образования и науки, актуальные для благо­твори­тель­ных организаций, специализирующихся на поддержке данных направлений, которые были обнаружены в результате кабинетного исследования и интервью с экспертами и стейкхолдерами. Исследователи разделили их на 6 больших блоков:
1. Влияние коронавируса
2. Цифровизация в образовании
3. Инклюзивность образования
4. Партнерства в сфере поддержки образования и науки
5. Формирование сообществ, коммьюнити в образовании
6. Вопросы содержания образования

Подробнее о каждом из блоков — в презентации дискуссии:

Модераторами дискуссии выступили Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров и Ольга Вохмянина, руководитель направления по связям с общественностью, куратор исследования по поддержке образования и науки Форума Доноров.
Спикеры: 
— Александр Архипов, исполнительный директор Ассоциации выпускников СПбГУ
— Людмила Ильинова, директор «Агентство социального маркетинга» (партнер ПАО «СИБУР»)
— Александра Макеева, руководитель отдела образовательных программ Нестле Россия, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской Академии Образования
— Анастасия Савельева, начальник управления внешних социальных программ и нефинансовой отчётности департамента социальной политики УК «Металлоинвест
— Юлия Селюкова, руководитель образовательных проектов БФ «Система», Директор «Лифт в будущее»
— Диана Сидельникова, заместитель директора по персоналу по развитию процессов управления Дирекции по персоналу и социальной политике АО «Апатит»
— Дмитрий Сизарев, руководитель направления «Разработка» Программы БФ Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала
— Наталия Толоченко, Community-менеджер Coca-Cola HBC Россия


Запись дискуссии доступна для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=K4xjNlmQgn8

Кроме того, Форум Доноров представил результаты опроса выпускников российских вузов и опроса школьников, родителей и педагогов.

1. Опрос выпускников российских вузов — активного alumni-сообщества.

Опрос был проведен при поддержке Ассоциации выпускников СПбГУ. Средний возраст респондентов — 37 лет, треть из них имеют более одного высшего образования, каждый пятый имеет степень.
65% процентов выпускников отмечают, что за последние 10-15 лет ситуация в сфере образования и науки в России ухудшилась, улучшение отмечают 15%.
Наиболее активно занимаются развитием и поддержкой образования
, по мнению выпускников, частные лица (50%), фи­лан­тропы (45%) и государство (35%).
Самыми острыми на сегодня проблемами, по мнению alumni, являются разрыв между образованием в вузах и потребностями рынка, недостаток компетентных педагогов в школах (при этом преподавателями вузов недовольны лишь 5% — против 60%) и низкий уровень цифровизации школ, цифровой грамотности педагогов.
Наиболее важной помощью доноров, по мнению опрошенных, стали бы финансирование обучения и развития педагогов, научных исследований и обучения детей в трудной жизненной ситуации (-сирот, -инвалидов, из малообеспеченных семей). Наименее значимыми кажутся пожертвования в эндаументы вузов и организация стажировок и профориентации для учащихся.

2. Опрос школьников, родителей и педагогов

100% опрошенных родителей отрицательно оценивают опыт организации дистанционного образования, а 3/4 школьников — положительно. Большинство педагогов оценивают этот опыт нейтрально (40%) или отрицательно (35%).
Соответственно сторонниками сохранения дистант-режима выступают преимущественно дети, противниками — родители и педагоги. Но почти треть всех педагогов хотела бы продолжить работу в смешанном режиме: и удаленно, и очно.

Что понравилось в дистанционном обучении педагогам?

    проведение промежуточной аттестации при помощи google-тестов, навык сбора большинства родителей по Zoom
    опыт, который можно использовать для детей на больничном, детей с ОВЗ, тех, кому необходимо освоить материал повторно
    каждый ребенок проводил больше времени со своей семьей
    освоение педагогами интернета для собственного профессионального развития
    навыки самостоятельной добычи знаний учащимися
    «возможность насытить урок наглядными пособиями, но которые, к сожалению, не открывались многими учениками, и отдачи не было»
    организованные ученики смогли скорректировать обучение исходя из своих планов на вуз
    «Дети поняли, как хорошо ходить в школу!»


С какими проблемами педагоги столкнулись в ходе организации онлайн-обучения?

    отсутствие очного контакта: «не вижу глаз, по которым я понимаю, поняли дети материал или нет»
    отсутствие компьютера или интернета у некоторых учеников
    низкий уровень самоорганизации учащихся: «Ребята не воспринимают такое обучение, в нормальном объеме (для них это игра, не обязательность, условность»
    возможность недобросовестной подготовки: «либо родители делали за детей, либо дети списывали друг у друга, в интернете) — в результате в цифрах все хорошо, а на деле — резкий спад»
    нагрузка на педагогов: переписка с учениками, проверка устной части домашней работы, ненормированный рабочий день у компьютера, отсутствие единообразия в отправлении ДЗ: («кому присылать в вацап, кому на почту, кому в контакт»)

Родители недовольны:

    отсутствием контакта и контроля со стороны учителя,
    необходимостью самим включаться в объяснение,
    продолжительным нахождением ребенка возле компьютера

Школьники довольны:

    хорошими отметками: «По сути, ты мог ничего не делать и списывать все»
    короткими и понятными уроками
    возможностью выспаться и не тратить время на дорогу в школу: «Я бы и до 11 класса учился в Онлайн формате, если бы была такая возможность»

Работа в рамках исследования и проекта продолжится в ходе дальнейших онлайн-дискуссий (достижения и тренды сектора, участие в достижении ЦУР).

Исследование проводится Форумом Доноров при поддержке Фонда президентских грантов. Партнером блока «Образование и наука» выступает компания «Металлоинвест», соорганизатором онлайн-дискуссии — Coca-Cola в России.

Материалы по теме

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на обновления

К сожалению, во время регистрации вашей подписки возникла ошибка. Пожалуйста, попробуйте еще раз, чуть позже.
Спасибо за интерес к нашим материалам. Ваша подписка активирована.