Ассоциация грантодающих организаций «Форум Доноров» уже второй год подряд собирает лидеров грантодающих организаций и НКО на крупнейшей социальной площадке. В этом году доноры рассказали о том, как меняются их грантовые конкурсы, дали советы для участников-дебютантов, а также ответили на актуальные вопросы своих будущих заявителей.
Представитель крупнейшего государственного донора Антон Долгов (Фонд президентских грантов) объявил важные для третьего сектора цифры: 105 млрд. рублей составил общий фонд поддержанных ФПГ проектов. Большую роль в их реализации играют и дополнительно привлеченные средства: софинансирование, волонтерские ресурсы и др.
За время работы Фонда принципиально правила конкурса не менялись ни разу, и такая устойчивость помогает заявителям планировать свою работу: все конкурсы проходят в сентябре-октябре и феврале-марте. При этом он не исключил и возможной гибкости: «Если в обществе будут какие-то вызовы, на которые НКО будут оперативно реагировать, мы пойдем к государству за дополнительными ресурсами».
Антон также рассказал про идею региональных конкурсов: «Мы подумали, что было бы правильно небольшие проекты поддерживать в региональных конкурсах, а межрегиональные — в основном конкурсе ФПГ. Но на практике оказалось, что в подавляющих регионах получить поддержку на уровне региона сложнее, чем в федеральном конкурсе». То ли это уровень сложности, то ли уровень доверия, но фонд намерен работать над решением этой проблемы.
«У нас нет возрастного ценза на время работы заявителя: если вы зарегистрируетесь через неделю, то уже на ближайшем конкурсе сможете подать заявку на получение гранта Фонда культурных инициатив», — пригласил слушателей к участию Игорь Соболев (ПФКИ). Он также отметил важное отличие от конкурса Фонда президентских грантов: в первую очередь в ПФКИ ждут те проекты, которые нацелены на передачу культурных смыслов и ценностей публике.
Общий бюджет конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО в 2022 г. был увеличен в 1,5 раза: по словам Екатерины Драгуновой, это связано в т.ч. с тем, что городу важно сохранить в непростое время устойчивость эффективных НКО и работу их команд. Также с 2020 года упрощен комплект документов для подачи заявки, а каждый грантозаявитель получает персональное сопровождение от конкурсного менеджера. Если заявка не проходит по критериям КОСиМП, консультанты дают рекомендации по поводу альтернативных конкурсов. Екатерина также упомянула, что ежегодно растет число заявок на конкурсы — по ее мнению, это связано с ростом числа НКО (особенно заметно объединение людей было в пандемию и после нее), с упрощением процедур, а также с увеличением грантового пула. Самыми популярными направлениями среди столичных заявителей в 2022 г. стали «Молодежь Москвы», «Наше наследие» и «ЗОЖ и спорт».
Андрей Клименко (ЕВРАЗ) напротив отметил, что повышение требований к заявителям повышает их уровень компетенций в сфере социального проектирования, выстраивания партнерств. «Да, наши гранты — для проектов на территории присутствия компании, но мы не ограничиваем НКО, которые работают или зарегистрированы в других территориях: вы можете приехать из другого региона и сделать востребованный проект в нашем городе».
Конкурс Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» «АРТ-окно» такие примеры уже имеет: «У нас был проект, который команда реализовала, полностью управляя им онлайн и привлекая партнеров в городе проведения», — поделился Николай Троцкий. С 2022 г. Фонд запустил конкурс грантов для организации гастролей театральных и музыкальных коллективов: «Люди делают еще проще: едут на гастроли по всему ЦФО, в т.ч. один из наших регионов, за счет средств одного лишь гранта Фонда. Так тоже можно! Приезжайте со всей страны и показывайте свои таланты в наших регионах!»
Елена Снежко (СИБУР) рассказала, что компания привлекает к оценке грантовых проектов не только профильных экспертов и общественных деятелей, но и сотрудников предприятий компании в регионах, ответственных за реализацию социальной политики.
Поддержку могут получить проекты, которые помогают активно вовлекать местные сообщества и создавать новые возможности для жителей города, повышая качество их жизни. По словам Елены, для СИБУРа важно соответствие конкурсных инициатив ESG-принципам компании: «Для всех проектов мы разработали рекомендации по повышению инклюзивности и экологичности. Например, если в рамках проекта необходима сувенирная продукция, то мы просим наших партнеров продумать ее производство с использованием перерабатываемых материалов».
Конкурс «Инносоциум» был задуман, чтобы привлечь внимание молодежи к социальным проблемам и чтобы стимулировать студентов не бояться воплощать свои нестандартные решения: «Победители конкурса получают не только грант, но и участие в ПМЭФ, где представляют свой проект министрам и топ-менеджерам корпораций», — призвала к участию в текущей заявочной кампании Анна Сорокина (Фонд Инносоциум). Большинство доноров внимательно смотрит на партнерство грантозаявителя: с органами власти, представителями бизнеса в регионах, а также на то, в каком виде оно реализуется: формальные письма поддержки или полноценное вовлечение, общие заверения или совместная реализация какого-то из Нацпроектов и т.д.
Мероприятие было инициировано в рамках проекта «Маршрут №17», реализуемого Форумом Доноров при поддержке Фонда президентских грантов. Следить за анонсами мероприятий Форума Доноров, в т.ч. обновлениями работы клуба по грантовым конкурсам можно на http://www.donorsforum.ru/, https://t.me/donorsforum, https://vk.com/donorsforum.