По мнению филантропов и экспертов социальной сферы, диджитализация – это новый этап развития благотворительности. «Постепенно разрыв между организациями, использующими «цифру» в своей работе, и теми, кто еще не освоил новые технологии, работу с большими данными, искусственный интеллект и т.д., будет только возрастать, оставляя все меньше шансов для последних на конкурентное развитие», — отмечает Александра Болдырева, директор Форума Доноров.
За 2018 год почти 50% россиян совершали денежные пожертвования; 84% интернет-пользователей хотя бы раз поддержали деятельность благотворительных организаций. По данным CAF, за последние десять лет число частных доноров на онлайн-платформах выросло за последние годы в 30 раз: с 13,3 тысячи человек в 2013 году до более чем 411 тысяч человек в 2017 году и вместе они пожертвовали более 800 миллионов рублей.
Фаина Захарова (Фонд Линия жизни) уверена, что будущее за видео-контентом. «Современная аудитория мало читает, но много смотрит, и в этих условиях наиболее перспективный формат — live video: сториз, стриминг». Следует учитывать интересы поколений и менять кампании под разные аудитории: тех, кто любит читать и делает это всю жизнь, тех, кто преимущественно скроллит ленты.
Но стримы или игровые приложения тоже не универсальны. Фатима Мухомеджан (БФ «Искусство, наука и спорт») подчеркивает: «Различия в структуре фондов диктуют использование разных типов технологий. Но важна зрелость рынка, и мы в свою очередь активно двигаемся в этом направлении: еще 10 лет назад мы не могли бы реализовывать проект «Особый взгляд» на таком высоком уровне, потому что те возможности, которые фонд может предоставить людям с нарушением зрения сегодня, были бы просто невозможны без технологического прогресса».
Фонды теперь ориентируются на новую Digital-стратегию, основанную на принципах: быстро, просто, близко — считает Екатерина Шергова ( Фонд Подари жизнь). С точки зрения практики эта стратегия подразумевает:
— партнерство со стейхолдерами (банки, платежные системы, digital-компании)
— расширение Digital-присутствия — не только сайт, свой аккаунт в соцсети, но мессенджеры (WhatsApp), сервисы партнеров (Сбербанк-Онлайн) и т.д.
— разработка собственных инструментов (мобильное приложение, интерактивные стенды и т.п.)
— максимальная открытость (акции, проекты) и прозрачность
— быстрые отчеты и показатели эффективности – показать, какие изменения достиг благотворитель, участвуя в том или ином проекте
— аналитика.
Но при этом почти для 75% НКО внедрение цифровых технологий не представляется возможным из-за финансовых ограничений. И именно здесь фонды (Фонд Тимченко, БФ «Искусство, наука и спорт») чувствуют свою ответственность и возможность помочь, сократить разрыв между региональными и крупными федеральными НКО.
Анна Янчевская (БФ «Система») присоединяется к коллегам: «разрыв колоссален, но в наших силах создать так называемый средний класс НКО по уровню владения технологиями». Обучать, передавать технологии и компетенции и создавать цифровую экосистему, где никто не будет столпом, на котором будет держаться реализация цифровых инициатив. Кадровое усиление сектора — отдельный вызов, и справляться с ним нужно по двум векторам: наращивать технологические компетенции внутри организации и привлекать внешних экспертов из IT-компаний.
Для бизнеса тоже важно, чтобы благотворительные инициативы и запросы от НКО соответствовали ряду современных требований: опирались на новые технологии, предусматривали создание измеряемой социальной ценности в результате проекта, аккумулировали весь релевантный накопленный опыт коллег. Об этом говорит Андрей Клименко (ЕвразХолдинг).
Мария Морозова (Фонд Тимченко) присоединяется: мы должны думать о том, что такое социальных эффект, его показатели, каких именно изменений в жизни благополучателей нам удается достигать. Фонд уже несколько лет двигается в этом направлении, проводя онлайн-мониторинг реализации поддержанных проектов, сопровождая его даже после завершения финансовой поддержки, и аккумулируя эту информацию на интернет-ресурсе.
Дискуссия состоялась в рамках обсуждения социально значимых тем на полях сессий деловой программы ПМЭФ-2019, разработанных Социальной платформой Фонда Росконгресс, фондом «Инносоциум».