Оксана Орачева,
Председатель Совета Форума Доноров,
генеральный директор Фонда В. Потанина
Какие из прошедших событий в секторе вас удивили, вдохновили, подали пример в последнее время? Следите ли вы за работой ваших коллег?
Я бы отметила конференцию «Сетевой апрель», организованную «Теплицей социальных технологий». Яркий новый формат удалось совместить с изобилием полезной информации. Такие события не могут не вдохновлять.
Естественно, мы следим за работой коллег. Помогают новые технологии: благодаря социальным сетям мы чувствуем себя вовлеченными в работу других. Бюллетень и календарь, которые делает Форум Доноров, также являются полезными инструментами. Они позволяют ориентироваться в нашем сложносочиненном благотворительном секторе, понимать, какие ещё события могут быть интересны нам и нашим грантополучателям.
Главной темой 2016 года Форум Доноров объявил управление благотворительностью. По вашему мнению, есть ли специфика управления благотворительными организациями, и какие тенденции, как вам кажется, в последнее время наметились в этой области?
Одна из особенностей благотворительного менеджмента – управление ожиданиями. Это отдельная наука: как совместить ожидания получения поддержки с ценностями самой организации, с ее миссией и стратегией. Как обращаться с устоявшимся представлением о том, что в благотворительности работают особые люди, которые способны бесконечно отдавать и ничего не получать взамен, работать совершенно бесплатно.
Если говорить о тенденциях, то я бы отметила дальнейшую профессионализацию управления, что приводит к появлению внутри сектора новых специальностей. Если раньше речь шла прежде всего о специалистах в сфере финансового планирования, бухгалтерского учета и юриспруденции, то сегодня можно говорить о всплеске интереса к PR и продвижению филантропии, работе с новыми технологиями.
Что сегодня происходит в вашем фонде? Что вас радует, какие мероприятия вы с нетерпением ждёте?
По каждому из направлений нашей работы идут конкурсы, у них есть своя цикличность, много интересного происходит у наших грантополучателей, — так что наша жизнь очень насыщенна! Из ближайших планов – конференция «Магистратура: модель для сборки». Это общая инициатива Фонда и Высшей школы экономики. В ней участвуют преподаватели-практики – те, кто разрабатывает и внедряет магистерские программы и готов делиться своим опытом (в том числе, наши грантополучатели). Будут рассматриваться вопросы, как сделать магистратуру успешной, как связать ее с современным рынком труда. Надеемся, материалы конференции будут полезны всем, кто заинтересован в повышении качества российского образования.
Сразу после майских праздников откроется форум «Музейный гид» (в рамках фестиваля «Интермузей», 13-16 мая). На нем мы представим результаты поддержки музеев в прошлом году и лучшие музейные практики. Для нас это не столько рассказ о достигнутом, сколько возможность организовать диалог по актуальным для современного музея темам. Тема форума «Социальная миссия музея» полностью соответствует тому, что делает Фонд в этой сфере.
Летом состоится итоговое мероприятие наших образовательных программ — Школа фонда (4-8 июля в Подмосковье). Она соберет стипендиатов и грантополучателей из ведущих университетов. Им предстоит разработать социально значимые проекты и побороться за грант на их реализацию. Впервые на Школу приедут представители университетских команд, победившие в новом конкурсе на создание инфраструктуры социального проектирования в вузах.