Какие социальные технологии наиболее эффективны при работе с местными сообществами — больше не самый актуальный вопрос. И власть, и гражданское общество понимают, что самоорганизация граждан на местах не всегда укладывается в формы, предусмотренные государством. Вывести эти технологии за пределы региона, в котором они были разработаны и впервые внедрены, даже в соседние города и субъекты — куда более сложная задача. Ее решать помогали сегодня в ходе дискуссии Общероссийского гражданского форума #ОГФ2017″Технологии и практики по развитию городских и сельских сообществ» руководитель проектов Форума Доноров Эльвира Алейниченко, руководитель проекта Комитета гражданских инициатив «Муниципальная карта России: точки роста» Андрей Максимов и авторы социальных квестов, фестивалей уличного кино и других событийных технологий в регионах России.
Фестиваль привлечения ресурсов для развития территорий «Добрые города» начался с инициативы ЦРНО и перешел в статус круглогодичного марафона в ряде регионов. Секрет успешного и беспрепятственного распространения практик, по мнению Анны Орловой из ЦРНО, в том, что группа единомышленников должна уметь договариваться и одинаково понимать территорию и ее потребности. Кроме того мероприятие или инициатива не должна иметь яркого политического или религиозного лейбла.
Фестиваль уличного кино проехал от Владивостока до Соединённых Штатов потому, что «неофициозно, попсово, фаново» подошел к взаимодействию с горожанами и властями на местах. И простые жители, и представители городских администраций, приходя просто смотреть кино, поневоле, по словам куратора Фестиваля Александра Щерякова, становятся свидетелями всего многообразия активностей, которые может предложить и малый бизнес, и культурные центры в городе.
«Без изменения сознания — на территории, где нет активных людей, готовых тратить свое время на перемены среды вокруг себя, никакие финансовые вливания не помогут», — считает Екатерина Затуливетер, социальный предприниматель и основатель компании Altourism: путешествия со смыслом.
Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, Города будущего уверен, что в регионах гораздо больше, чем в Москве, портов, креативных пространств или точек «города будущего» — мест, в которых люди собираются и обсуждают стратегии развития своих территорий. Успех запуска комьюнити-центров в ситуации, «когда люди выходят из ситуации ожидания помощи от государства, когда они получают возможность запустить свои идеи, монетизировать свое хобби».
Мало кто знает, но технология «консолидированный бюджет» СЦПОИ стала прообразом фондов местных сообществ. Факторы успешного воспроизведения технологий от Елены Малицкой, директора Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», выглядят следующим образом:
— активизация сообщества для восприятия технологии как «общего дела людей»,
— формирование диверсифицированных ролей среди граждан (партнёров, коммуникаторов, критиков и др.),
— «докручивание» технологий под местные особенности,
— институционализация инициативы со временем (в ФМС или ресурсный центр)
Локальные технологии, направленные на развитие местных сообществ, могут и должны быть воспроизведены уже без их авторов. Главное — грамотно проработать алгоритм их распространения. К такому выводу пришли участники дискуссии.